Личная эффективность руководителя – Мирбис
Связаться с нами

Личная эффективность руководителя

Версия для печати
15 февраля 2023
Личная эффективность руководителя

Тимур Кармазин,

к.пс.н., доцент,

преподаватель школы бизнеса МИРБИС

генеральный директор YEx ITG

 

Личная эффективность руководителя

 

Часто мы слышим и читаем про эффективность сотрудников, руководителя, процессов и результатов. Менеджеры всех уровней постоянно «ее повышают», иногда на деле, а порой только на словах. Попробуйте задать им несколько вопросов: в чем будем измерять эффективность, с какого и до какого уровня повышать и зачем? Нередко в ответ можно услышать тишину, поскольку «наговоренный пафосный термин» никак не ассоциируется у ряда управленцев с реальными делами, и заботятся они больше о произведенном эффекте, нежели о достижении эффективности. Жорж Мельес, французский предприниматель, сказал: «К моему глубокому сожалению, самые простые трюки производят наибольший эффект».

Сегодня разговор не о трюкачестве, а об эффективности, поэтому будем логичны – сначала разберемся с терминологией, а потом уйдём в частности. Если исследовать материалы по соответствующему запросу, то получим рекомендации по десяткам факторов влияния: от поддержания здоровья, до развития эмпатии. Опровергнуть это сложно, хотя часть из предложенного относится больше к личным качествам, а не к результирующей эффективности. Мы сегодня рамки рассуждений будем сужать.

Итак, эффективность – это отношение результатов к затратам. Значит, чем лучше результат и оптимальнее затраты на него, тем выше эффективность. Следующие вопросы – в чем ключевая роль руководителя и что от него ждет команда? Прежде всего, основная управленческая функция – принятие решения, к которому предъявляются высокие требования. Оно должно разрабатываться в векторе стратегии компании, быть рассчитанным по ресурсам, по способам его достижения, соотнесено с факторами неопределенности и рисков. Чем быстрее руководитель способен принять такое решение, тем оперативнее оно будет реализовано.

Исходя из сказанного приходим к выводу: личная эффективность руководителя во-многом определяется качеством самоменеджмента, скоростью выработки и принятия решения, управлением результатами, расставленными приоритетами, а также реализацией при оптимальных ресурсных затратах.

В этой логике и будем рассуждать.

Чтобы принимать взвешенные и быстрые решения руководитель должен:

Решение неразрывно связано с работой на результат. Во-первых, требуется четкое понимание целей компании и своего подразделения, своих целей, а также целей членов команды. Способность объединить и сбалансировать их приводит к синергии общего результата. Во-вторых, во главу угла всех усилий ставится результат, он должен быть детально описан, при необходимости визуализирован или отражен в цифровых системах. Первичным является его достижение, а методы и процесс остаются на втором плане. Но это не значит, то «цель оправдывает средства»! Для того, чтобы не выходить за рамки стандартов и принципов, от руководителя потребуется дивергентное мышление, т.е. способность находить множество решений одной и той же проблемы в рамках политик организации.

Чтобы не утонуть в потоках информации и задач, следующей компетенцией становится расстановка приоритетов. Неспособность или игнорирование этого приводит к хаосу в управлении, наслаиванию «служебных долгов», усталости, демотивации «всех причастных», перекладыванию ответственности и, как следствие, к конфликтам. Если речь идет о приоритезации задач, то руководитель должен разбираться в принципах выделения оснований для расстановки приоритетов (важность, срочность, значимость и т.п.), а также владеть технологиями и инструментами, позволяющими делать это системно и результативно.

Теперь о затратах на процесс выработки решения и его реализацию, об управлении ресурсами.

Безусловно, затраты на процесс достижения результата не должны быть больше, чем итоговый экономический эффект. Время, люди, деньги, технологии и техника – все относится к ресурсу руководителя, но управление им начинается с самоменеджмента, поскольку «я – это тоже ресурс». Тут подразумевается реализация всего диапазона требований управленческого цикла относительно своей деятельности (цели, решения, планирование, реализация, контроль и корректировка). Способность распределять время и делегировать задачи – одно из ключевых компетенций руководителя. Меньше времени на решение задачи – меньше затрат в чел./часах и, как следствие, в снижение стоимости результата. Правильное делегирование – это, кроме обучения и мотивации сотрудников, еще и увеличение прибыли. Как? Задача, решенная специалистом, чел./час которого равен 1000 рублям, станет менее затратной, если ее так же качественно решит сотрудник рангом ниже, чел./час которого составляет 500 рублей. Куда дельта? В прибыль!

Что же еще повысит личную эффективность руководителя в современных условиях? Каким он должен быть сегодняшний лидер? Нельзя рассматривать ответы на эти вопросы, не опираясь на гигантские и стремительные изменения, связанные с цифровизацией. Эти процессы предъявляют новые требования к управленцам, заставляя их меняться.

Прежде всего, это когнитивные изменения (думать по-другому): концептуализировать возможности в новом цифровом мире; обрабатывать возрастающую сложность новых знаний; развивать аналитическое, системное, рефлексивное, критическое, дивергентное и креативное мышление; учиться быстро принимать решения без обладания всей полнотой информации и в условиях возрастающих рисков.

Далее – поведенческая трансформация (действовать по-другому): адаптация к постоянно изменяющимся принципам реализации власти и влияния в условиях управления распределенными группами, проектными и продуктовыми командами на основе философии agile; инвестирование значительных сил в инновации и следующие за ними изменения; внешний и внутренний нетворкинг, расширение контактов, поиск новых партнеров по работе, оценка их вклада в результат.

Без эмоциональной эффективности высокого результата руководителю не добиться. Необходимо учиться и реагировать по-новому, что потребует толерантного отношения к риску и неопределенности, устойчивости в условиях постоянных и динамичных изменений, смелости в принятии вызовов времени и сложности задач, доверия себе и команде. В копилку эмоциональной эффективности прибавим позитивность настроя руководителя, его способность отмечать положительные стороны событий, окружающих людей и себя самого, делать акценты на позитивном.

Таким образом, можем еще раз отметить, что личная эффективность руководителя – это явление многоаспектное, сочетающее в себе характерологические особенности и лидерские качества человека, его управленческие компетенции и накопленный опыт.