Шагина Алёна Васильевна
Алла Чалова, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель программы МИРБИС рассказала о том, какими должны быть основные финансовые модели и на какие вопросы они должны отвечать, чтобы отражать реальное состояние бизнеса.
Функционирование любого бизнеса основано на определенной бизнес-модели, в основу которой заложены как подробное описание внутренней среды компании, так и ключевые ценностные принципы ее деятельности, факторы успеха и механизмы превращения создаваемого ею продукта в конечный финансовый результат.
Большинство показателей бизнеса, которые определяют его конкурентоспособность на рынке и эффективность деятельности, измеряются в стоимостном выражении. Именно структурированное описание деятельности предприятия в стоимостных (денежных) единицах называют финансовой моделью.
Главная цель любой финансовой модели – отражать прогноз состояния бизнеса (или его отдельного направления – проекта) и позволять оценивать его изменения в пределах периода.
Руководители и собственники бизнеса должны уметь разбираться в вариантах построения финансовых моделей в зависимости от их предназначения.
Как правило, в основном используют следующие варианты финансовых моделей:
• Финансовая модель бизнеса как оценка его текущего и будущего финансового состояния, результаты сопоставления плановых и фактических финансовых показателей деятельности, а также соответствующие им цели, риски, возможности, прогноз.
Такая модель наглядно демонстрирует источники доходов и затрат, объем рынка и другие показатели деятельности организации. Модель позволяет глубже понять внутренние и внешние бизнес-процессы.
• Финансовая модель инвестиционного проекта (в т.ч. при проектном или венчурном финансировании) как основанный на бизнес-плане прогноз и составленный инвесторами будущих денежных потоков. Также это оценка показателей чистой приведенной стоимости и окупаемости с учетом условий реализации проекта. Она необходима для принятия решения о целесообразности проекта, размере вложений капитала в его реализацию, периоде возврата инвестиций и др.
• Финансово-бюджетная модель компании (или модель бюджетирования) как совокупность финансовых планов и бюджетов компании, основанных на ее финансовой и управленческой отчетности.
Для такой модели очень важно сопоставить показатели из всех форм бюджетов, четкую регламентацию функций финансового планирования для всех подразделений компании и ответственных сотрудников.
Качественно построенная финансовая модель должна отвечать на следующие вопросы:
• В каком финансовом состоянии находится бизнес?
• Какова точка безубыточности бизнеса?
• Какого роста можно достичь?
• При каких условиях будут достигнуты прогнозные показатели продаж и прибыли?
• На каких условиях компания привлекает финансирование?
• Достаточно ли денежных потоков проекта для возмещения инвестиции?
• Каков период окупаемости инвестиций?
• Какие ключевые риски препятствуют достижению целевых показателей бизнеса (проекта) в соответствии с утвержденным бюджетом?
• Имеет ли смысл инвестировать в проект?
• Какой чистый приведенный доход генерирует проект на всех инвесторов и на собственников?
Таким образом, финансовая модель компании предоставит полную информацию и отразит состояние бизнеса с возможностью корректировки.
Шагина Алёна Васильевна
Григорьев Владимир Николаевич
12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.
15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.
Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.
Павел Лебедев, руководитель программы DBA МИРБИС, принял участие в круглом столе МТПП
Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС провела опрос и выяснила ключевые тенденции в области защиты цифрового контента. Результаты показывают, что подавляющее большинство (более 70%) цифровых контент-мейкеров стремятся защитить свое авторство. Авторы активно осваивают различные способы охраны своего контента, но сталкиваются и с серьезными препятствиями на этом пути.