20 ноября в Москве состоялся форум «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего», организатором которого выступил ForbesСongress. В нем приняли участие эксперты в области образования, представители ведущих бизнес-школ и корпоративных университетов. Обсуждались актуальные вызовы и новые подходы в сфере обучения в условиях быстроменяющейся мировой экономики. В числе спикеров были представители НИУ ВШЭ, Сколтех, ИМИСП, ГК «Аквариус», Bonnie&Slide и других.
Одним из ключевых событий форума стала сессия «Обучение руководителей высшего звена в новой реальности», в которой принимал участие Павел Лебедев, доктор экономических наук, профессор и руководитель программы DBA Школы бизнеса МИРБИС. В дискуссии также приняли участие Ярослав Павлов, ректор Бизнес-школы ИМИСП и Светлана Чумакова, основатель Международной Академии Коучинга ICA. Модератором сессии выступил Антон Аверьянов, совладелец и генеральный директор издания «Большие идеи».
Основные моменты сессии
Вопросы, поднятые на сессии, касались важнейших аспектов современного обучения топ-менеджеров:
- Как изменился запрос руководителей на обучение в условиях новой реальности?
- Какие компетенции востребованы для эффективного управления в изменяющемся мире?
- Где и как можно получить необходимые знания и опыт?
- Насколько программы EMBA оправдывают ожидания бизнеса?
- Какие международные образовательные программы останутся актуальными к 2025 году?
Павел Лебедев отметил, что несмотря на изменения, основные запросы остаются прежними. Топ-менеджеры по-прежнему интересуются операционной эффективностью, улучшением финансовых показателей и оптимизацией HR-функции, систематизацией знаний и общением в кругу единомышленников.
«Многие запросы руководителей остаются неизменными: операционная эффективность, системное представление о бизнесе, обмен опытом. Это те аспекты, которые остаются важными, несмотря на все изменения в внешней среде. Ключевая потребность — это возможность общаться с единомышленниками и обмениваться практическими знаниями. Люди не просто ищут знания, они ищут возможности для обмена опытом и общения».
«Есть еще один, менее осознанный, но важный запрос — это желание эмоционально изменить свою ситуацию. Участники хотят надеяться, что обучение улучшит их бизнес и жизнь в целом. И часто это так и происходит».
«Роль бизнес-школ сейчас не ограничивается только обучением, они становятся партнерами, помогающими создавать что-то новое вместе с участниками программ. Мы видим себя не только как поставщиков образования, но и как партнеров, которые помогают трансформировать опыт в практическую ценность».
Новые компетенции и метанавыки
Определенные метанавыки становятся важными для топ-менеджеров в новой реальности. В условиях цифровой трансформации особое внимание стоит уделить интегрированному мышлению, которое помогает лидерам понимать, как различные аспекты бизнеса взаимодействуют друг с другом.
«Метанавыки — это не просто инструменты для решения проблем. Это целый подход к тому, как мы воспринимаем мир и какие задачи мы ставим перед собой как лидеры. Для меня важнее говорить не о терминах, а о сути. Это создание ценности для различных групп стейкхолдеров, не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это устойчивое развитие, ответственное лидерство, которое выходит за рамки экологии и социальных проблем».
О конкуренции и партнерстве
Отвечая на вопрос о взаимодействии бизнес-школ с другими образовательными игроками, Павел Лебедев подчеркнул, что альтернативные образовательные игроки закрывают определенные потребности, и МИРБИС активно строит образовательную экосистему, где партнеры не конкурируют, а играют каждый свою роль.
«Мы говорим не о конкуренции, а о взаимодействии, поиске синергии и возможностей для органичного взаимодействия. Мы должны строить экосистему, где каждый сможет внести свой вклад. Важно, чтобы все элементы образовательной экосистемы работали на общее благо и создавали возможности для обмена знаниями и опытом. Когда удается найти синергию между разными участниками, это приносит большие результаты и создание ценности для всех».
Фокус на новые страны
Фокус взаимодействия с образовательными партнерами смещается на страны, которые предоставляют новые возможности для обучения и партнерства.
«Партнерство между школами и странами будет только усиливаться. Сегодня гораздо интереснее изучать опыт стран, как Китай, Индия и Эмираты, которые могут предложить новые подходы и перспективы. Это не просто о том, как мы можем что-то перенять. Важно понять, как они адаптируются, как решают свои проблемы».
«Мы в МИРБИС уже активно обсуждаем совместные выездные модули. Это дает нам возможность не только приглашать коллег на мероприятия, которые организуем сами, но и работать с проектами, где у наших партнеров есть уникальная экспертиза».
Укрепление позиции России в мире
Павел Лебедев отметил, что в совместном диалоге с другими странами Россия становится равноправным и сильным партнером.
«Раньше, особенно в 90-е, складывалось ощущение, что мы только учимся у других, смотрим, как «правильно». Помню тренинг с красивыми слайдами, где рассказывали, как считать точку безубыточности. Это был своего рода ликбез от транснациональных корпораций. Сегодня мы зачастую уже опережаем тех, кого стремились догнать. Посмотрите, к примеру, на цифровизацию налоговых отношений, банкинга или госуслуг. Россия начала задавать новые стандарты для мира».
Форум Forbes стал уникальной платформой для обмена мнениями и установления новых контактов между образовательными учреждениями и бизнес-сообществом.