В мире формируется движение людей, которые не хотят работать. ООН считает его одной из угроз для экономики. Причины – совсем не смешные, а пугающие. Десятки тысяч молодых людей в крупных городах Европы и США добровольно отказываются от учебы и работы.
Марина Корсакова, к.э.н., преподаватель программ МВА и ЕМВА Школы бизнеса МИРБИC, рассказала, почему набирающее популярность в России движение «ни-ни» – это плохая история.
«Ни-ни» в России: кто они, почему не работают и чем живут.
Российские молодые люди, которые выбирают для себя NEET, редко заявляют о таком выборе как об осознанной позиции, скорее, говорят, что обязательно будут работать, но позже, например, как только найдут что-то по-настоящему интересное для себя. Иногда они совсем не работают и не учатся, иногда – занимаются какой-то самой простой деятельностью для вида, «для галочки». Проблема в том, что «позже» может тянуться месяцы и годы...
На что живут? Кто-то закредитовывается, и это совсем плохая история. Кому-то помогают родители. Кто-то сводит потребности к минимуму, вплоть до того, что ищет возможности пожить у друзей, там же поесть. Увлекаются потреблением контента, играми, иногда общением. Планируют однажды начать жить счастливой обеспеченной жизнью, рассчитывают на удачное стечение обстоятельств. Но ежедневный свой выбор делают не в пользу упорной работы, которая могла бы это «однажды» приблизить.
Гендерный перевес: почему «ни-ни» больше среди мужчин?
Дело не только в том, что в «женских» профессиях быстрее развиваются карьерные возможности, – не уверена, что в России это так, – а, вполне возможно, в том, что у парней более высокая планка притязаний. Проще говоря, многие девушки чаще готовы какое-то время поработать на трудной, скучной, непрестижной работе, «перетерпеть», «повкладываться», чтобы через 2-3 года оказаться в более выгодном для себя положении, а через 5-7 лет – на принципиально ином карьерном и материальном уровне. И это тоже проблема, на самом деле – проблема того, что женщины часто недооценивают себя, соглашаются принимать более низкую оплату за работу, которую за эти деньги не станут выполнять мужчины.
Но, в контексте обсуждаемой нами темы, возможно, именно поэтому, среди девушек меньше NEET.
Если говорить о возрасте – то это третье десятилетие, с 20 до 30 лет. У тех, чьи родители продолжают оставаться в работоспособном возрасте и/или обеспечили детей главным ресурсом, то есть, жилплощадью и дальше.
«Культура саморазвития», блогеры-мотиваторы и «ни-ни»
Йога, путешествия, развитие соцсетей или бизнеса – это уже не «ни-ни». Это вполне себе шаги по дороге созидания, другое дело, что, иногда они оказываются плохо продуманными и приводят к
убыткам и потерям. Но это само по себе не так уж и страшно, ведь быть предпринимателем – означает принимать рискованные решения, выигрывать и проигрывать.
Культура саморазвития – это хорошо, да и нелюбовь к монотонной работе – это неплохо, особенно такой, смысл которой непонятен. Проблемы начинаются только тогда, когда у молодого человека есть «идеальная» картинка, в которой он 100 % времени занимается самым интересным, и хочет он перенестись в эту картинку немедленно, как на ковре-самолёте.
Те, кто занимается йогой или другой физкультурой/спортом – как раз меньше оказываются в зоне риска: занятия приучают и к дисциплине, и к усилиям, и к тому, что, боль в мышцах – непременное условие их роста. И путешествующих я бы не боялась, потому что спланировать и осуществить путешествие не так-то просто, тем более, при сложной современной логистике. Настоящие «ни-ни» не путешествуют, максимум, листают фото чужих путешествий в соцсетях.
Слепое пятно «ни-ни»
Наверное, движение «ни-ни» немного похоже на кризис среднего возраста. И в том, и в другом периоде есть «слепое пятно» при ответе на вопрос: где, скажем так, пересечение эйлеровских кругов моих желаний и возможностей? Что есть оно, способное сделать меня счастливым, и, одновременно, находящееся в зоне моего влияния?
Проблема в том, что кризис среднего возраста – это временное препятствие у человека, который уже находил такое пересечение раньше. Просто старое пересечение работать перестало, и теперь ему нужно понять изменившиеся законы, по которым будет работать новое.
Ситуация с молодым человеком осложняется тем, что он ещё ни разу не выстраивал свою жизнь своими руками. Время идёт, человеку сначала 20, и все готовы подождать, потом 25... и 30 тоже наступают довольно быстро. Привычка не напрягаться «цементируется»", становится важной частью личности.
Нейропластичность утрачивается. Освоение новых навыков в единицах энергии обходится всё дороже, а отставание от молодых профессионалов – всё больше.
Кажется, у меня плохие новости для NEET: с каждым годом всё выше вероятность того, что это «не» – навсегда.
Как сделать так, чтобы «Аленка» добралась до полок американских супермаркетов, сохранив вкус, цвет и форму? Почему закупки – это не про скуку, а про стратегическое мышление? И как управлять департаментом в сотни человек, не потеряв самоиронию и рабочий драйв? О логистике, международной торговле и шоколадных сюрпризах в большом интервью рассказывает Екатерина Баранова выпускница МИРБИС, и руководитель отдела мониторинга и организации закупок ООО «Объединенные кондитеры».
Разнообразие идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-388 в бизнес-школе МИРБИС.
5-го декабря в Доме Правительства Московской области прошла торжественная церемония Единого выпуска слушателей Президентской программы 2025 года.
В чем сила руководителя – в жесткости или доверии? Почему «родительская» роль, проявляющаяся в заботе и обучении, в команде способна дать бизнесу гораздо больше, чем контроль и давление? Об этом мы поговорили с Виталией Аветовой, главой психологического делового клуба Nil Admirari и преподавателем по развитию эмоционального интеллекта в МИРБИС.
Школа бизнеса МИРБИС и компания «Сады Придонья» обучат 20 ведущих руководителей компании.