Cветлана Гончарова, к.п.н., методолог, ведущий преподаватель МИРБИС на программах МВА, ЕМВА и DBA, консультант в области менеджмента организации.
Проводя занятия в группах ЕМВА по управленческим решениям в МИРБИС и общаясь со слушателями, я выделила три ключевых момента в сложившейся практике разработки, принятия и реализации управленческих решений. Именно это открытие подтолкнуло меня к исследованию темы контекстного интеллекта как важной составляющей в бизнес-образовании управленцев.
У руководителя с опытом формируется набор типовых решений, которые принесли успех, а также набор типовых ошибок. Успешные решения воспроизводятся в схожих ситуациях. Однако с учетом меняющихся условий такие решения могут быть неэффективными. Это привело меня к размышлениям о ценности профессионального опыта в современной бизнес-практике.
Процесс становления профессионала включает несколько этапов:
Этот процесс обуславливает профессиональную деформацию. Например, управленец действует по принципу: «Делаю только то, что знаю». Это приводит к подгонке ситуации под имеющиеся знания, а не к поиску новых решений. Однако абсолютизация знаний и их применение без учета изменяющегося контекста может привести к неэффективным решениям.
Еще одна ловушка – вера в то, что вчерашние успехи гарантируют будущее процветание. Мы ценим свой опыт и считаем его единственно правильным, хотя он мог быть эффективным только в определенных условиях.
Как быть успешным профессионалом в меняющемся мире, если полученные знания и опыт стремительно устаревают?
Контекстуальный интеллект – это способность воспринимать макроуровневые факторы, влияющие на ситуацию в конкретный момент времени. Ученые выделяют шесть таких факторов, которые постоянно меняются, а значит, управленческие решения должны приниматься с учетом контекста.
Тарун Ханна определяет контекстуальный интеллект как способность понимать пределы наших знаний и адаптировать их к новой среде. Это значит, что знания, которые были актуальны в одном формате, могут не работать в другом.
Важно также учитывать институциональный контекст – культуру, в которую входит бизнес. Она влияет на все аспекты ведения дел и требует учета национальных, экономических и социальных особенностей.
Чему учить руководителей, чтобы они были успешными в меняющемся мире?
Контекстный интеллект можно рассматривать как способность предвидеть зарождающиеся тренды и соединять точки прошлого и будущего через контекст. Это означает не простой перенос старых методов в новые условия, а адаптация их к изменяющейся реальности.
В бизнес-образовании контекстный интеллект можно применять в трех ключевых направлениях:
Сегодня много говорят о трансформационном лидерстве – подходе, который способствует развитию организации и созданию культуры инноваций. В характеристиках таких лидеров часто упоминают эмоциональный интеллект, но практически не говорят о контекстуальном интеллекте.
Трансформационный лидер также должен развивать своих последователей, помогая им раскрывать потенциал и адаптироваться к изменяющимся условиям. Здесь контекстный интеллект становится необходимым инструментом.
Рассмотрим, как менялось понятие планирования:
Контекстный интеллект – это важный навык для современного руководителя. Он помогает понимать изменяющиеся условия, адаптировать знания и разрабатывать эффективные управленческие решения.
Сегодня бизнес-образование должно учитывать не только классические теории управления, но и новые подходы, которые позволяют руководителям быть гибкими, предвидеть тренды и эффективно работать в меняющихся условиях.
Мясников Николай Карпович
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.
15 ноября 2025 года во Всероссийской академии внешней торговли прошла ежегодная конференция организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Площадка собрала свыше 300 представителей власти, бизнеса и образования, чтобы обсудить, как меняются запросы к управленческим компетенциям и каким должен быть курс на развитие российской экономики. От бизнес-школы МИРБИС на конференции присутствовал директор департамента повышения квалификации и профессиональной переподготовки Валерий Залко, который принял участие в обсуждениях и рабочих контактах с партнерами Президентской программы.
МИРБИС вошел в число 300 лучших бизнес-школ мира по версии международного рэнкинга Eduniversal, занял 1-е место среди российских бизнес-школ в лиге 4 Palmes of Excellence и стал 5-м среди бизнес-школ России.
12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».