Денис Рощин, руководитель коучинговой программы Школы бизнеса МИРБИС, основатель Высшей школы карьерного консультирования и executive-коуч, рассказывает, как коучинг помогает добиться поставленной цели и что нужно знать, чтобы отличить профессионала от самозванца.
Зачем нужны коучи
Коуч будет максимально полезен человеку, у которого нет серьезных психологических проблем, но есть запрос на то, как решить определенную задачу. Коуч помогает в достижении целей, планировании, решении сложных ситуаций в бизнесе, карьере, отношениях с другими людьми.
Отличительная черта коучинга состоит в том, что коуч умеет задавать правильные вопросы и приводить клиента к своим собственным решениям, за которые он готов взять ответственность. Коуч не дает экспертизу или глубинный анализ, не занимается интерпретациями или исследованием переживаний клиента. Он работает на решение задачи клиента, помогая ему самостоятельно построить план достижения цели. В работе с коучем клиент всегда остается во взрослой позиции.
Как в любом виде консультирования, в коучинге есть специализации: управление и лидерство (executive-коучинг), карьера и профессиональное развитие (карьерный коучинг), личная эффективность, отношения с другими, задачи повседневной жизни (лайф-коучинг).
Коммерческие компании чаще всего заказывают коучинг для руководителей. В частном консультировании к коучингу могут обращаться все.
Как коуч помогает добиться карьерных успехов
Коуч помогает клиенту сфокусироваться на конкретной цели, построить план ее достижения и сохранить мотивацию на протяжении всего пути. Над запросом коуч и его клиент (его называют коучи́) работают на протяжении нескольких встреч. За это время коучи́ детально прорабатывает необходимые ему задачи: он выполняет домашние задания, проводит необходимые для себя исследования, делает конкретные шаги и анализирует их результаты. Это дает возможность вместе с коучем не только проанализировать ситуацию на словах, но и проработать план на практике, посмотреть, где возникают ошибки и сбои, подумать, как можно его улучшить или ускорить.
Любую карьерную цель можно разложить на такие задачи и спланировать ее достижение в нужные сроки и с имеющимися ресурсами. Коуч помогает сфокусировать на этой работе внимание и добиться результата с максимальной эффективностью.
Что отличает хорошего специалиста от самозванца
Прежде всего, хороший специалист имеет хорошее образование, он постоянно профессионально развивается, проходит супервизии, он представлен в профессиональном сообществе, имеет хорошую репутацию.
Хороший специалист всегда сдержан в своих обещаниях. Он никогда не скажет: «Приходите ко мне, я научу вас: «как стать миллионером; как превратиться в суперзвезду; как решить все свои проблемы за три сессии; как получить новую профессию и начать зарабатывать через месяц». Как бы ни хотелось чуда и волшебства, обещать их могут только мошенники. Профессионал всегда хорошо понимает реальность и не будет давать клиенту завышенных обещаний.
Хороший специалист, как правило, имеет специализацию, он выбирает несколько тем, с которыми работает и хорошо понимает границы своей компетенции. Самозванец зачастую позиционирует себя как специалиста во всех областях и готов решить все ваши проблемы в кратчайшие сроки.
Очень часто самозванцы обещают решить задачи клиента быстро и легко, главное, знать какой-то секрет или тайную методику, которая известна самозванцу и уже помогла тысячам людей. Профессионал вместо секрета и «тайной методики» предложит вполне понятную работу с пошаговым планом, реалистичными сроками и адекватным результатом. Никаких чудес, только работа.
Чем отличается коучинг от психологического и карьерного консультирования
Карьерный консультант – это прежде всего эксперт, он должен очень много знать о рынке труда, профессиях, специфике бизнеса в разных отраслях, моделях развития карьеры и т.д. Большую часть своей работы он строит на экспертных знаниях. При этом он должен хорошо владеть технологиями коучинга и консультирования.
Коуч работает с вопросами, пробуждая внутреннюю активность и знания клиента. Он помогает клиенту сформировать и пройти его собственный путь от той точки, где он находится, до цели, которую он себе поставил.
Психолог работает с глубинными переживаниями клиента, его травмами, эмоциями, внутренним миром. Помогает выстроить внутренние опоры и прожить сложные чувства. Ни коуч, ни карьерный консультант «на глубину» не лезут и, сталкиваясь с таким запросом у клиента, должны перенаправлять его к психологу.
Виталия Аветова
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.
Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.