Cветлана Гончарова, к.п.н., методолог, ведущий преподаватель МИРБИС на программах МВА, ЕМВА и DBA, консультант в области менеджмента организации.
Проводя занятия в группах ЕМВА по управленческим решениям в МИРБИС и общаясь со слушателями, я выделила три ключевых момента в сложившейся практике разработки, принятия и реализации управленческих решений. Именно это открытие подтолкнуло меня к исследованию темы контекстного интеллекта как важной составляющей в бизнес-образовании управленцев.
У руководителя с опытом формируется набор типовых решений, которые принесли успех, а также набор типовых ошибок. Успешные решения воспроизводятся в схожих ситуациях. Однако с учетом меняющихся условий такие решения могут быть неэффективными. Это привело меня к размышлениям о ценности профессионального опыта в современной бизнес-практике.
Процесс становления профессионала включает несколько этапов:
Этот процесс обуславливает профессиональную деформацию. Например, управленец действует по принципу: «Делаю только то, что знаю». Это приводит к подгонке ситуации под имеющиеся знания, а не к поиску новых решений. Однако абсолютизация знаний и их применение без учета изменяющегося контекста может привести к неэффективным решениям.
Еще одна ловушка – вера в то, что вчерашние успехи гарантируют будущее процветание. Мы ценим свой опыт и считаем его единственно правильным, хотя он мог быть эффективным только в определенных условиях.
Как быть успешным профессионалом в меняющемся мире, если полученные знания и опыт стремительно устаревают?
Контекстуальный интеллект – это способность воспринимать макроуровневые факторы, влияющие на ситуацию в конкретный момент времени. Ученые выделяют шесть таких факторов, которые постоянно меняются, а значит, управленческие решения должны приниматься с учетом контекста.
Тарун Ханна определяет контекстуальный интеллект как способность понимать пределы наших знаний и адаптировать их к новой среде. Это значит, что знания, которые были актуальны в одном формате, могут не работать в другом.
Важно также учитывать институциональный контекст – культуру, в которую входит бизнес. Она влияет на все аспекты ведения дел и требует учета национальных, экономических и социальных особенностей.
Чему учить руководителей, чтобы они были успешными в меняющемся мире?
Контекстный интеллект можно рассматривать как способность предвидеть зарождающиеся тренды и соединять точки прошлого и будущего через контекст. Это означает не простой перенос старых методов в новые условия, а адаптация их к изменяющейся реальности.
В бизнес-образовании контекстный интеллект можно применять в трех ключевых направлениях:
Сегодня много говорят о трансформационном лидерстве – подходе, который способствует развитию организации и созданию культуры инноваций. В характеристиках таких лидеров часто упоминают эмоциональный интеллект, но практически не говорят о контекстуальном интеллекте.
Трансформационный лидер также должен развивать своих последователей, помогая им раскрывать потенциал и адаптироваться к изменяющимся условиям. Здесь контекстный интеллект становится необходимым инструментом.
Рассмотрим, как менялось понятие планирования:
Контекстный интеллект – это важный навык для современного руководителя. Он помогает понимать изменяющиеся условия, адаптировать знания и разрабатывать эффективные управленческие решения.
Сегодня бизнес-образование должно учитывать не только классические теории управления, но и новые подходы, которые позволяют руководителям быть гибкими, предвидеть тренды и эффективно работать в меняющихся условиях.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.