— Как пандемия изменит стратегии бизнеса?
— В целом кризисные ситуации показывают хрупкость бизнеса: у него большие эксплуатационные расходы, крупные издержки и на самом деле относительно этого совсем небольшая прибыль. Поэтому многие компании в условиях тотального локдауна максимум могли протянуть четыре месяца. А если сумели заключить общественный договор с сотрудниками, то восемь. То есть все бизнесы уязвимы, это нужно понимать.
При этом нужно не бояться, а анализировать структуру рисков, отделять то, что действительно несет опасность.
События типа «черных лебедей» на самом деле многому учат бизнес.
Во-первых, необходимо в большем объеме использовать фьючерсные контракты, позволяющие фиксировать объемы и цену поставки на будущее.
Во-вторых, привлечение капитала через портфельных инвесторов значительно снижает риски дефолта, так как по кредитному договору нельзя не заплатить, а по договору с портфельными инвесторами — на самом деле можно. Да, в какой-то мере это ударит по репутации, но иногда лучше так, чем потерять бизнес.
В-третьих, «черный лебедь» показывает, что всегда открываются скрытые возможности, новые рынки. Как, например, производство и поставка ультрафиолетовых ламп, санитайзеров, масок во время пандемии или использование вынужденного простоя для планового ремонта.
— Российский бизнес уделяет достаточно внимания управлению рисками?
— В нашей школе «Управление рисками» и «Антикризисное управление» — это отдельные полноценные дисциплины. Но слушатели не всегда уделяли им серьезное внимание. Сейчас в том, что они должны продолжать работать, ни у кого сомнений не возникает.
Бороться с рисками — значит выстраивать стратегию заранее. Поэтому у современной организации помимо стратегического плана должны быть еще два резервных — B и Z. Первый рассчитан на максимальную оптимизацию ресурсов, обеспечивающую компании жизнеспособность в сложных условиях. Второй — на поиск новых возможностей.
— Как меняется спрос на образовательные программы?
— В целом потребность руководителей компаний в развитии собственных навыков сохранилась на прежнем уровне, несмотря на то что финансовые возможности так или иначе ухудшились.
По содержанию и по форме меняются сами образовательные программы. Кризис дал этому определенный толчок. Например, у нас вводится новая дисциплина «Управление в условиях неизвестности» с отдельным разделом «Управление кругозором компании». Ведь чтобы иметь план Z, нужно обладать определенным бизнес-кругозором.
Растет спрос на повышение внутренней эффективности компаний: на системы управления канбан, кайдзен, Scrum и Lean Startup. Бороться с выгоранием и стрессами в условиях неопределенности, управлять коллективом помогает развитие эмоционального интеллекта.
— Бизнес-образование может полностью перейти в онлайн?
— У нас нет такой задачи. В период социальных ограничений достаточно было найти разумную середину. МВА — это не только тренировка ума, а еще и прокачка поведенческих механизмов, поэтому определенная доля занятий должна проводиться офлайн. В крайнем случае часть слушателей могут подключаться онлайн. Это уже сокращает риски заражения, если говорить о пандемии и цели не допустить роста заболеваемости. Преимущество бизнес-образования, особенно Executive MBA, все-таки в возможности посвятить время собственному развитию и личному общению с другими участниками образовательного и предпринимательского сообщества.
Источник:
Фото: пресс-служба МИРБИС
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.