Пять «вечнозеленых» вопросов, которыми задаются топ-менеджеры

Дата публикации:
45
1
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС, руководитель программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

Источник: РБК Pro

Компании адаптируются к изменениями, происходящим в мире. Но перед ними стоят и «вечнозеленые» вопросы, без ответов на которые невозможно выстроить бизнес-процессы. Федор Федоров, исполнительный директор бизнес-школы МИРБИС, разбирает самые популярные.

1. Как выстроить стратегию развития бизнеса?

Составьте критичный (стрессовый) сценарий

Как правило, в финансовом и стратегическом планировании выделяют три сценария: пессимистичный, базовый и оптимистичный. Однако компании из тех отраслей, которые санкции и последовавший за ними кризис затронули довольно сильно, строят также критичный сценарий. 

При формировании такого сценария заложите снижение доходов не менее чем на 50%, а также сокращение спроса на товары или услуги со стороны новых клиентов на 30% – например, в связи со снижением платежеспособности населения, ростом инфляционных ожиданий, плохой экономической и политической конъюнктурой. На основании этого перераспределите прямые и косвенные расходы, приоритезируйте их и предусмотрите сокращение тех или иных статей.

Актуализируйте карту рисков, оцените их приоритетность

При этом учитывайте динамику PEST-факторов – политических, экономических, социальных, технологических. Особенно если деятельность компании зависит от управления поставками или связана с каналами внешнеэкономической деятельности и зарубежными партнерами. С политической стороны могут быть следующие риски: санкции и закрытие границ, с экономической – повышение процентной ставки центральным банком и крах биржи. Социальный фактор нестабилен, потому что люди могут не пользоваться продуктом даже из-за негативных слухов. К технологическим факторам относятся нехватка сырья, подорожание запчастей для ремонта и другие.

Еженедельно отслеживайте работу по задачам и целям и своевременно вносите изменения.

2. На какие рынки, внутренние или внешние, обратить внимание?

Ориентируйтесь на внутренний рынок, если ваша компания: 

– Работает в отрасли, которая значима для развития экономики. Помимо востребованности в таком случае можно получить государственное финансирование. В пример можно привести туризм – в  ситуации, когда многие страны ограничили въезд для россиян, власти заинтересованы в развитии курортных зон. Туристы поднимают экономику: арендуют дома и машины, покупают продукты. Благодаря им развивается инфраструктура, отели, рестораны, появляются новые рабочие места. 

– Ведет деятельность в одном из регионов, где люди работают в сложных условиях. Государство выделяет дотации, чтобы сотрудники с семьями выезжали туда и решали задачи крупных компаний, в частности, нефтедобывающих и нефтесервисных.

Ориентируйтесь на внешний рынок, если:

– вы хотите масштабировать бизнес

– ваш продукт уникален и будет интересен зарубежной аудитории

– вы стремитесь сделать компанию более устойчивой, снизить ее зависимость от одного рынка, который может упасть. 

При этом учтите следующие моменты:

1. Внимательно следите за тем, что происходит в социальной и политической повестках интересующих вас регионов. Возвращение политических рисков – один из самых важных аргументов при принятии решений о работе с зарубежными партнерами.

2. Учитывайте кросс-культурные особенности. Например, китайские партнеры легко согласятся рассказать, как у них устроено образование и работа отраслей в целом, организовать чайные церемонии, провести экскурсии. Однако, если вы захотите погрузиться в специфику производства, то понадобится терпение, время и контракты, рассчитанные на длительное сотрудничество. 

3. Изучайте, насколько активно в стране предпринимательское сообщество, насколько гибкая и созидательная предпринимательская среда. Например, есть ли сообщество экспатов, говорящих на русском языке, которое может помочь с организацией визитов и логистикой.

3. Как оптимизировать операционные процессы

Мы опросили около 200 руководителей высшего и среднего звена. Порядка 65% опрошенных признались, что глубоко погружены в операционную деятельность. Это одна из причин, почему им не хватает времени на глобальные стратегические задачи.

Делегируйте задачи, которые сотрудники могут решить без вашего участия, например, выбор подрядчиков, разработку технических заданий, коммуникации с исполнителями, логистические задачи. Оставьте себе лишь стратегические задачи, в том числе поиск партнеров, найм сотрудников и выбор инструментов для мотивации.

На совещаниях «сверяйте часы» на предмет того, кому делегированы задачи, насколько правильно и разумно устанавливаются промежуточные и конечные сроки их реализации, в какой степени и как часто дается обратная связь. Последний пункт имеет особое значение, особенно если вы заботитесь о развитии сотрудников.

4. Как усилить команду?

На бизнес-процессы влияют целеполагание, мотивация сотрудников и качество коммуникаций между собственниками, на верхнем уровне управления и внутри самого коллектива. Как действовать?

1.      Регулярно собирайте представителей разных уровней менеджмента и подразделений. Рассказывайте, куда компания идет, какие перед ней стоят задачи. Собирайте мнения и комментарии, оценивайте эмоциональные реакции.

2.      Отправляйте руководство первого уровня и ключевых специалистов на курсы в рамках их задач и компетенций, а также давайте возможность выбирать программы в соответствии с личными интересами. Последнее подкрепит корпоративную культуру и позволит при необходимости использовать знания сотрудников в интересах компании.

3.      Выстраивайте рабочие коммуникации корректно. Сотрудники всегда должны понимать, кому «прилетела» задача, кто конкретно за нее отвечает.

4.      Выделяйте время на неформальное общение. Старайтесь обсуждать вопросы, не связанные с работой: у кого какое настроение, как дела в семье, кто как чувствует влияние внешней среды и воспринимает изменения и т.д. Это важно, особенно в периоды нестабильности в мире, когда необходимо снять общее напряжение.

5. На каких ценностях строить бизнес?

Ценности бизнеса должны присутствовать и во внешних коммуникациях компании, и во внутренних. Обдумайте, как вы позиционируете себя и свою компанию, как работаете с клиентами и партнерами, насколько полно удовлетворяете их потребности.

В формулировки ценностей заложите:

– Эмоции. То, что позволит всем, кто связан с компанией, чувствовать себя безопасно. Например, акцентируйте внимание на том, что вы удобная и надежная компания для партнеров, а с каждым заказчиком работаете индивидуально. 

– Рациональность. Это конкретные вещи, которые связаны и с договором, и с обязательствами. Сообщите, что вы выполняете проекты или задачи в срок, будете гибки и поможете с сопровождением в течение первого периода времени.

Культивируйте данные ценности внутри компании. Это снижает неопределенность для команды, упрощает процесс понимания основных задач бизнеса. Кроме того, сотрудникам важны тезисы, связанные с экономикой, финансами – то, что влияет на финансовый результат компании и каждого в частности.

Определите этику и социальную ответственность вашего бизнеса. Например, в случае промышленных компаний важна забота об экологии, о внешней среде, о природе. Это и часть корпоративной культуры, и важные ориентиры для HR и потенциальных сотрудников.

Вывод

Внешние условия переменчивы и влекут за собой изменения в организации бизнеса, в выборе стратегии развития и дистанции, на которую она распространяется. Но есть основы, без которых невозможно выстроить бизнес-процессы: делегирование задач, мотивация сотрудников, целеполагание и коммуникация. Это ключевые «внутренние» составляющие, которые не стоит оставлять без внимания несмотря на происходящее «снаружи».

Ближайшие мероприятия
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

4 июня 2025
2 часа
Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

6 июня 2025
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

9 июня 2025
40 ак. часов
1

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
МИРБИС выступит информационным партнером конференции «МСФО и управленческий учет — 2025»С 28 по 30 мая пройдет 19-я практическая конференция «МСФО и управленческий учет — 2025». Бизнес-школа МИРБИС выступит информационным партнером мероприятия, организованного издательством «Методология». Конференция соберет ведущих экспертов и практиков в области МСФО и управленческого учета. В программе сессии в формате «услышал — внедрил», панельные дискуссии и обмен реальными кейсами.30 мая на специальной сессии для нефинансовых организаций выступят эксперты МИРБИС:
Ближайшие мероприятия в МИРБИС:
Live stream started
Преподаватели рекомендуют Сегодня читаем и смотрим по рекомендации Павла Лебедева, д.э.н., профессора бизнес-практики, руководителя программы DBA МИРБИС.Сюжеты из книг и фильмов — это готовые кейсы: как герои преодолевают кризисы, выстраивают альянсы или теряют все из-за слепой уверенности. Почти в каждой «художке» можно найти схемы переговоров, управленческие ловушки или алгоритмы решений. И узнать, как персонаж собирает команду из «ничего», мотивирует без бюджета или превращает поражение в трамплин.
Навыки растут. Зарплата — не всегда? ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского исследования, в котором приняли участие работающие россияне из всех федеральных округов. Опрос показал, как за последние 20 лет изменилась роль профессиональных навыков в карьере, доходах и востребованности на рынке труда.Результаты свели в три ключевых индекса:
Выпускница МИРБИС Анастасия Родина возглавила HR-направление в М.Видео-Эльдорадо
Ближайшие события в МИРБИСС новыми силами врываемся в рабочую неделю
А какую стратегию вы выбрали для первых рабочих дней?Anonymous Poll46% - Сразу включился/включилась в задачи без раскачки23% - Начал/начала с разбора почты и приоритизации3% - Сфокусировался/сфокусировалась на одном крупном проекте18% - Работаю в облегченном режиме — адаптируюсь3% - Пока больше слушаю команду, чем делаю7% - А я еще отдыхаю
Почему после майских праздников сложно вернуться к работе, и что с этим делать руководителюМайские выходные дают сотрудникам долгожданную передышку. Но чем продолжительнее этот перерыв, тем заметнее у некоторых из них потом снижение фокуса, темпа и мотивации. Вместо бодрого старта многие возвращаются в офис с пониженным тонусом и внутренним сопротивлением.Причин несколько
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС