Татьяна Кондратьева: маркетинг – это системный подход и эксперименты

Директор издательских проектов «Смарт Ридинг» и выпускник МИРБИС рассказал об обучении в бизнес-школе
Дата публикации:
195
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС

Об эффективности маркетинга и отсутствии бюджета, о рекламных экспериментах и команде мечты, а также о life-long learning как важнейшей компетенции современных руководителей рассказала Татьяна КОНДРАТЬЕВА, начальник управления маркетинговых коммуникаций «Северсталь», выпускница программы МВА школы бизнеса МИРБИС.

Без чего маркетинговая стратегия в 2024 будет провальной?

Без партнерства. Клиенты ожидают построения долгих, крепких, взаимовыгодных партнерских отношений: экспертизы, внимания к своим потребностям, поддержки, удобства при взаимодействии, новых продуктов и сервисов, повышающих эффективность их бизнесов. «Гигиеническими» факторами остаются: сервис, качество, дисциплина поставок.

Как понять, что маркетинг эффективен?

Очень просто: если маркетинг выполняет поставленные перед ним задачи, он эффективен. Наиважнейший этап на пороге любой активности – ответ на вопрос «Зачем?». Если он есть, то у всех участников будут одинаковые цели и ожидания от результатов, а значит, легко подберутся и метрики оценки эффективности.

Мы в компании «Северсталь» разработали интерактивный дашборд. В него занесены плановые показатели продвижения по всем кампаниям, а динамика их выполнения отслеживается по ключевым метрикам. В основном это классические метрики воронки продаж: от охвата, вовлеченности, целевых действий и лидов до непосредственных продаж. Такой подход позволяет нам не только видеть комплекс маркетинговых каналов, направленных на выполнение той или иной цели, но и корректировать ход кампаний, отслеживать достижимость КПЭ ежемесячно и видеть прогресс относительно годовой цели.

Есть ли маркетинг без бюджета?

Безусловно, активности без бюджета возможны. Например, интеграции с блогерами и партнёрами, которые могут быть заинтересованы в работе по бартеру, исходя из идейных или каких-то других соображений. СМИ зачастую бесплатно поддерживают интересные и яркие инфоповоды. Вы можете разработать супер креативную идею, и она «завирусится», создав заоблачный охват. Но что дальше? Это разовые всплески. Все-таки маркетинг основывается на системном подходе. Сокращение или отсутствие рекламного бюджета не дает возможности последовательно выводить на рынок новые продукты, взаимодействовать с аудиторией, отстраиваться от конкурентов, создавать сильный бренд и т.п.

От чего зависит tone of voice компании?

Мы в хорошем смысле любим «рамки» для того, чтобы систематизировать процессы. Мы стараемся внедрять принципы и методики, опираясь на которые нам легко разрабатывать новое быстро и понятно. Это относится и к нашему tone of voice. Есть определенные подходы к коммуникациям, которые варьируются в зависимости от целевой аудитории: где-то наш язык более официальный, например, с крупными нефтегазовыми компаниями. Где-то допускается юмор и более легкий, открытый и дружелюбный тон общения, как с b2c. Что касается экспериментов, то мы не только любим пробовать новое, мы планомерно закладываем на это бюджет. И большинство наших ярких проектов родилось из проб, ошибок, пилотов, тестов и экспериментов.

Классная идея, которая не сработала?

В период пандемии мы вынуждены были перейти на онлайн-активности с клиентами, хотя в b2b личное общение на офлайн-мероприятиях – один из главных каналов продвижения. Мы подготовили мероприятие с известным ведущим и интерактивными «фишечками», но к сожалению, аудитория не была готова к взаимодействию в онлайн и мы получили достаточно низкую вовлеченность. Какие выводы мы сделали? Заранее опрашивать клиентов об удобном формате проведения мероприятия и только потом принимать решение его реализовывать.

Ваша команда мечты?

Моя команда состоит из совершенно разных людей по темпераменту и типажу, но нас объединяют определенные общие ценности, а это, на мой взгляд, и есть мечта – находиться и работать среди единомышленников. Если говорить про ключевые качества, которые я ценю в сотрудниках, то это инициативность, умение работать в команде, многозадачность, адаптивность, ответственность, желание развиваться и двигаться вперед. Но в базе – это, конечно, человечность и порядочность.

Зачем постоянно учиться?

Сейчас life-long learning – это одна из самых актуальных компетенций руководителя. Не менее важная чем стратегическое видение, умение управлять командой, гибкость и адаптивность. Я все время нахожусь в процессе обучения, профессиональном или личностном. Это хороший способ узнавать мир, развивать себя и нести больше ценности. В МИРБИС я поступила, когда находилась в декрете с первым ребенком. И, кстати, окончила университет с красным дипломом. Это был правильный выбор (спасибо отличным рекомендациям моего руководителя, который в то время учился в бизнес-школе на «Менеджменте»). Преподаватели, организация обучения, коллеги-студенты превзошли мои ожидания.

Как на вас повлияло обучение на МВА?

Еще во время обучения я поняла, что мне интересно все, что связано с выявлением «болей» потребителей и их закрытие через разнообразные инструменты маркетинга и коммуникаций. Это то, что я люблю и в чем профессионально развиваюсь. Сразу после получения диплома я устроилась в дирекцию по маркетингу «Билайна» реализовывать полученные знания.

Еще я поняла, что важно не бояться идти в неизведанное и новое, потому что именно там находятся точки роста. Так, после 10 лет в телекоммуникациях я сменила отрасль на металлургическую, и дополнила свою экспертизу компетенциями в работе с b2b сегментом.

Кем бы вы могли стать, если не маркетологом?

В детстве я очень любила играть в учителя и ставить оценки. Думаю, что преподавательская карьера у меня бы получилась. Еще я бы с удовольствием открыла свое турагентство или агентство по организации мероприятий. Мне нравится обогащать людей новыми знаниями и радовать яркими впечатлениями и эмоциями.


Беседовала Анна Погонина






Мероприятия и программы по теме:
[МВА]
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
#МВА
#Стратегический маркетинг
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
97
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?