Банковский кризис в США и Европе

Дата публикации:
84
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Григорьев Владимир Николаевич

Григорьев Владимир Николаевич

АО «ИФК «Русская компания»,к.э.н., ведущий преподаватель

Автор: Владимир Григорьев, финансовый эксперт, ведущий преподаватель программ МВА и Executive МВА школы бизнеса МИРБИС.

Прошедший март запомнится ярко и резко проявившимися проблемами в финансово-банковской системе Запада. В начале марта в США рухнул Silicon Valley Bank (далее - SVB), 15-й банк страны по активам. За ним последовал Signature Bank, 29 банк по активам. Конечно, он намного меньше, но это тоже крупный банк. И в довершение всех бед зашатался First Republic Bank, 14-й банк по активам. Чтобы не допустить его краха ФРС накачала его ликвидностью почти на 100 млрд. долларов, а 5 крупнейших банков разместили в нем депозиты на 30 млрд. долларов. Это помогло банку удержаться на плаву, но не очень помогло доверию к нему со стороны инвесторов – акции банка торгуются по цене примерно $13.5, что составляет чуть больше 9% от их курсовой стоимости в феврале этого года. Весьма вероятный вариант его будущего – стать объектом поглощения со стороны крупнейших банков США.

Проблемы банков осложняются растущими рисками для вкладчиков. В США есть FDIC (Federal Insurance Deposit Corporation – Федеральная Корпорация Страхования Депозитов), с лимитом ответственности $ 250 000. Но проблема заключается в том, что примерно половина объёма депозитов не покрывается страховкой FDIC. Президент США Байден заявил, что все вкладчики SVB получат свои деньги в полном объёме, а это примерно 175 млрд. долларов. Министр финансов Джанет Йеллен поспешила добавить, что подобные меры не будут автоматически распространяться на все банки, у которых возникнут проблемы. Но очевидно, что эти проблемы не закончились и будут нарастать. Вкладчики теряют доверие к банкам и банкам приходится либо продавать активы, либо прибегать к кредитам ФРС.

Продажа активов, значительную часть которых составляют казначейские облигации США, может загнать их в ту же ловушку, в которую попал SVB. Пытаясь решить проблемы с ликвидностью он продал именно казначейские облигации на сумму 21 млрд. долларов США с убытком 1,8 млрд. долларов. Дело в том, что практически все эти облигации были выпущены в период низких, чуть выше нуля, ставок ФРС и обладают очень низкой доходностью. Но ставка ФРС резко выросла с 0,25 - 0,5 % годовых в феврале прошлого года до 4,75- 5% годовых к настоящему времени. С учётом появления на рынке более доходных инструментов продать старые облигации можно только по цене ниже номинала, т.е. с убытком.

И аналогичные проблемы существуют у банков других стран, имеющих значительные вложения в американские облигации, прежде всего, это банки Японии и Тайваня.

В Западной Европе тоже происходят драматические события. Именно в марте была поставлена точка в судьбе Credit Suisse, банка с 167-летней историей. Его давно преследовали неудачи, и по разным причинам. Но фатальными для него стали последние полгода. С октября 2022 года клиенты забрали из банка около 100 млрд. долларов, что составляет немногим меньше 20% валюты его баланса. Лидировали в этом бегстве капитала китайцы и арабы. И причина понятна. Последовательное присоединение Швейцарии практически ко всем санкциям, введенным США и ЕС против России, если и не сделало её традиционный нейтралитет мифом, то поколебало представление о нём настолько сильно, что иностранные клиенты вместе со своими деньгами начали покидать страну, которая на протяжении нескольких столетий была тихой финансовой гаванью.

В данном случае проявилась ещё одна особенность текущего кризиса – резкое снижение общего доверия к банковской системе Запада. Блокировка, заморозка, а в отдельных случаях уже и изъятие собственности российских клиентов – это акт правового произвола. Тоже самое касается и заморозки активов Банка России. То есть Запад сделал, причём масштабно, грубо и публично то, что в чем многие годы обвинял Россию, Китай и ряд других стран – показал, что собственные законы можно нарушать, если это нарушение соответствует твоим интересам.     

Разумеется, клиенты из других стран и сами страны не могут не понимать, что всё то, что произошло с активами России и российских клиентов может произойти и с ними. И выводят деньги, чтобы себя обезопасить.

Крах Credit Suisse носит знаковый характер. Если SVB – просто крупный американский банк, то Credit Suisse –- один из 30-ти банков, классифицируемых международным Советом по финансовой стабильности, как системно значимые банки для глобальной финансовой системы. Кстати, в эти же 30 банков входит и Deutsche Bank, состояние которого вызывает все большую тревогу и у аналитиков, и у инвесторов.

Удастся ли решить возникшие проблемы и остановить разрастание банковского кризиса? В краткосрочной перспективе, вероятно, да. В среднесрочной и долгосрочной перспективе уже нет.

Дело в том, что единственные решения, которые сейчас принимают власти для спасения банков – это их принудительное слияние (UBS и Credit Suisse) и предоставление кредитов. Именно для кредитования банков страны G7 увеличили предложение доллара в марте. Но кредиты появляются благодаря росту государственного долга, т.е. финансовая система становится все больше похожа на финансовую пирамиду. При этом, никаких изменений в негативных тенденциях нет. Поскольку ключевые ставки растут, и не только ставки ФРС, то стоимость государственных облигаций в активах банков будет и дальше снижаться, следовательно, будет снижаться рыночная стоимость и самих банков. Инвесторы уходят из банковского сектора. При всей разнице ситуаций с SVB и Credit Suisse именно неспособность обоих банков найти инвесторов и увеличить капитал окончательно решила их судьбу. Общий кризис доверия уже уменьшает имеющиеся ресурсы и сократит приток новых клиентов и, следовательно, денег.

Конечно, запас прочности у банковской системы Запада очень большой, но, как говорили древние римляне, «Фортуна ничего не даёт навечно». И очень вероятно, что в недалёком будущем события марта этого года будут восприниматься как начало принципиальных и необратимых изменений в мировой финансовой системе.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Дипломы, которые сразу работают: защита проектов слушателей МВА в МИРБИС

26-27 июня Бизнес-школа МИРБИС превратилась в импровизированный карьерный акселератор: слушатели групп MBA представили дипломные проекты, каждому из которых есть место в реальном бизнесе прямо сейчас.
#МВА #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #ИТ-менеджмент
23
1

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
94
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?