Как следует из результатов исследования, проведённых специалистами ВШЭ, финансовая неграмотность граждан России достигла максимума за последние 9 лет.
Согласно опросу, 46% респондентов честно признаются в нулевом уровне своих знаний. Каждый десятый гражданин подписывает финансовые документы не читая. Каждый пятый оценивает свою финансовую грамотность как нулевую, и лишь 2% ставят себе пятерку.
Те участники опроса, кто разбирается в финансовых вопросах, например, может понять логику расчета простых и сложных банковских процентов, соответствуют уровню финграмотности граждан Венгрии и Германии.
Как сообщают авторы исследования, наибольшие проблемы вызвали у респондентов задачи, связанные с информацией о рынке, обращением с личными финансами. 9% участников опроса признались в том, что подписывают финансовые договоры, вовсе не читая их. Еще 26% сознались, что стараются читать договоры, но подписывают, даже если чего-то в документе не поняли.
Более половины жителей России, судя по результатам исследования, не ведут письменного учета своих доходов и расходов, примерно каждому десятому не известно, сколько именно денег он получает и сколько тратит в течение месяца.
Базовые правила инвестирования сбережений также знают далеко не все. В частности, доля тех, кто понимает, что чем выше предлагаемая доходность, тем выше и риск, в 2016 году составляла лишь 29% от общего числа респондентов. То, что государство гарантирует компенсацию только по вкладам в банках, понимает лишь треть опрошенных.
«Исследование демонстрирует нам хоть и горькую, но правду. В России, действительно, уровень финансовой грамотности чрезвычайно низок. Причем, на простейшие вопросы по финграмотности зачастую не могут ответить и люди, руководящие компаниями!
На мой взгляд главное – формировать финансовую логику принятия решений. Приучаться к этому в быту, на корпоративном уровне или государственном. Ведь люди реально не понимают, как оценить упущенные выгоды или возможности, как понять, что неверные финансовые решения уже поставили подвели бизнес к опасной черте.
Один из самых популярных вопросов сегодня – «Почему прибыль есть, а денег нет?». По моему опыту, сегодняшние бизнесмены, научившись управлять прибылью, еще не умеют администрировать денежные потоки.
Считаю, что есть только один способ победить всеобщую финансовую неграмотность – учиться. Институт МИРБИС отмечает высокий уровень интереса к такой программе, как «Финансы для нефинансистов» - и это говорит о том, что тенденция «я ничего не знаю» понемногу уходит в прошлое.
Можно выбирать разные программы, длительность, преподавателей – от МВА до экспресс-курсов. Вложения в обучение никогда не обесценится», - говорит профессор Лисицына.
Федоров Федор Валентинович
18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС совместно с Клубом директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) провела конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям». В конференции приняли участие эксперты из промышленности, науки и бизнеса, которые обсудили, как технологии искусственного интеллекта ускоряют путь от научной идеи до готового продукта. Особое внимание было уделено вызовам и стратегиям внедрения ИИ в условиях перехода к Индустрии 5.0. В зале собрались около сотни профессионалов и экспертов из разных отраслей. Среди участников конференции – ведущие специалисты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Аэрофлота, Центра стратегической аналитики и больших данных НИУ ВШЭ и других организаций.
Разнообразие прорывных идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-387 в бизнес-школе МИРБИС.
12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.
15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.
Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.