Как правильно помогать, не теряя партнеров, финансы и энергию. МИРБИС
Связаться с нами

Как правильно помогать, не теряя партнеров, финансы и энергию

Версия для печати
10 апреля 2023
Как правильно помогать, не теряя партнеров, финансы и энергию

Как правильно помогать, не теряя партнеров, финансы и энергию

Автор: Виталия Аветова, психолог, бизнес-тренер, преподаватель авторских курсов по развитию эмоционального интеллекта и стратегическому лидерству, ведущая психологического клуба МИРБИС Nil Admirari.

Многие слышали о законе Драматического треугольника Стивена Карпмана и его повсеместном проникновении в бизнес-общение между партнерами, коллегами, а также между целыми бизнес-структурами.

В классическом Треугольнике С.Карпмана роли распределены так: Преследователь заявляет: «Ты ничего не умеешь делать!». Спасатель входит в драму: «Я просто пытаюсь тебе помочь!» Жертва: «Горе мне!» Можно сказать, что Жертва является главной в Треугольнике, вокруг нее крутятся и Спасатель и Преследователь.

Ежедневно миллионы людей попадают в роль Спасателя по Треугольнику, а потом неизбежно получают за это «расплату». Есть 2 варианта зайти в эту роль:

1. Человек сам не хотел помогать, но его партнер по общению зацепил его чувством вины или чувством долга. Например, в коллективе у коллеги проблемы, ему нужно переделать отчет. Он ходит, жалуется, делится своими переживаниями, но напрямую о помощи не просит. Будущий Спасатель не хочет ему помогать, у него много своих дел. Но в какой-то момент на очередные слова коллеги у него внутри возникает мысль: «Ты что не можешь помочь? Это же твой товарищ, ему плохо. Что ты такой эгоистичный?». И он идет помогать в ущерб себе, отчего чувствует себя раздраженным.

2. Человек из благих намерений сам горит желанием помочь или кого-то спасти. Классическая ситуация: приходит новый сотрудник в коллектив в роли начальника отдела маркетинга, ему руководство ставит задачу преобразовать направление так, чтобы увеличить продажи. Сотрудник видит, что для того, чтобы вырастить продажи, необходимо существенно обновить не только маркетинговое направление, но и подход к продажам, его очень вдохновляет масштабность задач, возможность проявить свои способности и показать начальству, какой он ценный кадр и доказать, что с его приходом все кардинально изменится. На месте начальника отдела продаж сидит корифей этой компании, на котором «держатся» все продажи. Начальник отдела маркетинга предлагает ряд нововведений, он их старается предлагать мягко и корректно, чтобы не вызвать на себя гнев «продажника», так как все время есть риск роста сопротивления с его стороны и нежелания что-либо менять.

Начальник отдела по маркетингу человек опасающийся конфликтов, поэтому имеющиеся противоречия удается первые полгода обходить «на мягких лапах». Когда он обращается к генеральному директору, чтобы тот проявил свою власть для продвижения новых идей в работе отдела продаж, генеральный директор соглашается с доводами и даже говорит с начальником отдела продаж на предмет необходимости преобразований, но эффекта хватает ненадолго. Изменения идут со скрипом. Как только начальник отдела маркетинга улетает в отпуск, через несколько дней ему звонит его руководитель и увольняет его. В его отсутствие начальник отдела продаж в красках расписал, чем «грозят» компании нововведения.

Как вы видите, оба варианта ведут человека к убыткам (психологическим и материальным). В первом случае вполне вероятно, что если коллега не защитит отчет, то он будет обвинять в том числе и Спасателя. Либо, защитив отчет, он будет говорить, что сделал все сам. Во втором случае у начальника отдела маркетинга, не проявившего достаточно воли и настойчивости, а пытавшегося всем угодить, испортились отношения с руководителем, что вылилось в увольнение.

Спасатель всегда перетекает в жертву. Это закон.

Как же тогда помогать людям? Очень просто:

– когда вас об этом попросили

– на условиях, которые вам выгодны

– и точно не в ущерб своим интересам.

А как не вступать в Треугольник и терять свою жизненную энергию в нем и не нести затем финансовых убытков? Выход есть! Если придать позитивные аспекты ролям Преследователя, Спасателя и Жертвы, то можно будет направить нашу энергию в правильное русло. Например, Преследователь может трансформировать свою агрессию в силу, целеустремленность, дисциплину, умение ставить и достигать цели, тем самым направив энергию на дело, бизнес, зарабатывание денег вместо преследования окружающих.

Спасатель может свои навыки трансформировать в заботу, веру, уверенность, поддержку и применять это к себе в достижении своих целей, а также к тем и тому, что ему выгодно, например, бережно взращивать свой бизнес или свое направление в работе.

Жертва может признать свою уязвимость и принять решение справляться со своими трудностями за свой счет, тем самым проявить хорошее отношение к себе, веря в свои силы и давая пример окружающим, что, какие бы ни были проблемы, личность способна решить их самостоятельно или открыто и честно обратиться за помощью – это не стыдно.

Таким образом, Драматический треугольник может быть преобразован в Треугольник сочувствия. А энергия отдельных сотрудников и коллектива в целом направлена на созидание и достижение имеющихся целей.

Подробнее о том, как выйти из ролей Драматического треугольника, сохранить свою энергию и перейти в Треугольник сочувствия, а также о других разновидностях треугольников расскажет 18 апреля в 19.00 психолог и бизнес-консультант Виталия Романовна Аветова на онлайн-встрече «Треугольники Карпмана как способы развития и ограничения в бизнесе и карьере».

Стоимость билета - 1000 рублей. Регистрация ЗДЕСЬ.

*Ваш вклад в свое развитие поможет детскому Благотворительному фонду «Виктория»

 

ОПРОС:

Кем вы себя ощущаете в драматическом треугольнике Карпмана в бизнесе?

– Преследователь

– Спаситель

– Жертва

– Я вне треугольника

– Другой ответ (напишу в комментариях)