Виталия Аветова
Cветлана Гончарова, к.п.н., методолог, ведущий преподаватель МИРБИС на программах МВА, ЕМВА и DBA, консультант в области менеджмента организации.
Проводя занятия в группах ЕМВА по управленческим решениям в МИРБИС и общаясь со слушателями, я выделила три ключевых момента в сложившейся практике разработки, принятия и реализации управленческих решений. Именно это открытие подтолкнуло меня к исследованию темы контекстного интеллекта как важной составляющей в бизнес-образовании управленцев.
У руководителя с опытом формируется набор типовых решений, которые принесли успех, а также набор типовых ошибок. Успешные решения воспроизводятся в схожих ситуациях. Однако с учетом меняющихся условий такие решения могут быть неэффективными. Это привело меня к размышлениям о ценности профессионального опыта в современной бизнес-практике.
Процесс становления профессионала включает несколько этапов:
Этот процесс обуславливает профессиональную деформацию. Например, управленец действует по принципу: «Делаю только то, что знаю». Это приводит к подгонке ситуации под имеющиеся знания, а не к поиску новых решений. Однако абсолютизация знаний и их применение без учета изменяющегося контекста может привести к неэффективным решениям.
Еще одна ловушка – вера в то, что вчерашние успехи гарантируют будущее процветание. Мы ценим свой опыт и считаем его единственно правильным, хотя он мог быть эффективным только в определенных условиях.
Как быть успешным профессионалом в меняющемся мире, если полученные знания и опыт стремительно устаревают?
Контекстуальный интеллект – это способность воспринимать макроуровневые факторы, влияющие на ситуацию в конкретный момент времени. Ученые выделяют шесть таких факторов, которые постоянно меняются, а значит, управленческие решения должны приниматься с учетом контекста.
Тарун Ханна определяет контекстуальный интеллект как способность понимать пределы наших знаний и адаптировать их к новой среде. Это значит, что знания, которые были актуальны в одном формате, могут не работать в другом.
Важно также учитывать институциональный контекст – культуру, в которую входит бизнес. Она влияет на все аспекты ведения дел и требует учета национальных, экономических и социальных особенностей.
Чему учить руководителей, чтобы они были успешными в меняющемся мире?
Контекстный интеллект можно рассматривать как способность предвидеть зарождающиеся тренды и соединять точки прошлого и будущего через контекст. Это означает не простой перенос старых методов в новые условия, а адаптация их к изменяющейся реальности.
В бизнес-образовании контекстный интеллект можно применять в трех ключевых направлениях:
Сегодня много говорят о трансформационном лидерстве – подходе, который способствует развитию организации и созданию культуры инноваций. В характеристиках таких лидеров часто упоминают эмоциональный интеллект, но практически не говорят о контекстуальном интеллекте.
Трансформационный лидер также должен развивать своих последователей, помогая им раскрывать потенциал и адаптироваться к изменяющимся условиям. Здесь контекстный интеллект становится необходимым инструментом.
Рассмотрим, как менялось понятие планирования:
Контекстный интеллект – это важный навык для современного руководителя. Он помогает понимать изменяющиеся условия, адаптировать знания и разрабатывать эффективные управленческие решения.
Сегодня бизнес-образование должно учитывать не только классические теории управления, но и новые подходы, которые позволяют руководителям быть гибкими, предвидеть тренды и эффективно работать в меняющихся условиях.
Виталия Аветова
Школа бизнеса МИРБИС и компания «Сады Придонья» обучат 20 ведущих руководителей компании.
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.
Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.