В России с каждым годом набирает популярность бизнес-образование по программе профессиональной переподготовки руководителей МВА. Эксперты отмечают, что появились новые интересанты, чей бизнес начал развиваться после изменения структуры рынка. Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров рассказал о том, какие тренды в бизнес-образовании сегодня актуальны.
– Для начала небольшой ликбез: в чем отличия MBA и Executive MBA?
– Программа Executive MBA (ЕМВА) ориентирована на состоявшихся руководителей или собственников бизнеса. Это своего рода формирование дорожной карты для дальнейшего развития компании (бизнеса), системный взгляд на них. Обучение в модульном формате носит практический характер, что позволяет слушателям проходить обучение почти без отрыва от управленческой деятельности.
Программа MBA адресована менеджерам среднего звена, предпринимателям, которые хотят выйти на топ-уровень в компании или открыть собственный бизнес, для чего необходимо систематизировать имеющиеся знания в области экономики и менеджмента и получить необходимый инструментарий.
– Школ, предлагающих программы Executive MBA, не больше десятка. В чем ваше преимущество?
– В первую очередь, это преподавательский состав. Около 90% из них – практики, бизнес-консультанты, методологи и тренеры. Они не только владеют академическими знаниями, но и имеют опыт руководства в реальном бизнесе. Большую роль играет отбор будущих слушателей: для нас важно, чтобы у руководителей была мотивация к обучению, желание искать новые подходы к решению управленческих задач. Как правило, мы набираем группу ЕМВА не более 20–25 слушателей.
– Появились ли новые программы в связи с новыми вызовами внешней среды?
– Безусловно, однако и во флагманских программах мы усилили некоторые акценты, отвечая на запросы рынка. К примеру, сейчас наблюдается огромный рост интереса к операционным процессам – в части решения задач импортозамещения, логистики, перестройки бизнес-процессов, обеспечения их бесшовности. В нестабильной среде особенно важно, чтобы разные уровни менеджмента одинаково верно понимали информацию, чтобы не тормозили ее потоки.
С другой стороны, руководители утвердились в мысли, что невозможно вечно находиться «в пожаре», надо думать и о стратегии – смене рынков и каналов поставок, изменениях клиентских предпочтений, долгосрочных взаимоотношениях с социумом, государством, экосредой.
Некоторые факультативные темы перешли в основные – например, well-being, подход к корпоративной культуре и благополучию сотрудников, который помогает решать проблемы выгорания, мотивации. Почему-то до сих пор есть миф, что well-being – это дорого, однако это направление может быть малозатратным. Это спорт, забота о здоровье, комфорт на рабочем месте, внимание к достижениям каждого сотрудника, а также – прозрачные объяснения новых задач, перемен в бизнесе, сложностей и перспектив. Последние годы принесли много стресса, и бизнес начал уделять внимание психическому здоровью сотрудников.
– Видение четкого вектора отношений с государством и обществом – тоже новая тенденция?
– Несомненно, поэтому мы расширяем темы ESG, подразумевающие экологичность, социальную ответственность, высококачественное корпоративное управление – элементы, которые соединяются в понятие «устойчивое развитие». Действительно, актуализировалась потребность в контактах с государственной властью, с профессиональными сообществами, в поддержке усиленных внешних коммуникаций с этими партнерами. И в наших программах эти акценты стали ярче.
– Вы проходили аккредитацию в Национальном аккредитационном совете делового и управленческого образования. Что это дает школе?
– Во-первых, обеспечивает отличную возможность для школы провести самоаудит, посмотреть, что мы сделали, насколько актуальны и клиентоцентричны наши программы. Во-вторых, дает ценное общение серьезных экспертов по отдельности с преподавателями, учениками, руководителями. Это помогает выяснить узкие места и точки роста, свести разнообразные данные и получить целостное представление о системности и ресурсности школы.
НАСДОБР – профессиональное объединение, созданное ведущими управленческими и отраслевыми ассоциациями, и рекомендации от него, конечно, позволяют выйти на новый уровень. Для нас это особенно важно, поскольку в самой нашей стратегии «зашито» развитие в соответствии с динамикой рынка.
– Какие важные мероприятия МИРБИС готовит в новом деловом сезоне?
– 7 декабря у школы день рождения, и ближе к этой дате мы проведем научную конференцию по теме трендов в управлении бизнесом и его связи с социумом. Мы небольшая школа, и тем не менее в ближайшей перспективе начнем уделять больше внимания науке. Сегодня наши преподаватели ведут исследования, публикуются в научных журналах, у МИРБИС есть свой журнал «Вестник МИРБИС», включенный в перечень ВАК. Кроме того, МИРБИС – один из организаторов международной научно-практической конференции «Фотинские чтения», созданной для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества.
В сентябре состоится управленческая конференция, на которую, кроме слушателей и партнеров, мы пригласили наших выпускников, чтобы поддержать тех, кто находится в глобальной экосистеме нашей школы.
Мы запустим новые программы переподготовки в линейке квалификационных степеней, дополнительно к МВА и Executive МВА, а еще – специальную программу для молодого поколения, проще говоря, тинейджеров, которым расскажем доступным языком про ключевые аспекты ведения бизнеса с точки зрения пользы для себя, социума и государства. На это есть большой запрос от выпускников, у которых дети как раз этого возраста, и они хотели бы встроить их в связку образования и бизнеса. С другой стороны, и мы будем знать, чего ждать через десять лет, когда зумеры придут к нам за бизнес-образованием. Для нас это большая мотивация!
Мясников Николай Карпович
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.
15 ноября 2025 года во Всероссийской академии внешней торговли прошла ежегодная конференция организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Площадка собрала свыше 300 представителей власти, бизнеса и образования, чтобы обсудить, как меняются запросы к управленческим компетенциям и каким должен быть курс на развитие российской экономики. От бизнес-школы МИРБИС на конференции присутствовал директор департамента повышения квалификации и профессиональной переподготовки Валерий Залко, который принял участие в обсуждениях и рабочих контактах с партнерами Президентской программы.
МИРБИС вошел в число 300 лучших бизнес-школ мира по версии международного рэнкинга Eduniversal, занял 1-е место среди российских бизнес-школ в лиге 4 Palmes of Excellence и стал 5-м среди бизнес-школ России.
12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».