Как понять, что команда готова к внедрению OKR для достижения выдающихся результатов. Статья Александра Сазановича для НН.ru

Дата публикации:
292
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Сазанович Александр Николаевич

Сазанович Александр Николаевич

Президент Ассоциации директоров по развитию

Система OKR позволяет измерять амбициозные цели компаниям по всему миру. Доктор технических наук, профессор, руководитель программы МВА «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС Александр Сазанович объясняет, почему система OKR востребована и как она помогает бизнесу не только выживать, но и развиваться в условиях быстрых изменений.

Читать в НН 

Что такое OKR 

OKR (Objectives and Key Results) — это метод управления целями, который помогает организациям определить стратегические приоритеты и сфокусироваться на достижении конкретных результатов. OKR включает в себя цели и ключевые результаты: 

  • Objectives (цели) — качественные и вдохновляющие утверждения, которые задают направление для развития компании. Например: увеличить выручку с продукта. 
  • Key Results (ключевые результаты): количественные, измеримые результаты, достижение которых указывает на выполнение целей. Например: 1) увеличить средний чек на 10%, 2) обеспечить прирост платящих клиентов на 15% и т. д.

Кому и зачем нужна OKR

Технология OKR необходима в условиях растущей «множественности возможностей», когда бизнесу необходимо быстро выбирать самые эффективные и нужные из них и прокладывать среди них внятную генеральную линию своего развития. Особенно такой подход актуален для компаний, которые из стартапов стремительно превращаются в компании с миллиардным оборотом. Чаще всего это бизнесы в сфере искусственного интеллекта, интернета вещей и умных устройств. У таких компаний нет времени на раскачку — им нужна гибкость и способность масштабироваться без крупных долгосрочных инвестиций.

OKR может быть полезна компании, если:

  1. Нет чёткой стратегии: цели размыты, и сложно измерить прогресс.
  2. Есть проблемы с мотивацией и вовлечённостью сотрудников: OKR помогает создать общее понимание целей.
  3. Нужно быстро адаптироваться к изменениям: метод позволяет пересматривать цели и результаты каждый квартал или месяц.
  4. Сложно координировать команду: OKR стимулирует прозрачность целей и улучшает согласованность действий между отделами.

Благодаря OKR бизнес может планировать и достигать сразу нескольких амбициозных задач, отыскивая и включая «лёгкие», внешние, активы. Основное преимущество технологии в том, что она предотвращает простои и повышает эффективность за счёт постоянной работы над ключевыми результатами. Система позволяет компаниям осваивать новые технологические возможности рынка и оперативно реагировать на новые решения в технологиях. Поэтому компании, которые используют OKR, развиваются быстрее, чем их конкуренты, не внедрившие эту систему.

Преимущества метода OKR

  1. Прозрачность и вовлечённость — цели становятся понятными и доступными каждому сотруднику.
  2. Гибкость и адаптивность — в OKR можно регулярно менять цели и своевременно реагировать на изменения.
  3. Фокусировка на результатах — ключевые результаты можно измерить и точнее оценить прогресс.
  4. Поддержка инноваций — OKR позволяет сотрудникам пробовать новые подходы из-за акцента на результатах, а не на процессах.

Недостатки метода OKR

  1. Требует дисциплины и времени — процесс постановки и корректировки целей и ключевых результатов может быть длительным занимает время и требует навыков у сотрудников.
  2. Риск выгорания сотрудников — если цели слишком амбициозные или их много, команда может перегореть.
  3. Не подходит для всех видов работ — OKR лучше всего работает для проектов с конкретными результатами, но может быть сложной для рутинных процессов.
  4. Проблемы с мотивацией при недостижении целей — если не удаётся достичь ключевых результатов, это может демотивировать команду.

В чём разница между KPI и OKR

И OKR, и KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности) ставят цели, которые определяют общее направление развития бизнеса. Прежде чем перейти к деталям, нужно чётко понять стратегию в целом, чтобы не потерять время и ресурсы.

Однако различия между KPI и OKR становятся очевидными, когда речь идёт о деталях:

  1. Амбициозность целей. Для KPI важен обязательный результат: поставленная цель должна быть достигнута полностью. В OKR же планка ставится выше — достижение цели на 70% уже считается успешным. Этот подход стимулирует
  2. сотрудников к тому, чтобы выходить за пределы своих возможностей, избегая «дефицита амбиций».
  3. Формат целей. KPI, как правило, оперируют количественными показателями: рост доли рынка, увеличение объёма производства или повышение производительности. В OKR цели чаще формулируются вербально, но более амбициозно. Например, компания может стремиться к абсолютному лидерству в определённой технологии или опережать конкурентов по количеству инновационных решений.
  4. Оценка возврата инвестиций (ROI). В KPI ROI либо не рассчитывается, либо вычисляется для всей компании в целом. В OKR ROI может быть рассчитан по каждому ключевому результату, что позволяет более точно измерять успех выполнения конкретных задач.
  5. Мотивация сотрудников. В системе OKR мотивация сотрудников играет более важную роль, чем в KPI, где задачи выполняются без особого внимания к таланту и способностям сотрудника. Подход OKR же ориентирован на выявление талантов и стимулирование их роста. Стремление к амбициозным целям в OKR позволяет талантливым сотрудникам продемонстрировать свои способности и получать признание от коллектива и руководства.
  6. Привязка к срокам. OKR, как и KPI, учитывает календарные сроки, так как никто не отменял годовые бюджеты, прибыль и ROA. Но в OKR отслеживание достижения целей возможно по мере реализации самих ключевых результатов, не дожидаясь последнего дня годового календаря.

Эти различия показывают, что OKR больше подходит для компаний, стремящихся к динамичному развитию и готовых рисковать ради достижения амбициозных целей.

Как внедрить OKR в компанию

OKR требует дисциплины, но при правильном подходе может стать эффективным инструментом, который повысит результативность команды и поможет компании адаптироваться к изменениям.

  1. Определите общие цели компании: начните с верхнего уровня и установите ключевые приоритеты. Это поможет формировать индивидуальные OKR отделов и сотрудников в соответствии с общей стратегией.
  2. Обучите команду: проведите тренинги, чтобы сотрудники поняли принцип OKR, его преимущества и структуру.
  3. Создайте систему отслеживания прогресса: настройте процесс регулярных проверок и отчёта по результатам — например, еженедельные или ежемесячные собрания.
  4. Регулярно пересматривайте и корректируйте OKR: делайте это каждый квартал или раз в полгода, чтобы адаптировать цели к новым условиям.
  5. Поощряйте обратную связь и гибкость: сотрудникам должно быть комфортно предлагать изменения и корректировать OKR, если это помогает достигать целей более эффективно.

Успешное внедрение OKR требует активного участия и поддержки со стороны руководства. Топ-менеджеры и основатели компании могут послужить примером и мотивировать команду. Также важно минимизировать бюрократию: OKR не должен превращаться в сложный процесс отчётности, иначе его смысл теряется. Метод внедряют для роста, а не контроля — цели и результаты должны вдохновлять, а не пугать сотрудников.

Как запустить систему OKR в компании

Чтобы начать работать с OKR, у руководства компании должен быть высокий уровень амбиций и настойчивости в достижении целей. Важно понимать, что OKR — это способ мышления, который требует вовлечённости на всех уровнях организации. Это способ, который потребует постепенного подхода и внимания к особой OKR-подстройке корпоративной культуры.

Ещё принципиальный момент в том, что OKR — это система. А для функционирования системы необходимо наличие и корректная работа всех элементов, потому что сбой даже на одном этапе может подорвать всю инициативу. Процесс внедрения OKR тоже требует комплексного подхода. Вот примеры, как некоторые компании решают эту задачу на практике.

Во всех этих примерах успешное внедрение OKR требует постепенного подхода, гибкости в адаптации и внимания к деталям.

OKR— это непросто инструмент управления, а философия достижения амбициозных целей. Она позволяет компаниям гибко адаптироваться к изменениям на рынке и быстро реагировать на новые технологические вызовы. Успешное внедрение OKR требует настойчивости, стратегического подхода и активного вовлечения всех сотрудников, но результат того стоит — компании, использующие OKR, могут расти быстрее своих конкурентов и занимать лидирующие позиции в своих отраслях; отстаивая не растущие доли рынка, а формируя и захватывая рынки всецело.


Ближайшие мероприятия
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
84
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС