Павел Лебедев о человекоцентричном предпринимательстве: развитие компетенций и преодоление образовательных пробелов

Дата публикации:
206
0
В статье

д.э.н., приглашенный профессор Школы бизнеса МИРБИС

ИСТОЧНИК

В последние годы наблюдается быстрый глобальный рост предпринимательского образования, однако, исследователи часто подчеркивают отсутствие консенсуса относительно содержания и методов обучения на этих программах (Sirelkhatim, Gangi, 2015). Этот вопрос становится особенно актуальным, если принять во внимание важность обучения предпринимательству в контексте человекоцентричной парадигмы. Несмотря на свою значимость, эти две области часто воспринимаются как несвязанные. Реализация значимой и практической программы устойчивого развития требует перехода к человекоцентричности во всех сферах человеческой деятельности и взаимодействия. Такая трансформация, в свою очередь, требует критической оценки компетенций, которые ее поддерживают. Изучение предпринимательства служит источником экономического роста, социального обновления и личного развития (Hindle, 2007).

Академическому и научному сообществу в партнерстве с бизнесом крайне важно решить проблемы, связанные с интеграцией этих важнейших элементов в систему обучения. Предпринимательство – это в первую очередь человеческое творчество и решение проблем, поэтому предпринимателям крайне важно понимать и удовлетворять потребности людей. Человекоцентричный подход в предпринимательстве означает создание решений, которые действительно приносят пользу, а не просто ориентированы на производство продуктов или услуг. В современном деловом мире успех заключается не только в зарабатывании денег – речь идет о создании ценности для людей. Таким образом, предпринимательство, ориентированное на человека, предполагает понимание пользователей, решение их проблем и укрепление доверия.

ВЗГЛЯД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СКВОЗЬ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНУЮ ПРИЗМУ

Человекоцентричное предпринимательство выходит за рамки транзакционной природы бизнеса. Человекоцентричный дизайн предполагает создание продуктов, услуг и опыта, адаптированных к потребностям людей. Этот подход ставит людей в центр процесса проектирования продуктов и услуг, гарантируя, что все решения будут зависеть от ориентированной на пользователя точки зрения (Zhang, Dong, 2009). Это философия, которая сочетает в себе отношения между инновациями и учетом потребностей людей, где успех предприятия определяется его способностью эффективно удовлетворять потребности различных стейкхолдеров, управляя противоречиями и одновременно способствуя положительному социальному вкладу.

Этот подход касается не только продуктов, услуг и клиентов, он также включает в себя то, как компания обращается со своими сотрудникамии вносит свой вклад в жизнь общества и сообществ. Компании, которые заботятся о своих сотрудниках, принимают разнообразие и положительно влияют на общество, часто более успешны. Человекоцентричное предпринимательство, таким образом, способствует осознанию цели, аутентичности и социальной ответственности. Выделим далее основные характеристики человекоцентричного подхода.

Вместо того, чтобы создавать продукт или услугу изолированно, предприниматель, ориентированный на человека, начинает с исследования подлинных проблем, с которыми сталкиваются потребители. Этот процесс включает в себя исследования, интервью и наблюдения, направленные на выявление основных проблем, требующих внимания и решения. Отличительной особенностью такого подхода является активное вовлечение пользователей в процесс проектирования. Совместное творчество становится руководящим принципом, когда прототипы тестируются и собираются отзывы для итеративного совершенствования и улучшения решения. Этот итеративный цикл проектирования гарантирует, что конечный продукт будет полностью соответствовать актуальным потребностям и предпочтениям целевой аудитории.

Коммуникация также играет ключевую роль: предприниматели умело создают нарративы, в которых ясно демонстрируется, как их решения действительно удовлетворяют реальные потребности и обогащают жизнь тех, кому они служат. История продукта становится убедительным свидетельством его ценности и назначения. Помимо непосредственной цели решения проблем предпринимательство, ориентированное на человека, стремится обеспечить свою деятельность соответствию принципам устойчивого развития. Основное внимание уделяется не только краткосрочным выгодам, но и долговременным положительным последствиям.

Этические соображения имеют приоритет, охватывая такие аспекты, как конфиденциальность, безопасность данных и ответственная деловая практика. Таким образом, стремление к прибыли сдерживается приверженностью этическому поведению, гарантируя, что влияние предпринимательской деятельности будет положительным и социально ответственным.

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПОТРЕБНОСТИ

Предпринимателям необходим особый набор навыков и компетенций, чтобы обеспечить функционирование, ориентированное на человека. К ним относятся знания, навыки, адаптивность и эмоциональный интеллект. Хотя это и не исчерпывающий список, но некоторые из наиболее приоритетных компетенций обсуждаются ниже.

1. Активный учет мнений заинтересованных сторон, культурная компетентность и эмпатия. Предприниматели осваивают навыки активного слушания, внимательно настраиваясь на точку зрения клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон. Предпринимателям необходимо ориентироваться и уважать разнообразные культурные нормы, ценности и модели поведения. Эта культурная компетентность гарантирует, что продукты или услуги будут инклюзивными, признавая разнообразие человеческих потребностей. Предприниматели, обладающие высоким уровнем эмпатии, развивают глубокое понимание эмоций, стремлений и проблем своих клиентов. Эта связь формирует основу для создания решений, которые резонируют с человеческими потребностями и удовлетворяют их.

2. Построение карты клиентского опыта. Человеко-ориентированные предприниматели подробно составляют карту всего пути клиента. Это включает в себя всестороннее исследование взаимодействия перед покупкой, фактического процесса покупки и взаимодействия после покупки. Понимая путь клиента, предприниматели выявляют возможности для улучшения, улучшая общее качество обслуживания клиентов.

3. Нарративы и истории. Способность рассказать убедительную историю – это нечто большее, чем традиционный маркетинг – это человекоцентричная компетенция. Предприниматели используют рассказывание историй, чтобы сообщить о цели и ценности своих продуктов или услуг. Хорошо продуманная история устанавливает эмоциональную связь, создавая значимую связь между брендом и его аудиторией.

4. Разрешение конфликтов и управление взаимоотношениями. Управление межличностной динамикой присуще предпринимательству, ориентированному на человека. Предприниматели развивают навыки разрешения конфликтов и управления взаимоотношениями, развивая позитивное взаимодействие внутри своей команды и с внешними заинтересованными сторонами. Построение и поддержание конструктивных отношений имеет важное значение для длительного и устойчивого успеха.

 

ПРОБЕЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ландшафт образования в области предпринимательства меняется, но сохраняются проблемы с тем, как мы обучаем и изучаем навыки, необходимые для успеха. Эти проблемы часто возникают из-за традиционных образовательных подходов, которые могут не полностью соответствовать динамичному и практическому характеру предпринимательства.

6 наиболее значимых вызовов

1. Теоретический фокус важнее практического применения. Традиционное образование часто опирается на теоретические концепции, обеспечивая прочную основу для бизнес-теорий, но не достигая практического применения. Однако предпринимательство процветает благодаря экспериментальному обучению, когда студенты участвуют в реальных проектах, принимают решения и учатся как на успехах, так и на неудачах. Традиционное образование имеет ограниченную подверженность сложностям реального мира. Студенты могут столкнуться с трудностями при применении теоретических знаний в реальных ситуациях, поскольку реальный мир кардинально отличается от описанного в учебниках.

2. Отсутствие междисциплинарного подхода. Предпринимательство по своей сути является междисциплинарным и опирается на идеи из различных областей, например, таких как психология, дизайн и технологии. Однако традиционные образовательные структуры часто действуют изолированно, ограничивая возможности междисциплинарного сотрудничества.

3. Неприятие риска и страх неудачи. Чаще всего наша система образования способствуют неприятию риска и страху неудачи, тогда как предпринимательство требует готовности идти на просчитанный риск и учиться на неудачах. Изменение мышления от страха неудачи к восприятию этого как ценного опыта обучения имеет решающее значение для развития предпринимательства.

4. Недостаточное внимание к мягким навыкам. Предпринимательский успех зависит не только от технических навыков, но и от мягких навыков, таких как общение, эмпатия и адаптивность. Хотя в настоящее время это широко обсуждается, традиционное образование часто недооценивает важность таких навыков.

5. Ограниченный доступ к реальным предпринимательским экосистемам. Предпринимательство процветает в экосистемах, которые обеспечивают доступ к наставникам, инвесторам и реальной бизнес-среде. Традиционные образовательные учреждения могут не в полной мере знакомить учащихся с этими экосистемами, ограничивая их способность создавать сети и получать практические знания от отраслевых экспертов.

6. Устаревшие учебные программы и медленная адаптация. Быстро меняющаяся природа бизнеса и технологий требует гибких и современных учебных программ. Однако традиционные системы образования часто оставляют учащихся с устаревшими знаниями и навыками.

УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ

Чтобы преодолеть эти проблемы, необходим постоянно адаптирующийся и гибкий подход к преподаванию. Сотрудничество между образовательными учреждениями, государственными органами, общественными организациями и отраслевыми партнерами имеет решающее значение. Необходимо внедрять методы обучения, которые включают практический опыт, практическое обучение и широкое понимание предпринимательства.

Для решения этих проблем следует пересмотреть наши представления о том, как нужно преподавать предпринимательство. И здесь следующие области чрезвычайно важны.

1. Возможности экспериментального обучения. Включение возможностей экспериментального обучения, таких как стажировки, реальные проекты и симуляции и т.п., позволяет студентам применять теоретические знания в практических условиях, что приводит к более глубокому пониманию предпринимательства. Смещение акцента с теоретических дискуссий на практическое решение проблем способствует развитию у учащихся навыков критического мышления и принятия решений. Практические примеры, обучение на основе сценариев и проекты, основанные на реальных бизнес-задачах, дают студентам ценную информацию и необходимые навыки.

2. Поощрение установки на рост. Речь идет не о финансовом понимании роста или подходе инвесторов к расширению бизнеса. Речь идет не о доходах, доле рынка или стоимости акций. Крайне важно развивать мышление роста, которое принимает вызовы и рассматривает неудачи как возможности для обучения. Обучение предпринимательству должно поощрять принятие риска, устойчивость и активный подход к решению проблем.

3. Интеграция мягких навыков. Мягкие навыки являются неотъемлемой частью успеха в предпринимательстве, и им следует уделять особое внимание. Коммуникация, эмпатия, адаптивность и командная работа имеют решающее значение для эффективного сотрудничества и навигации в динамичном ландшафте предпринимательства. Включение интерактивных занятий, ролевых игр и коммуникативных семинаров может помочь учащимся развить и усовершенствовать эти важные навыки общения. Признание важности эмоционального интеллекта, навыков разрешения конфликтов и межличностного общения должно способствовать тому, что будущие предприниматели смогут строить прочные отношения в сети партнеров, убедительно общаться и руководить с эмпатией.

4. Междисциплинарные программы. Важна разработка междисциплинарных программ, которые объединяли бы бизнес, технологии, гуманитарные науки и другие соответствующие дисциплины для обеспечения целостного понимания предпринимательства. Этот подход призван побудить студентов мыслить за пределами традиционных границ и внедрять инновации на стыке различных областей.

5. Интеграция в предпринимательские экосистемы. Установление партнерских отношений с предпринимательскими экосистемами, включая программы наставничества, инкубаторы стартапов и отраслевое сотрудничество, дает студентам возможность познакомиться с реальным миром и наладить связи. Эта связь с более широким предпринимательским сообществом улучшает их понимание динамики отрасли.

6. Гибкие и актуальные учебные программы. Разработка гибких учебных программ, способных быстро адаптироваться к возникающим тенденциям, гарантирует, что студенты получат самые современные знания и навыки. Это может потребовать большей гибкости, регулярных обновлений, отраслевого партнерства и сосредоточения внимания на новых технологиях и новых бизнес-моделях. Решая эти проблемы и применяя инновационные методики преподавания, образование в области предпринимательства может лучше вооружить студентов навыками, мышлением и опытом, необходимыми для преуспевания в сложной и постоянно меняющейся среде предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устранение пробелов в образовании в человекоцентричном предпринимательстве означает изменение педагогических подходов, что требует сотрудничества между заинтересованными сторонами, инновационных методов обучения и приверженности формированию образовательного опыта, который расширяет возможности людей в динамичном мире предпринимательства. Все это, в свою очередь, означает преобразование наших образовательных учреждений в человекоцентричные организации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО

1. Hindle K. (2007). Teaching Entrepreneurship at University: From the Wrong Building to the Right Philos-ophy. In Handbook of Research in Entrepreneurship Education, Volume 1. Edward Elgar Publishing. https://doi.org/10.4337/9781847205377.00013

2. Sirelkhatim F., Gangi Y. (2015). Entrepreneurship education: A systematic literature review of curricula contents and teaching methods. Cogent Business & Management, 2(1). https://doi.org/10.1080/23311975.2015.1052034

3. Zhang T., Dong H. (2009). Human-centred design: an emergent conceptual model.

Ближайшие мероприятия
ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям

ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям

18 декабря 2025
4 ак. часа
Управленческая отчетность для принятия решений руководителя

Управленческая отчетность для принятия решений руководителя

20 декабря 2025
16 ак. часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

21 декабря 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

71% создателей цифрового контента хотят защитить свое авторство

Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС провела опрос и выяснила ключевые тенденции в области защиты цифрового контента. Результаты показывают, что подавляющее большинство (более 70%) цифровых контент-мейкеров стремятся защитить свое авторство. Авторы активно осваивают различные способы охраны своего контента, но сталкиваются и с серьезными препятствиями на этом пути.

Шоколад Аленка, седые конфеты и перевозка - интервью о логистике и закупках с Екатериной Барановой

Как сделать так, чтобы «Аленка» добралась до полок американских супермаркетов, сохранив вкус, цвет и форму? Почему закупки – это не про скуку, а про стратегическое мышление? И как управлять департаментом в сотни человек, не потеряв самоиронию и рабочий драйв? О логистике, международной торговле и шоколадных сюрпризах в большом интервью рассказывает Екатерина Баранова выпускница МИРБИС, и руководитель отдела мониторинга и организации закупок ООО «Объединенные кондитеры».

«От мотоэкипировки до винодельни»: как прошла защита предпринимательских проектов в МИРБИС

Разнообразие идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-388 в бизнес-школе МИРБИС.

Министерство социального развития Московской области отметило благодарностью Школу бизнеса МИРБИС

5-го декабря в Доме Правительства Московской области прошла торжественная церемония Единого выпуска слушателей Президентской программы 2025 года.

«Лучше доверять и ошибаться, чем не доверять никому»: психология лидерства без иллюзий

В чем сила руководителя – в жесткости или доверии? Почему «родительская» роль, проявляющаяся в заботе и обучении, в команде способна дать бизнесу гораздо больше, чем контроль и давление? Об этом мы поговорили с Виталией Аветовой, главой психологического делового клуба Nil Admirari и преподавателем по развитию эмоционального интеллекта в МИРБИС.

Телеграм
ЛЕНТА
С чего на самом деле начинается строительство завода? С образования, которое превращает идею в готовое производство за один годАнастасия Лукина, директор АО «Пакет» (группа компаний «Ижевский Радиозавод»), выпускница МИРБИС, поделилась, что выбор бизнес-школы был очевидным. На предприятии много лет направляют руководителей в МИРБИС и видят, что полученные там инструменты напрямую влияют на стабильно высокие результаты.Обучение оправдало ожидания. Преподаватели-практики и работа в группе помогли Анастасии увидеть знакомые задачи под другим углом. Всего за три месяца выпускница Школы переосмыслила ключевые элементы производства и поняла, насколько они связаны с управленческими и финансовыми решениями компании. Именно это легло в основу ее дипломной работы о внедрении бережливого производства и позволило пройти весь процесс на реальном кейсе. «Главным открытием стало рождение в стенах МИРБИС проекта AL’mix. Пройдя путь от бизнес-идеи, защищенной на предпринимательских проектах, до диплома, я могу уверенно сказать: он вырос здесь, впитав полученные знания и помощь наставников»Развитие этой идеи привело к масштабному результату. Команда под руководством Анастасии смогла всего за год с нуля построить завод в абсолютно новом для ИРЗ направлении. 
Как это было: экскурсия МИРБИС в Центр аддитивного инжиниринга SIU System4 декабря слушатели и выпускники Школы бизнеса посетили Центр инноваций SIU System* и познакомились с современным аддитивным производством полного цикла. Экскурсия началась с рассказа о принципах 3D-производства и профессиях, задействованных на каждом этапе: от проектирования до постобработки.Далее — самое интересное. Участники наблюдали, как работает промышленное 3D-оборудование, изучали образцы деталей и задавали вопросы о материалах, технологиях и возможностях аддитивного подхода. Руководитель центра подробно объяснил каждый этап процесса и ответил на все вопросы. Один из участников поделился своими впечатлениями о посещении компании:«Особенно ценным было увидеть на практике, как работает современное аддитивное производство полного цикла — от проектирования до постобработки. Руководитель производства очень подробно и компетентно ответил на все вопросы. Компания продает оборудование и делает изделия под заказ. У них интересная бизнес-модель»*SIU System — один из крупнейших экспертов на рынке аддитивных технологий. С 2008 года компания реализовала более 7000 сделок на сумму свыше 10 млрд рублей, доставила клиентам 1,6+ млн деталей и сотрудничает с 16 000+ организациями по всей России и СНГ. Сегодня SIU System не только поставляет и обслуживает оборудование, но и создает аддитивные центры, консультирует бизнес и реализует проекты на собственной производственной площадке.
На складах теряется изолента и миллионыДля большинства руководителей склад — это все еще «черный ящик»: работает и ладно, а если сломался, то начинается поиск виноватых. Хотя именно здесь появляются самые дорогие для бизнеса сбои. От остановки конвейера из-за непринятого сырья до годовой заморозки стройки, когда контейнер с уникальным оборудованием просто теряется в углу.Мы обсудили это с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан» и слушателем программы EMBA МИРБИС, который больше 20 лет работает со складами крупных предприятий. По его словам, каждый раз он видит одну и ту же закономерность: десятилетиями склад воспринимают как вспомогательную функцию, но именно в этой зоне «невнимания» происходит большинство системных провалов и сбоев. Главная ошибка — несостыковка цифры и физики. В учете — идеальные документы. На складе — непринятые коробки, стертые одним случайным кликом позиции и поиск нужной детали «по всем полкам». Так появляются два параллельных склада, которые не синхронизированы между собой.Чтобы устранить этот разрыв, компания выстроила собственную методологию. Это управленческий подход, а не сугубо технологический продукт. Сначала выстраиваются процессы: диагностика, проектирование, новая логика работы и только потом подключаются инструменты, которые их поддерживают.Когда процессы выстроены, технологическая часть становится прозрачной и понятной. В зонах хранения работает подсветка ячеек: прожектор выделяет нужную точку цветом, и сотрудник сразу идет туда, где должен быть товар. Нейросеть анализирует план дня, загрузку и состав смены, подсказывая мастеру, где усилить участок или провести выборочную инвентаризацию. В итоге склад перестает жить «в двух реальностях». Учет и фактическое движение товаров начинают совпадать, а хаос и ошибки исчезают.И здесь становится ясно: складские проблемы почти никогда не связаны исключительно с полками или человеческими ошибками. Они рождаются в логике процессов и управлении.«И когда мы приходим наводить порядок на складе, мы лечим не просто складскую логистику. Мы лечим все предприятие. А иногда — целую отрасль», — подчеркивает Николай. 
Представьте, что вас сегодня назначили генеральным директором новой компании. Вас поздравляют, передают ключи от нового кабинета, пожимают руку… И исчезают. Дальше вы остаетесь с целым бизнесом, который нужно не просто «вести», а спроектировать заново. Именно с такого мысленного эксперимента начал мастер-класс «СЕО: архитектор бизнес-систем» ведущий преподаватель МИРБИС Станислав Казаков. Он предложил участникам примерить роль СЕО, который отвечает не за один участок, а за весь бизнес целиком, и показал, почему генеральный директор — это не «суперначальник отдела», а архитектор: человек, который проектирует стратегию, команду, процессы, потоки и культуру как единую живую систему.На мастер-классе разбирали:▪️чем принципиально отличается генеральный директор от руководителя-функции;▪️какие факторы успеха бизнес-системы СЕО обязан обеспечить лично;▪️как устроена «архитектура» компании из потоков, структур, управления и культуры;▪️какие ошибки чаще всего совершают новые СЕО и почему культура действительно «ест стратегию на завтрак».Читать дальше интересную статью 
Владимир Туровцев оценил прогноз Gartner, Inc. о сокращениях из‑за ИИGartner опубликовал новый прогноз о влиянии ИИ на рынок труда. Согласно данным, ежегодно, начиная с 2028-29 годов будут перестраиваться более 32 млн должностей. Ежедневно около 150 000 рабочих мест подвергнуться изменению через повышение квалификации, а еще порядка 70 000 — через переосмысление обязанностей. Но долгосрочный итог, по мнению аналитиков, окажется не разрушительным. Рынок сможет найти баланс между людьми и ИИ, а новые виды занятости компенсируют потери традиционных профессий.Эти выводы и стали предметом анализа Владимира Туровцева, руководителя программы МВА «Стратегический менеджмент» МИРБИС. Он соглашается с тем, что волна сокращений неизбежна, на это сегодня указывают все крупные исследования. Но вторая часть прогноза, где Gartner ожидает «отката обратно» и уверяет, что «все вернется на круги своя», вызывает у него серьезные сомнения.По словам Туровцева, механизмы прошлых индустриальных трансформаций и нынешней ситуации принципиально различаются. Когда-то автоматизация действительно открывала новые фабрики и создавалась дополнительная занятость, но только потому, что спрос на товары стремительно рос, а экономика испытывала нехватку рабочей силы.«Я не понимаю, при каких условиях сейчас рынок будет расти, за счет какого драйвера. Сейчас, наоборот, есть некоторый избыток производства, затоваривание.Покупательская способность снижается, потому что кризис — и в Европе, и у нас. За счет чего будут создаваться новые рабочие места?»Сомнения вызывает и ставка Gartner на переобучение. Чтобы человек мог перейти в новую профессию, нужны время, деньги и мотивация, а массовый переход требует работающих институтов. Сейчас же, по словам Туровцева, темпы высвобождения людей могут превысить темпы их подготовки.«А чтобы они переучивались, нужно вкладывать деньги в обучение, готовить программы — кто-то готов это финансировать? Боюсь, переучивать отправят тоже ИИ. Но переучиваться с помощью ИИ смогут только те, у кого изначально есть определенная квалификация».Отдельный риск — разрушение карьерных лестниц. На примере IT Туровцев показывает, как ИИ вытесняет типовые задачи младших специалистов. Через пять-семь лет, когда нынешние школьники выйдут на рынок, входные позиции могут просто исчезнуть. А без «джунов» не появляются «мидлы», и цепочка профессионального роста разрывается.И это не ограничивается IT-сферой. Миллионы сотрудников из бухгалтерии, юриспруденции, логистики, сервисных профессий рискуют столкнуться с исчезновением привычных ролей, а альтернатив на рынке почти нет. Роботы дешевле, автоматизация ускоряется, и пока не видно системных мер, которые могли бы смягчить переход.Читать дальше
Дайджест бизнес-событий в школе бизнеса МИРБИС (с 24.11 по 30.11) В последнюю неделю ноября ждем вас и ваших коллег на мероприятиях: 29.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.29.11 — Интенсив повышения квалификации «Продажи как система. Инструменты управления системой продаж» О том, как выстроить предсказуемую и измеряемую систему B2B-продаж от декомпозиции плана и клиентской базы до воронки и метрик. В двух словах о прошедшей недели в МИРБИС:▫️Ярослав Кабаков, преподаватель МИРБИС, рассказал, что такое трейдинг и как сегодня реально начать торговать на бирже?Читать▫️Владимир Туровцев рассказал какие практики технологических компаний могут использовать органы правопорядка.Читать ▫️Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в МосквеЧитать▫️Николай Мясников, руководитель программы ЕМВА МИРБИС, рассказал о том, что сломалось в российском менеджменте и как это чинить Читать  ▫️На ежегодной конференции организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров обсудили, какие управленцы нужны экономике будущегоЧитать