Екатерина Лисицына: Финансисты нового времени – это лидерство, а не просто учет

Дата публикации:
55
0
В статье

Чего ждет бизнес от современного финансиста и где учиться финансисту нового формата рассказала порталу Клерк.ру  Екатерина ЛИСИЦЫНА, д.э.н., профессор и руководитель программы МВА «Финансовая стратегия компании» Школы бизнеса МИРБИС.


Основа профессии финансиста – учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста – разбираемся в статье.


Кто такой финансист нового формата 

Профессия финансиста сейчас состоит из двух частей: аналитической и управленческой. Вторая требует не просто отслеживать показатели и считать цифры, а ещё и управлять рисками и выстраивать стратегии. Так специалист по финансам превращается в лидера изменений: именно он первым видит сигнальные огни финансовых перемен. Но недостаточно просто доложить о них руководству – топы и собственники теперь ждут от финансистов предложений, как изменить ситуацию и превратить эти красные огни в зеленые.

Финансист уже не просто учетчик, который фиксирует снижение или ухудшение каких-то показателей, а лидер, который говорит, как на эти изменения реагировать. 

Важно знать ответ на вопрос «Кто виноват?», но ответ на вопрос «Что делать?» важнее. Именно его ждут от финансистов, а это уже относится к стратегии.

Стратегические аспекты работы финансиста

Можно выделить три направления:

  1. Разработка стратегии компании и контроль её выполнения. Здесь речь идет не только о финансовой стратегии, но и о корпоративной стратегии в целом.
  2. Оптимизация роста. Современный востребованный финансист должен не просто констатировать выполнение или невыполнение плана по бюджетам, а подбирать эффективные шаги роста компании. 
  3. Перспективное планирование. Как учесть черных лебедей и волатильность в различных аспектах бизнеса. 

Кризис финансовых кадров

Руководство компаний оценивает вклад финансиста в развитие бизнеса одним образом, а сами CFO совсем другим. Такой диссонанс сказывается на подготовке качественных кадров. 

Глобальная ассоциация, объединяющая специалистов в области финансов, учета и аудита АССА исследовала, как видят роль финдиректора в будущем собственники, топы, инвесторы и сами руководителей финансовых служб. Существенный рост роли финдиректора спрогнозировали 72% всех опрошенных. Но если посмотреть на ответы разных категорий респондентов, то показатели будут отличаться: увеличение значимости финдиректора отметили 82% собственников и топов, а что касается самих CFO, то только 66% ожидают усиления своей роли. 

Взгляд на компетенции финдиректора тоже у всех свой. Топы на первое место ставят стратегическое видение и лидерские качества, а сами финансисты — опыт бухучета и работы с финансами. Возможно, специалисты недооценивают свое значение в компании и видят зону своей ответственности меньше, чем ее хотели бы видеть собственники.

Как можно повысить авторитет финансистов внутри компании

Раньше финансиста приглашали, чтобы он просчитал эффективность и возможную результативность партнерских предложений. А сейчас специалист по финансам сам становится партнером и не просто может, а даже должен предлагать стратегические решения.

Финансисты сильны в профильных знаниях, но зачастую им не хватает, например, инициативы, харизмы, кругозора, стратегического мышления и навыков управления командой. Чтобы это исправить, нужно, во-первых, чаще говорить об ожиданиях собственников и топ-менеджеров от работы финансистов, и во-вторых, обучать сотрудников дополнительно. Специалисты уже стали профессионалами в области финансов, и теперь их надо учить становиться лидерами.

Где учиться финансисту нового формата

На мой взгляд, все, кто решил связать профессию с финансами, уже имеют лидерские качества: такие люди ответственны и готовы влиять на развитие предприятия. Но во время профильного обучения финансистов акцент делается на расчетно-учетно-аналитической функции. Ее очень хорошо развивают, но при этом совершенно не уделяют внимания лидерским и управленческим навыкам.

Поэтому им нужно учиться отдельно. Но где?

  • В бизнес-школах. Именно там образование и бизнес объединяются: преподают практикующие финансисты, обучение строится на реальных кейсах и примерах из работы самих обучающихся. Это помогает и учиться, и решать рабочие задачи одновременно. 
  • На программах MBA. Если финансист хочет получить степень, лучше обратить внимание на специализированные программы MBA: финансы, финансовая стратегия или финансовый менеджмент.
  • На базовых кафедрах вузов. В некоторых университетах и институтах можно найти интересные финансовые программы, а преподавать там зачастую приглашают практиков.

Если инвестировать ресурсы в обучение, можно сделать рывок в профессии и получать больше возможностей и финансовых результатов. 


Открыт набор на программу МВА «Финансовая стратегия компании»

19 июля 2024 — Старт сокращенной программы 19 мес.

27 сентября 2024 — Старт полной программы 22 мес.

Подробности



Ближайшие мероприятия
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

4 июня 2025
2 часа
Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

6 июня 2025
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

9 июня 2025
40 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
HR-Аналитика для бизнес-решений 2025VII HR-конференция + обзор HR-Tech решенийЕсли вы хотите принимать обоснованные управленческие решения в HR, начните с главного — с измерений. Сегодня эффективность HR-функции напрямую влияет на устойчивость бизнеса, а аналитика становится тем инструментом, который помогает не просто наблюдать, а действовать.Именно этому будет посвящена VII HR-конференция «HR-Аналитика для бизнес-решений 2025», информационным партнером которой выступает школа бизнеса МИРБИС. Это мероприятие объединит экспертов и практиков в области управления персоналом, которые ежедневно используют данные для решения конкретных задач: от найма и удержания сотрудников до построения стратегий роста.Основные темы конференции:
Как меняются наука, преподавание и бизнес. Приглашаем на открытую дискуссию 6 июняResearch & Faculty Talks — это встреча для преподавателей и исследователей, которым важно делиться опытом, находить новые идеи, подходы и профессиональные связи. 6 июня в 17:00 приглашаем на заключительное мероприятие научно-методического цикла семинаров. Участников ждет живая дискуссия об изменениях академической среды, исследовательских практик и содержания преподавания.В программе три тематические секции:
Зачем бренды возвращаются в офлайн, и как мерч становится инструментом доверия в 2025? Когда digital-каналы перегружены, а внимание аудитории рассеяно, бренды ищут новые способы выстраивать контакт. Один из самых эффективных — физический маркетинг
В честь Дня российского предпринимательства представим себе 2342 год.На Марсе уже есть университеты, винодельни, свекольные поля и студии ландшафтного дизайна. Люди перемещаются по воздуху в индивидуальных капсулах с нейронавигацией. А еду доставляют дроны за три минуты. Звучит фантастически? Безусловно.Но так же когда-то думали о смартфонах, 3D-принтерах, каршеринге и нейросетях. Они появились не потому, что кто-то однажды отдал распоряжение, а потому, что нашлись люди, которые увидели возможность и начали действовать.Ученые создавали открытия. Инженеры — технологии. А предприниматели искали применение, находили смелость и брали на себя риск. Именно они соединяли ресурсы, запускали процессы, превращали идею в работающий продукт. 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
МИРБИС выступит информационным партнером конференции «МСФО и управленческий учет — 2025»С 28 по 30 мая пройдет 19-я практическая конференция «МСФО и управленческий учет — 2025». Бизнес-школа МИРБИС выступит информационным партнером мероприятия, организованного издательством «Методология». Конференция соберет ведущих экспертов и практиков в области МСФО и управленческого учета. В программе сессии в формате «услышал — внедрил», панельные дискуссии и обмен реальными кейсами.30 мая на специальной сессии для нефинансовых организаций выступят эксперты МИРБИС:
Ближайшие мероприятия в МИРБИС:
Live stream started
Преподаватели рекомендуют Сегодня читаем и смотрим по рекомендации Павла Лебедева, д.э.н., профессора бизнес-практики, руководителя программы DBA МИРБИС.Сюжеты из книг и фильмов — это готовые кейсы: как герои преодолевают кризисы, выстраивают альянсы или теряют все из-за слепой уверенности. Почти в каждой «художке» можно найти схемы переговоров, управленческие ловушки или алгоритмы решений. И узнать, как персонаж собирает команду из «ничего», мотивирует без бюджета или превращает поражение в трамплин.
Навыки растут. Зарплата — не всегда? ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского исследования, в котором приняли участие работающие россияне из всех федеральных округов. Опрос показал, как за последние 20 лет изменилась роль профессиональных навыков в карьере, доходах и востребованности на рынке труда.Результаты свели в три ключевых индекса:
Выпускница МИРБИС Анастасия Родина возглавила HR-направление в М.Видео-Эльдорадо
Ближайшие события в МИРБИСС новыми силами врываемся в рабочую неделю
А какую стратегию вы выбрали для первых рабочих дней?Anonymous Poll46% - Сразу включился/включилась в задачи без раскачки23% - Начал/начала с разбора почты и приоритизации3% - Сфокусировался/сфокусировалась на одном крупном проекте18% - Работаю в облегченном режиме — адаптируюсь3% - Пока больше слушаю команду, чем делаю7% - А я еще отдыхаю
Почему после майских праздников сложно вернуться к работе, и что с этим делать руководителюМайские выходные дают сотрудникам долгожданную передышку. Но чем продолжительнее этот перерыв, тем заметнее у некоторых из них потом снижение фокуса, темпа и мотивации. Вместо бодрого старта многие возвращаются в офис с пониженным тонусом и внутренним сопротивлением.Причин несколько
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС