Основные финансовые модели в бизнесе

Дата публикации:
36
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Чалова Алла Юрьевна

Чалова Алла Юрьевна

Преподаватель

Алла Чалова, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель программы МИРБИС рассказала о том, какими должны быть основные финансовые модели и на какие вопросы они должны отвечать, чтобы отражать реальное состояние бизнеса.

Функционирование любого бизнеса основано на определенной бизнес-модели, в основу которой заложены как подробное описание внутренней среды компании, так и ключевые ценностные принципы ее деятельности, факторы успеха и механизмы превращения создаваемого ею продукта в конечный финансовый результат.

Большинство показателей бизнеса, которые определяют его конкурентоспособность на рынке и эффективность деятельности, измеряются в стоимостном выражении. Именно структурированное описание деятельности предприятия в стоимостных (денежных) единицах называют финансовой моделью.

Главная цель любой финансовой модели – отражать прогноз состояния бизнеса (или его отдельного направления – проекта) и позволять оценивать его изменения в пределах периода.

Руководители и собственники бизнеса должны уметь разбираться в вариантах построения финансовых моделей в зависимости от их предназначения. 

Как правило, в основном используют следующие варианты финансовых моделей:

• Финансовая модель бизнеса как оценка его текущего и будущего финансового состояния, результаты сопоставления плановых и фактических финансовых показателей деятельности, а также соответствующие им цели, риски, возможности, прогноз. 

Такая модель наглядно демонстрирует источники доходов и затрат, объем рынка и другие показатели деятельности организации. Модель позволяет глубже понять внутренние и внешние бизнес-процессы. 

• Финансовая модель инвестиционного проекта (в т.ч. при проектном или венчурном финансировании) как основанный на бизнес-плане прогноз и составленный инвесторами будущих денежных потоков. Также это оценка показателей чистой приведенной стоимости и окупаемости с учетом условий реализации проекта. Она необходима для принятия решения о целесообразности проекта, размере вложений капитала в его реализацию, периоде возврата инвестиций и др.

• Финансово-бюджетная модель компании (или модель бюджетирования) как совокупность финансовых планов и бюджетов компании, основанных на ее финансовой и управленческой отчетности. 

Для такой модели очень важно сопоставить показатели из всех форм бюджетов, четкую регламентацию функций финансового планирования для всех подразделений компании и ответственных сотрудников.

Качественно построенная финансовая модель должна отвечать на следующие вопросы:

• В каком финансовом состоянии находится бизнес?

• Какова точка безубыточности бизнеса?

• Какого роста можно достичь?

• При каких условиях будут достигнуты прогнозные показатели продаж и прибыли?

• На каких условиях компания привлекает финансирование?

• Достаточно ли денежных потоков проекта для возмещения инвестиции?

• Каков период окупаемости инвестиций?

• Какие ключевые риски препятствуют достижению целевых показателей бизнеса (проекта) в соответствии с утвержденным бюджетом?

• Имеет ли смысл инвестировать в проект?

• Какой чистый приведенный доход генерирует проект на всех инвесторов и на собственников?

Таким образом, финансовая модель компании предоставит полную информацию и отразит состояние бизнеса с возможностью корректировки. 

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

12 мая 2025
40 ак. часов
Эмоциональный интеллект руководителя как один из факторов благополучия команды

Эмоциональный интеллект руководителя как один из факторов благополучия команды

14 мая 2025
2 часа
Финансы для топ-менеджеров

Финансы для топ-менеджеров

16 мая 2025
28 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

В МИРБИС стартовала новая группа MBA — уже 389‑я по счету

Новая группа объединяет специалистов из самых разных сфер — от добычи и переработки полезных ископаемых и фармацевтики до e‑commerce, DIY‑ритейла, ИТ‑консалтинга и девелопмента.
#МВА #Стратегический менеджмент #Производственный менеджмент и операционная эффективность #Управление персоналом #ИТ-менеджмент
192
2