Значение контекстного интеллекта для обучения руководителей

Дата публикации:
241
31
В статье
Автор:
Гончарова Светлана Жоржевна

Гончарова Светлана Жоржевна

Эксперт в области менеджмента организации
Редактор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Гончарова Светлана Жоржевна

Гончарова Светлана Жоржевна

Эксперт в области менеджмента организации

Cветлана Гончарова, к.п.н., методолог, ведущий преподаватель МИРБИС на программах МВА, ЕМВА и DBA, консультант в области менеджмента организации.

Проводя занятия в группах ЕМВА по управленческим решениям в МИРБИС и общаясь со слушателями, я выделила три ключевых момента в сложившейся практике разработки, принятия и реализации управленческих решений. Именно это открытие подтолкнуло меня к исследованию темы контекстного интеллекта как важной составляющей в бизнес-образовании управленцев.

Еще полезный контент
Интеграция малых проектов в бизнес крупной компании
Что такое делегирование полномочий в современном менеджменте

Три «кита успешности» управленцев (на базе профессионального опыта)

  1. Стремление к простым объяснениям сложных явлений.
    В ситуации необходимости быстро принимать решения управленцы часто действуют стереотипно. Они выбирают решения в зоне, которая им понятна, а если что-то кажется сложным, стараются упростить ситуацию и действовать без лишних размышлений. Скорость становится приоритетом.
  2. Абсолютизация прошлого опыта.
    В ходе управленческой и профессиональной жизни происходит накопление опыта принятия решений. Если в прошлом какое-то решение оказалось успешным, управленец начинает его многократно воспроизводить в схожих ситуациях, не задумываясь о новых контекстах.
  3. Безальтернативность решений.
    Руководители склонны тщательно обдумать возникший приемлемый вариант решения без формулировки принципиальных альтернатив. Убеждение: многовариантность требует ресурсов. Нужно действовать экономично.

У руководителя с опытом формируется набор типовых решений, которые принесли успех, а также набор типовых ошибок. Успешные решения воспроизводятся в схожих ситуациях. Однако с учетом меняющихся условий такие решения могут быть неэффективными. Это привело меня к размышлениям о ценности профессионального опыта в современной бизнес-практике.

Ловушки для профессионала

Процесс становления профессионала включает несколько этапов:

  • Обучение – получение знаний.
  • Практическое применение – трансформация знаний в действия.
  • Обобщение опыта – анализ и осмысление сделанного.

Этот процесс обуславливает профессиональную деформацию. Например, управленец действует по принципу: «Делаю только то, что знаю». Это приводит к подгонке ситуации под имеющиеся знания, а не к поиску новых решений. Однако абсолютизация знаний и их применение без учета изменяющегося контекста может привести к неэффективным решениям.

Еще одна ловушка – вера в то, что вчерашние успехи гарантируют будущее процветание. Мы ценим свой опыт и считаем его единственно правильным, хотя он мог быть эффективным только в определенных условиях.

Как быть успешным профессионалом в меняющемся мире, если полученные знания и опыт стремительно устаревают?

Контекстный интеллект

Термин контекстуального (контекстного) интеллекта (сontextual intelligence) был предложен учеными Гарвардской школы бизнеса Элтоном Мэйо и Н.Нориа. Позже американский политолог Джозеф Най адаптировал его к сфере политики и международных отношений.

Контекстуальный интеллект – это способность воспринимать макроуровневые факторы, влияющие на ситуацию в конкретный момент времени. Ученые выделяют шесть таких факторов, которые постоянно меняются, а значит, управленческие решения должны приниматься с учетом контекста.

Тарун Ханна определяет контекстуальный интеллект как способность понимать пределы наших знаний и адаптировать их к новой среде. Это значит, что знания, которые были актуальны в одном формате, могут не работать в другом.

Важно также учитывать институциональный контекст – культуру, в которую входит бизнес. Она влияет на все аспекты ведения дел и требует учета национальных, экономических и социальных особенностей.

Чему учить руководителей, чтобы они были успешными в меняющемся мире?

Контекст в бизнес-образовании

Контекстный интеллект можно рассматривать как способность предвидеть зарождающиеся тренды и соединять точки прошлого и будущего через контекст. Это означает не простой перенос старых методов в новые условия, а адаптация их к изменяющейся реальности.

В бизнес-образовании контекстный интеллект можно применять в трех ключевых направлениях:

  1. Развитие сотрудников.
    Современный руководитель должен не только управлять, но и развивать своих сотрудников, помогая им раскрывать потенциал. Это можно включить в корпоративную культуру или обучающие программы.
  2. Развитие организации.
    Важно учитывать ограничения текущих бизнес-моделей. Часто компании копируют успешные модели (бенчмаркинг), не учитывая того, что они были разработаны в другом контексте. Контекстный интеллект помогает адаптировать лучшие практики к реальным условиям.
  3. Саморазвитие.
    Это понимание границ собственного знания и опыта. Нужно уметь выделять универсальные элементы опыта и отделять их от ситуационных факторов.

Контекстный интеллект и лидерство

Сегодня много говорят о трансформационном лидерстве – подходе, который способствует развитию организации и созданию культуры инноваций. В характеристиках таких лидеров часто упоминают эмоциональный интеллект, но практически не говорят о контекстуальном интеллекте.

С одной стороны, лидер должен быстро адаптировать организацию к изменениям, используя лучшие практики. С другой – создавать принципиально новые решения, которые выходят за рамки накопленного опыта. Это требует высокой степени вовлеченности в контекст.

Трансформационный лидер также должен развивать своих последователей, помогая им раскрывать потенциал и адаптироваться к изменяющимся условиям. Здесь контекстный интеллект становится необходимым инструментом.

Эволюция подходов к планированию

Рассмотрим, как менялось понятие планирования:

  • До 1970-х годов – использовалась экстраполяция, когда тенденции прошлого просто переносились в будущее. Это работало в стабильных условиях.
  • С 1970-х годов – появилось стратегическое планирование, ориентированное на анализ показателей и прогнозирование. Это стало ответом на усиливающуюся конкуренцию и турбулентность рынка.
  • Сегодня – традиционные методы уже не работают, так как изменения происходят слишком быстро. Контекст становится ключевым фактором, который необходимо учитывать при разработке стратегий.

Контекстный интеллект – это важный навык для современного руководителя. Он помогает понимать изменяющиеся условия, адаптировать знания и разрабатывать эффективные управленческие решения.

Сегодня бизнес-образование должно учитывать не только классические теории управления, но и новые подходы, которые позволяют руководителям быть гибкими, предвидеть тренды и эффективно работать в меняющихся условиях.

Мероприятия и программы по теме:
[Executive MBA]
Сотрудники vs Технологии: во что вкладываться работодателю Сотрудники vs Технологии: во что вкладываться работодателю Сотрудники vs Технологии: во что вкладываться работодателю

Сотрудники vs Технологии: во что вкладываться работодателю

25 апреля 2025
2 часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

12 мая 2025
40 ак. часов
Эмоциональный интеллект руководителя как один из факторов благополучия команды

Эмоциональный интеллект руководителя как один из факторов благополучия команды

14 мая 2025
2 часа
#Executive MBA
31

Еще интересное в нашем Блоге

В МИРБИС стартовала новая группа MBA — уже 389‑я по счету

Новая группа объединяет специалистов из самых разных сфер — от добычи и переработки полезных ископаемых и фармацевтики до e‑commerce, DIY‑ритейла, ИТ‑консалтинга и девелопмента.
#МВА #Стратегический менеджмент #Производственный менеджмент и операционная эффективность #Управление персоналом #ИТ-менеджмент
120
2