Денис Рощин, руководитель коучинговой программы Школы бизнеса МИРБИС, основатель Высшей школы карьерного консультирования и executive-коуч, рассказывает, как коучинг помогает добиться поставленной цели и что нужно знать, чтобы отличить профессионала от самозванца.
Зачем нужны коучи
Коуч будет максимально полезен человеку, у которого нет серьезных психологических проблем, но есть запрос на то, как решить определенную задачу. Коуч помогает в достижении целей, планировании, решении сложных ситуаций в бизнесе, карьере, отношениях с другими людьми.
Отличительная черта коучинга состоит в том, что коуч умеет задавать правильные вопросы и приводить клиента к своим собственным решениям, за которые он готов взять ответственность. Коуч не дает экспертизу или глубинный анализ, не занимается интерпретациями или исследованием переживаний клиента. Он работает на решение задачи клиента, помогая ему самостоятельно построить план достижения цели. В работе с коучем клиент всегда остается во взрослой позиции.
Как в любом виде консультирования, в коучинге есть специализации: управление и лидерство (executive-коучинг), карьера и профессиональное развитие (карьерный коучинг), личная эффективность, отношения с другими, задачи повседневной жизни (лайф-коучинг).
Коммерческие компании чаще всего заказывают коучинг для руководителей. В частном консультировании к коучингу могут обращаться все.
Как коуч помогает добиться карьерных успехов
Коуч помогает клиенту сфокусироваться на конкретной цели, построить план ее достижения и сохранить мотивацию на протяжении всего пути. Над запросом коуч и его клиент (его называют коучи́) работают на протяжении нескольких встреч. За это время коучи́ детально прорабатывает необходимые ему задачи: он выполняет домашние задания, проводит необходимые для себя исследования, делает конкретные шаги и анализирует их результаты. Это дает возможность вместе с коучем не только проанализировать ситуацию на словах, но и проработать план на практике, посмотреть, где возникают ошибки и сбои, подумать, как можно его улучшить или ускорить.
Любую карьерную цель можно разложить на такие задачи и спланировать ее достижение в нужные сроки и с имеющимися ресурсами. Коуч помогает сфокусировать на этой работе внимание и добиться результата с максимальной эффективностью.
Что отличает хорошего специалиста от самозванца
Прежде всего, хороший специалист имеет хорошее образование, он постоянно профессионально развивается, проходит супервизии, он представлен в профессиональном сообществе, имеет хорошую репутацию.
Хороший специалист всегда сдержан в своих обещаниях. Он никогда не скажет: «Приходите ко мне, я научу вас: «как стать миллионером; как превратиться в суперзвезду; как решить все свои проблемы за три сессии; как получить новую профессию и начать зарабатывать через месяц». Как бы ни хотелось чуда и волшебства, обещать их могут только мошенники. Профессионал всегда хорошо понимает реальность и не будет давать клиенту завышенных обещаний.
Хороший специалист, как правило, имеет специализацию, он выбирает несколько тем, с которыми работает и хорошо понимает границы своей компетенции. Самозванец зачастую позиционирует себя как специалиста во всех областях и готов решить все ваши проблемы в кратчайшие сроки.
Очень часто самозванцы обещают решить задачи клиента быстро и легко, главное, знать какой-то секрет или тайную методику, которая известна самозванцу и уже помогла тысячам людей. Профессионал вместо секрета и «тайной методики» предложит вполне понятную работу с пошаговым планом, реалистичными сроками и адекватным результатом. Никаких чудес, только работа.
Чем отличается коучинг от психологического и карьерного консультирования
Карьерный консультант – это прежде всего эксперт, он должен очень много знать о рынке труда, профессиях, специфике бизнеса в разных отраслях, моделях развития карьеры и т.д. Большую часть своей работы он строит на экспертных знаниях. При этом он должен хорошо владеть технологиями коучинга и консультирования.
Коуч работает с вопросами, пробуждая внутреннюю активность и знания клиента. Он помогает клиенту сформировать и пройти его собственный путь от той точки, где он находится, до цели, которую он себе поставил.
Психолог работает с глубинными переживаниями клиента, его травмами, эмоциями, внутренним миром. Помогает выстроить внутренние опоры и прожить сложные чувства. Ни коуч, ни карьерный консультант «на глубину» не лезут и, сталкиваясь с таким запросом у клиента, должны перенаправлять его к психологу.
																								
																								
													
																
																Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.