Основные финансовые модели в бизнесе

Дата публикации:
210
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Чалова Алла Юрьевна

Чалова Алла Юрьевна

Преподаватель

Алла Чалова, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель программы МИРБИС рассказала о том, какими должны быть основные финансовые модели и на какие вопросы они должны отвечать, чтобы отражать реальное состояние бизнеса.

Функционирование любого бизнеса основано на определенной бизнес-модели, в основу которой заложены как подробное описание внутренней среды компании, так и ключевые ценностные принципы ее деятельности, факторы успеха и механизмы превращения создаваемого ею продукта в конечный финансовый результат.

Большинство показателей бизнеса, которые определяют его конкурентоспособность на рынке и эффективность деятельности, измеряются в стоимостном выражении. Именно структурированное описание деятельности предприятия в стоимостных (денежных) единицах называют финансовой моделью.

Главная цель любой финансовой модели – отражать прогноз состояния бизнеса (или его отдельного направления – проекта) и позволять оценивать его изменения в пределах периода.

Руководители и собственники бизнеса должны уметь разбираться в вариантах построения финансовых моделей в зависимости от их предназначения. 

Как правило, в основном используют следующие варианты финансовых моделей:

• Финансовая модель бизнеса как оценка его текущего и будущего финансового состояния, результаты сопоставления плановых и фактических финансовых показателей деятельности, а также соответствующие им цели, риски, возможности, прогноз. 

Такая модель наглядно демонстрирует источники доходов и затрат, объем рынка и другие показатели деятельности организации. Модель позволяет глубже понять внутренние и внешние бизнес-процессы. 

• Финансовая модель инвестиционного проекта (в т.ч. при проектном или венчурном финансировании) как основанный на бизнес-плане прогноз и составленный инвесторами будущих денежных потоков. Также это оценка показателей чистой приведенной стоимости и окупаемости с учетом условий реализации проекта. Она необходима для принятия решения о целесообразности проекта, размере вложений капитала в его реализацию, периоде возврата инвестиций и др.

• Финансово-бюджетная модель компании (или модель бюджетирования) как совокупность финансовых планов и бюджетов компании, основанных на ее финансовой и управленческой отчетности. 

Для такой модели очень важно сопоставить показатели из всех форм бюджетов, четкую регламентацию функций финансового планирования для всех подразделений компании и ответственных сотрудников.

Качественно построенная финансовая модель должна отвечать на следующие вопросы:

• В каком финансовом состоянии находится бизнес?

• Какова точка безубыточности бизнеса?

• Какого роста можно достичь?

• При каких условиях будут достигнуты прогнозные показатели продаж и прибыли?

• На каких условиях компания привлекает финансирование?

• Достаточно ли денежных потоков проекта для возмещения инвестиции?

• Каков период окупаемости инвестиций?

• Какие ключевые риски препятствуют достижению целевых показателей бизнеса (проекта) в соответствии с утвержденным бюджетом?

• Имеет ли смысл инвестировать в проект?

• Какой чистый приведенный доход генерирует проект на всех инвесторов и на собственников?

Таким образом, финансовая модель компании предоставит полную информацию и отразит состояние бизнеса с возможностью корректировки. 

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
87
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?