Казаков Станислав Владимирович
Преподаватель программ МВА и ЕМВА МИРБИС и управляющий партнер компании BIG TIME RETAIL Станислав Казаков рассказал, почему трудно скопировать успешную бизнес-модель ИKEA и смогут ли российские производители занять освободившуюся нишу.
По разным опросам до 35% жителей России были регулярными покупателями ИКЕА, которая контролировала до 20% доли рынка мебели и товаров для дома. ИКЕА ушла. Покупатели остались. Что же мешает забрать эту долю рынка себе? Ведь только мебельный рынок РФ оценивается на уровне 690 млрд рублей. А еще и товары для дома... Перспективы крайне заманчивы! Но. Не все так просто! Почему?
Первое и главное: ИКЕА — это не просто совокупность товаров. Успех розничного бизнеса в немалой степени определяется эффективным и правильно спроектированным ассортиментом. Но не только. Именно поэтому попытки продавать «товары ИКЕА», которые предпринимали производители, которые ранее выпускали продукцию для шведского ритейлера, не увенчались успехом.
Пройдем по главным составляющим, которые обеспечили лидерство ИКЕА, по сути, создавшей собственный сегмент рынка.Да, можно «скопировать». Но это не просто и не только товар. Это комплексные интерьерные решения. Это отслеживание динамики и трендов потребления. Это уверенное качество, проверенное потребителями. Это комплексное закрытие потребности. Не только в мебели, но и десятках сопутствующих товарных категорий. Это сотни маленьких и больших идей для удовольствия от обустройства своего дома. Это простая и понятная любому инструкция по сборке, которую можно выполнить не имея ни специальных навыков, ни инструментов. А это позволяет снизить розничную цену до 15%!
Смогут новые ритейлеры предложить это? Для этого требуются серьезные ресурсы R&D, которые далеко не каждый крупнейший производитель мебели может себе позволить. А захочет ли — отдельный вопрос.
ИКЕА не была мебельным магазином. Множество покупателей приезжали туда просто погулять. Наполниться идеями и эмоциями. Вдохновением для улучшения интерьера и качества жизни. Посидеть в уютном и удивительно недорогом ресторанчике, где можно было пообедать очень вкусной и здоровой едой. И потом продолжить покупки с новыми силами. Поэтому попытки открыть «замену ИКЕА» на площади 300-500м2 обречены на … трудности.
Когда каждый сотрудник доброжелателен, часто улыбается и всегда готов помочь? Легко ли это скопировать? Российский менеджмент гораздо чаще ориентирован на жесткие методы управления, что неизбежно накладывает отпечаток на работу персонала в реальных, а не прописанных в Стандартах обслуживания, ситуациях.
ИКЕА не рекламировала себя «мы продаем мебель». Она звала в мир красоты, уюта, вдохновения. Захотят ли и смогут ли производители мебели (часто почти не имеющие компетенций в коммуникации с потребителем) достичь сопоставимого эффекта? Снова вопрос.
А еще…
А еще ценообразование. А еще отлаженная десятилетиями операционная модель. Управление торговым пространством. Логистика. И десятки других решений, которые и составляли бизнес-модель ИКЕА, которая позволила ей стать лидером мирового рынка.
Все это даже понять способен далеко не каждый топ-менеджер. А уж реализовать на практике — тем более. Поэтому искренне пожелаем успеха всем, кто приложит усилия для занятия этой ниши. Но легким этот путь не будет.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.