Туровцев Владимир Александрович
Чем полезен навык признавать ошибки и как научиться принимать критику отвечает д-р экон.наук, канд.психол.наук, основатель и СЕО EILab, преподаватель Executive MBA МИРБИС, Елена Хлевная.
Почему мы не любим признаваться в ошибках
Мы не любим признавать ошибки, так как это сопровождается неприятными эмоциями: вина, стыд, грусть, злость. А это совсем не то, что хотелось бы чувствовать, особенно в рабочем процессе. Проще «забыть» или найти оправдание, сняв с себя ответственность за последствия. Кроме того, кажется, что, признав ошибку, мы еще и расписываемся в своем несовершенстве – это удар под дых собственной самооценке. А в условиях высокой конкуренции можно лишиться каких-то преимуществ по сравнению с остальными. Тогда к выше названным эмоциям прибавляется еще страх. Страх возможных последствий перерастает в страх перед самой неудачей – «уж лучше вообще ничего не делать, чем допустить ошибку!»
Но такая стратегия … ошибочна.
Как реагирует на ошибки наш мозг
Мы учимся на ошибках. Удивительно, но наш мозг реагирует на ошибки быстрее, чем мы успеваем осознать, что допустили оплошность! Всякий раз, когда человек совершает ошибку, проявляется особый паттерн мозговой активности: резкая отрицательная электрическая активность (Error Related Negativity - ERN), исходящая от одной из структур головного мозга. Предполагается, что эта часть мозга фиксирует ошибку и оповещает другие важные отделы, чтобы сфокусировать внимание и уменьшить вероятность повторных неудач.
Кто может извлекать уроки из неудач
Однако учатся на своих ошибках только те люди, которые воспринимают ошибки как неотъемлемую часть пути к совершенству. Таким людям проще сознательно распределять внимание и направлять его на исправление этих самых ошибок в последующем опыте, что ведет к постепенному улучшению производительности, например. А вот у людей, для которых любая неудача – это подрыв уверенности в себе и своих способностях, учиться на ошибках не получается. Хотя они могут извлекать такие уроки из успехов и неудач других людей.
В современном мире меняется отношение к ошибкам, и ценность обучения на ошибках понимают не только в рамках школьного и университетского образования, но и в первую очередь, в бизнес-среде и организационном обучении.
В чем ценность признания ошибок
Признать ошибку – это назваться ее автором и принять на себя ответственность за ее последствия; это извлечение уроков из пережитого опыта. И порой такое признание бывает весьма болезненным, но это необходимое условие для роста себя как личности.
Традиционно «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Программа «MBA – Управление человеческими ресурсами»
Источник картинки: Unsplesh
Туровцев Владимир Александрович
Кабаков Ярослав Александрович
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.
15 ноября 2025 года во Всероссийской академии внешней торговли прошла ежегодная конференция организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Площадка собрала свыше 300 представителей власти, бизнеса и образования, чтобы обсудить, как меняются запросы к управленческим компетенциям и каким должен быть курс на развитие российской экономики. От бизнес-школы МИРБИС на конференции присутствовал директор департамента повышения квалификации и профессиональной переподготовки Валерий Залко, который принял участие в обсуждениях и рабочих контактах с партнерами Президентской программы.
МИРБИС вошел в число 300 лучших бизнес-школ мира по версии международного рэнкинга Eduniversal, занял 1-е место среди российских бизнес-школ в лиге 4 Palmes of Excellence и стал 5-м среди бизнес-школ России.
12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».
МИРБИС подтвердил статус предпринимательской бизнес-школы страны, сохранив высокую позицию в рейтинге «Техпред-50: университеты-лидеры технологического предпринимательства». По суммарному показателю результативности стартапов школа остается в топ-25 российских вузов: в выпуске 2025 года МИРБИС занимает 21–23-е место, что демонстрирует устойчивость предпринимательской экосистемы и стабильный выпуск проектов, интересных инвесторам и рынку. Подробнее про рейтинг читайте по ссылке.