Как руководителю мотивировать сотрудников разных типов личности

Дата публикации:
267
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер

Источник: Журнал «Штат»

Анна Козлова, психолог, коуч и преподаватель программ МВА и Executive МВА МИРБИС

Мотивация является одной из главных функций руководителя. Зная, что движет подчиненными, руководитель сможет выбрать нужный управленческий подход и оценить наличие ресурса для стимулирования команды.

Определить мотивационный профиль сотрудников можно с помощью разных методик. Сегодня рассмотрим, какие ответы по мотивационному профилю дает методика «8 радикалов».

Данная методика (как отдельный блок «Модели оперативной диагностики») была разработана командой Международной академии исследовании лжи[i] специально для решения нужд бизнеса. Основная задача метода – понять, как максимально быстро, точно и, самое главное, безинструментально (то есть, без тестов) определить психотип личности с целью подстройки и взаимодействия. Как утверждает один из авторов методики – Евгений Спирица[ii] –метод «8 радикалов» при всей своей схожести отличен от характерологии Александра Князева и Виктора Пономоренко[iii]. В основе метода лежит анализ стратегии мышления и поведения, которые свойственны глубинной структуре личности.

Каждый психотип характеризуется своими особенностями:

1) базовой эмоцией,

2) особенностями нервной системы,

3) стилем мышления и стратегией поведения,

4) особенностями речи (психолингвистика),

5) внешним видом,

6) организацией пространства.

Для детального знакомства с этой методикой рекомендуется обратиться к книге Евгения Спирицы «Вижу вас насквозь. Как «читать» людей».

А мы сосредоточимся на мотивационном профиле каждого психотипа.

Первые два психотипа ориентированы на власть и контроль, поэтому

1. Целеустремленного (Паранойяла) можно мотивировать:

·         Деньгами (как оценка индивидуального результата его работы)

·         Карьерой и амбициозными проектами

·         Возможностью использовать ресурс организации и влиять на развитие компании в целом;

·         Возможностью реализовать собственные профессиональные идеи

·         Работой в команде над реализацией амбициозной бизнес-идеи

·         Конкуренцией и борьбой за лидерство (ему важно быть первым)

2. Контролирующему (Эпилептоиду) важны:

·         Полномочия, возможность контролировать и распределять ресурсы внутри коллектива

·         Статус и власть, возможность показать сотрудникам, «кто здесь главный»

·         Репутация (профессиональная, в роли руководителя)

·         Возможность самому формировать дисциплину в коллективе или работа под руководством человека, который держит дисциплину

·         Профессионализм и его развитие (чтобы быть конкурентоспособным).

Вторая группа психотипов в большей степени ориентирована на саму задачу, её увлекательность.

3. Увлеченному (Гипертиму) на работе важны:

·         Возможность общаться и быть частью команды

·         Работа над нестандартными/творческими задачами

·         Активные и разнообразные задачи

·         KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности)

·         Возможность самому влиять на процесс выполнения работы

·         Демократический подход со стороны руководства

·         Развитие и обучение

·         Позитивная атмосфера в коллективе (без подковерных игр).

4. Странному/творческому (Шизоиду) (среди этого типа много IT специалистов)

·         Профессиональное развитие

·         Задачи, связанные с технологиями и инновациями, интеллектуально запутанные задачи

·         Работа с большим объемом информации

·         KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности)

·         Возможность проводить исследовательскую деятельность

·         Независимость и свобода

·         Иметь свой «угол» в офисе, где никто не будет дергать по мелочам.

5. Сотрудники Демонстрационного типа личности (Истероиды) в большей степени стремятся «быть на виду», у них очень «раздуто» их самомнение, поэтому мотивируя их, создайте условия для:

·         Возможности «позвездиться»; продемонстрировать свой статус

·         Возможности стать самым лучшим (например, конкуренция за победу в конкурсе с номинацией «лучший менеджер по продажам»)

·         Возможности выполнения творческих задач (без жесткой регламентации и правил).

·         Разнообразные виды деятельности, «движуха» на работе

·         Подсвечивайте их успех и награждайте аксессуарами, отражающими успех (например, статусное название должности, машина с водителем, возможность летать бизнес-классом, останавливаться в 5-звездочном отеле и пр.).

6. Чувствительный (Эмотив), в противоположность предыдущему типу личности, больше «заточен» на других людей. Ему важно:

·         Быть нужным в своей работе («Мы так на тебя рассчитываем…»)

·         Возможность оказывать пользу

·         Саморазвитие (возможность профессионально и личностно развиваться)

·         Комплименты и подбадривания, что он работает в правильном направлении

·         Работа в команде, быть частью сообщества

·         Работа, связанная с заботой о людях, животных, обездоленных, людей, нуждающихся в помощи.

У последней пары психотипов – 7. Депрессивно-печальный (Гипотим) и 8. Тревожно-мнительный (Астеник) – мотивация схожая.

Для них важны:

·         Стабильность и безопасность (предпочитают работать в государственных или полугосударственных компаниях типа «Сбербанк», Московский метрополитен, РЖД)

·         Четкая структурированность работы, есть алгоритмы, инструкции, скрипты

·         Управление на основе инструкций (MBI)

·         Возможность контролировать результат собственной работы

·         Понимание процесса выполнения работы

·         Социальные гарантии (корпоративные льготы, социальный пакет, оформление по трудовому кодексу)

·         Понимание правил игры в организации - за что наказываю, за что поощряют (причем главное понимать, за что накажут)

·         Подбадривать и делать комплименты их работе, выслушивать их проблемы в разумных пределах (но не становится «жилеткой», в которую можно поплакаться)

·         Возможность посещать корпоративного психолога.

Осознанность в управлении персоналом сегодня как никогда является ключевой компетенцией руководителя любого уровня. От того, сможет ли руководитель подобрать нужные слова, предложить необходимые сотруднику возможности и привилегии, зависит настрой его команды. Зная психотипы сотрудников, руководитель будет выбирать адекватные мотивационному профилю членов команды стимулы и выстраивать с ними конструктивное общение.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».