Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии: комментарий Анны Козловой для РБК Pro – Мирбис
Связаться с нами

Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии: комментарий Анны Козловой для РБК Pro

Версия для печати
24 августа 2024
Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии: комментарий Анны Козловой для РБК Pro

Фото: UPPA / Global Look Press

Читать статью на РБК Pro

Раньше несуществующие вакансии публиковали в основном мошенники. Теперь за это взяли недобросовестные эйчары и пиарщики, которые вытаются выполнить свою работу не самым честным образом. Ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС Анна Козлова рассказала о том, что должно насторожить кандидата при выборе вакансии.


10 причин задуматься, тратить ли время на вакансию

В ходе карьерного консультирования и подготовки соискателей к собеседованию я заметила, что есть ряд «звоночков», которые сигнализируют, что не надо тратить время на открытую вакансию.

1. Нет конкретики ни в названии компании, ни в сфере ее деятельности: «Международная компания», «Мы лучшие из лучших!», «Российский лидер в продажах».

2. Нет конкретики в требованиях к компетенциям кандидатов. Формулировки слишком расплывчатые: коммуникабельность, оптимизм, желание работать и развиваться. Но ни слова о технических навыках, которые необходимы под задачи должности.

Если текст составляет профессиональный рекрутер, то в требованиях по компетенциям всегда есть технические, коммуникативные и личностные компетенции.

3. Слишком большая вилка по зарплате наталкивает соискателя на мысль: платить скорее всего будут по нижней планке, а остальное на усмотрение работодателя (а это не гарантировано). Соискатели сегодня примерно знают среднюю зарплату по рынку.

4. Слишком высокая оплата по рынку – это гарантированно «заманиловка» деньгами. Если кандидат не высококлассный специалист, не штучный экземпляр на рынке труда, то, какой резон работодателю столько платить обыкновенному сотруднику? Что он покупает у него за эти деньги?

5. Вакансия с неконкретными формулировками висит на сайте длительное время и никаким образом не обновляется. Более того, для контактов с сотрудником компании указаны только мессенджеры.

6. Перед приглашением на собеседование предлагают пройти анкетирование с предоставлением большого объема персональной информации (например, с вопросами про ваш уровень жизни, доходы, количество детей, где они учатся, контакты ваших родственников).

7. Диссонанс между тем, что хочет компания от сотрудника (задачи должности и требования к компетенциям) и тем, что она предлагает (условия работы). Если от соискателя ничего не требуется (ни опыта, ни специальных знаний, только приходите к нам работать), а предлагают за это слишком много (корпоративные льготы, обучение, гибки график, хорошую зарплату, дружный коллектив, современный офис), то в большинстве случаев — это «лохотрон». Работодатели очень рациональные люди, они не разбрасываются деньгами направо и налево.

8. Предлагают неоплачиваемую стажировку или испытательный срок по заниженной ставке по заработной плате. Сюда же можно отнести задание выполнить трудозатратный по времени кейс (как правило, присылают по электронной почте или в мессенджере). В соответствии с ТК РФ любая стажировка должна оплачиваться.

9. После отклика на вакансию, вам сразу же перезванивают и предлагают подъехать на встречу, а в разговоре становится понятно, что рекрутеру не важно, подходите вы или не подходите под требования должности, главное, чтобы вы приехали. При этом в разговоре с рекрутером нет ни одного конкретного ответа на ваши вопросы по задачам, полномочиям, структуре оплаты труда.

10. Предлагают не оформлять трудовой договор, чтобы побольше вам заплатить.

Что может указывать на ложь и обман в общении с рекрутером

Отсутствие конкретики в коммуникации (задачи, полномочия, система вознаграждения, условия договора) и уход от прямого ответа на четко заданный вопрос.

Информация предоставляется излишне позитивно. Создается ощущение слишком «сладко».

Дистанцирование от компании – нет ссылки на официальный сайт компании, собеседование проводится в кафе или в полуподвальном помещении, нет ссылки на социальные сети компании, (должны вестись на регулярной основе), указывается электронная почта, не привязанная к бренду компании.



Понравилось? Поделитесь с друзьями!