Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии: комментарий Анны Козловой для РБК Pro

Дата публикации:
164
0
В статье

Фото: UPPA / Global Look Press

Читать статью на РБК Pro

Раньше несуществующие вакансии публиковали в основном мошенники. Теперь за это взяли недобросовестные эйчары и пиарщики, которые вытаются выполнить свою работу не самым честным образом. Ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС Анна Козлова рассказала о том, что должно насторожить кандидата при выборе вакансии.


10 причин задуматься, тратить ли время на вакансию

В ходе карьерного консультирования и подготовки соискателей к собеседованию я заметила, что есть ряд «звоночков», которые сигнализируют, что не надо тратить время на открытую вакансию.

1. Нет конкретики ни в названии компании, ни в сфере ее деятельности: «Международная компания», «Мы лучшие из лучших!», «Российский лидер в продажах».

2. Нет конкретики в требованиях к компетенциям кандидатов. Формулировки слишком расплывчатые: коммуникабельность, оптимизм, желание работать и развиваться. Но ни слова о технических навыках, которые необходимы под задачи должности.

Если текст составляет профессиональный рекрутер, то в требованиях по компетенциям всегда есть технические, коммуникативные и личностные компетенции.

3. Слишком большая вилка по зарплате наталкивает соискателя на мысль: платить скорее всего будут по нижней планке, а остальное на усмотрение работодателя (а это не гарантировано). Соискатели сегодня примерно знают среднюю зарплату по рынку.

4. Слишком высокая оплата по рынку – это гарантированно «заманиловка» деньгами. Если кандидат не высококлассный специалист, не штучный экземпляр на рынке труда, то, какой резон работодателю столько платить обыкновенному сотруднику? Что он покупает у него за эти деньги?

5. Вакансия с неконкретными формулировками висит на сайте длительное время и никаким образом не обновляется. Более того, для контактов с сотрудником компании указаны только мессенджеры.

6. Перед приглашением на собеседование предлагают пройти анкетирование с предоставлением большого объема персональной информации (например, с вопросами про ваш уровень жизни, доходы, количество детей, где они учатся, контакты ваших родственников).

7. Диссонанс между тем, что хочет компания от сотрудника (задачи должности и требования к компетенциям) и тем, что она предлагает (условия работы). Если от соискателя ничего не требуется (ни опыта, ни специальных знаний, только приходите к нам работать), а предлагают за это слишком много (корпоративные льготы, обучение, гибки график, хорошую зарплату, дружный коллектив, современный офис), то в большинстве случаев — это «лохотрон». Работодатели очень рациональные люди, они не разбрасываются деньгами направо и налево.

8. Предлагают неоплачиваемую стажировку или испытательный срок по заниженной ставке по заработной плате. Сюда же можно отнести задание выполнить трудозатратный по времени кейс (как правило, присылают по электронной почте или в мессенджере). В соответствии с ТК РФ любая стажировка должна оплачиваться.

9. После отклика на вакансию, вам сразу же перезванивают и предлагают подъехать на встречу, а в разговоре становится понятно, что рекрутеру не важно, подходите вы или не подходите под требования должности, главное, чтобы вы приехали. При этом в разговоре с рекрутером нет ни одного конкретного ответа на ваши вопросы по задачам, полномочиям, структуре оплаты труда.

10. Предлагают не оформлять трудовой договор, чтобы побольше вам заплатить.

Что может указывать на ложь и обман в общении с рекрутером

Отсутствие конкретики в коммуникации (задачи, полномочия, система вознаграждения, условия договора) и уход от прямого ответа на четко заданный вопрос.

Информация предоставляется излишне позитивно. Создается ощущение слишком «сладко».

Дистанцирование от компании – нет ссылки на официальный сайт компании, собеседование проводится в кафе или в полуподвальном помещении, нет ссылки на социальные сети компании, (должны вестись на регулярной основе), указывается электронная почта, не привязанная к бренду компании.

Ближайшие мероприятия
Продажи: организация и управление для руководителя

Продажи: организация и управление для руководителя

17 января 2026
24 ак. часов
Управление на основе анализа больших данных

Управление на основе анализа больших данных

17 января 2026
24 ак. часа
Управление персоналом

Управление персоналом

23 января 2026
3 месяца
0

Еще интересное в нашем Блоге

Два года, которые изменили управленцев: в МИРБИС состоялся торжественный выпуск слушателей программ MBA и Executive MBA

12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.
51
3

МИРБИС – школа года для корпоративного обучения

15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.
390
7

Два года, которые изменили управленцев: в МИРБИС состоялся торжественный выпуск слушателей программ MBA и Executive MBA

12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.

За пределами операционки: как проектное управление создает будущее компании

Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.

71% создателей цифрового контента хотят защитить свое авторство

Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС провела опрос и выяснила ключевые тенденции в области защиты цифрового контента. Результаты показывают, что подавляющее большинство (более 70%) цифровых контент-мейкеров стремятся защитить свое авторство. Авторы активно осваивают различные способы охраны своего контента, но сталкиваются и с серьезными препятствиями на этом пути.

Шоколад Аленка, седые конфеты и перевозка - интервью о логистике и закупках с Екатериной Барановой

Как сделать так, чтобы «Аленка» добралась до полок американских супермаркетов, сохранив вкус, цвет и форму? Почему закупки – это не про скуку, а про стратегическое мышление? И как управлять департаментом в сотни человек, не потеряв самоиронию и рабочий драйв? О логистике, международной торговле и шоколадных сюрпризах в большом интервью рассказывает Екатерина Баранова выпускница МИРБИС, и руководитель отдела мониторинга и организации закупок ООО «Объединенные кондитеры».

Телеграм
ЛЕНТА
Уже завтра состоится конференция «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям»•Где: МИРБИС (ул. Марксистская, д. 34, к. 7)•Когда: 18 декабря, 16:00-18:30•Формат: очный (онлайн-трансляция не предусмотрена)•Организаторы: Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС и Клуб директоров по науке и инновациям (R&D Клуб)❗️Это последний шанс попасть на по-настоящему практическое мероприятие, посвященное применению ИИ в промышленности, интеграции передовых подходов в разработку технологических проектов и R&D. Участников ждет активный нетворкинг, экспертиза от ведущих компаний и реальная R&D-питч-сессия, в рамках которой руководители проектных команд — слушатели МИРБИС представят свои предпринимательские и корпоративные проекты.Напоминаем — на конференции выступят ведущие эксперты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и других ведущих компаний и организаций.Регистрация по ссылке сегодня до 19:00!
От городской мотоэкипировки до семейной винодельни: как прошла защита предпринимательских проектов в МИРБИС6 декабря выпускники группы MBA-388 представили свои бизнес-идеи членам комиссии Школы бизнеса МИРБИС. На защитах прозвучали пять очень разных проектов: бренд городской мотоэкипировки, агентство по развитию экспорта, сервис мониторинга здоровья пожилых, решение для fashion-брендов по запуску онлайн-магазинов и семейная винодельня, которая запомнилась яркой и эмоциональной презентацией.Члены комиссии внимательно слушали выступления, задавали острые вопросы и обсуждали проекты с точки зрения позиционирования, конкурентных преимуществ и их будущего финансового потенциала, делясь с участниками практическими рекомендациями и честной обратной связью.Подробнее о каждом проекте читайте на сайте МИРБИС.
Меньше двух дней осталось до конференции, на которой обсудят реальное применение ИИ в промышленности, науке и технологиях! ⏳18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС и Клуб директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) проведут конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям».Эксперты из сферы промышленности, науки и бизнеса обсудят, как в промышленности технологии ИИ ускорили путь от научной идеи до готового продукта. Они представят практические кейсы интеграции ИИ в R&D, производство и цепочки поставок, направленные на укрепление технологического суверенитета. Отдельное внимание участники уделят вызовам и стратегиям внедрения ИИ в контексте Индустрии 5.0.Участники конференции получат практические знания, необходимые для интеграции передовых подходов в разработку технологических проектов, выхода на новый уровень R&D и выстраивания долгосрочного сотрудничества с профильными корпоративными партнерами.
С чего на самом деле начинается строительство завода? С образования, которое превращает идею в готовое производство за один годАнастасия Лукина, директор АО «Пакет» (группа компаний «Ижевский Радиозавод»), выпускница МИРБИС, поделилась, что выбор бизнес-школы был очевидным. На предприятии много лет направляют руководителей в МИРБИС и видят, что полученные там инструменты напрямую влияют на стабильно высокие результаты.Обучение оправдало ожидания. Преподаватели-практики и работа в группе помогли Анастасии увидеть знакомые задачи под другим углом. Всего за три месяца выпускница Школы переосмыслила ключевые элементы производства и поняла, насколько они связаны с управленческими и финансовыми решениями компании. Именно это легло в основу ее дипломной работы о внедрении бережливого производства и позволило пройти весь процесс на реальном кейсе. «Главным открытием стало рождение в стенах МИРБИС проекта AL’mix. Пройдя путь от бизнес-идеи, защищенной на предпринимательских проектах, до диплома, я могу уверенно сказать: он вырос здесь, впитав полученные знания и помощь наставников»Развитие этой идеи привело к масштабному результату. Команда под руководством Анастасии смогла всего за год с нуля построить завод в абсолютно новом для ИРЗ направлении. 
Как это было: экскурсия МИРБИС в Центр аддитивного инжиниринга SIU System4 декабря слушатели и выпускники Школы бизнеса посетили Центр инноваций SIU System* и познакомились с современным аддитивным производством полного цикла. Экскурсия началась с рассказа о принципах 3D-производства и профессиях, задействованных на каждом этапе: от проектирования до постобработки.Далее — самое интересное. Участники наблюдали, как работает промышленное 3D-оборудование, изучали образцы деталей и задавали вопросы о материалах, технологиях и возможностях аддитивного подхода. Руководитель центра подробно объяснил каждый этап процесса и ответил на все вопросы. Один из участников поделился своими впечатлениями о посещении компании:«Особенно ценным было увидеть на практике, как работает современное аддитивное производство полного цикла — от проектирования до постобработки. Руководитель производства очень подробно и компетентно ответил на все вопросы. Компания продает оборудование и делает изделия под заказ. У них интересная бизнес-модель»*SIU System — один из крупнейших экспертов на рынке аддитивных технологий. С 2008 года компания реализовала более 7000 сделок на сумму свыше 10 млрд рублей, доставила клиентам 1,6+ млн деталей и сотрудничает с 16 000+ организациями по всей России и СНГ. Сегодня SIU System не только поставляет и обслуживает оборудование, но и создает аддитивные центры, консультирует бизнес и реализует проекты на собственной производственной площадке.