Поколение «ни-ни». Почему молодые люди массово отказываются работать. Комментарий Марины Корсаковой для РБК PRO

Дата публикации:
943
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Корсакова Марина Михайловна

Корсакова Марина Михайловна

Бизнес-тренер, консультант, бизнес-методолог

В мире формируется движение людей, которые не хотят работать. ООН считает его одной из угроз для экономики. Причины – совсем не смешные, а пугающие. Десятки тысяч молодых людей в крупных городах Европы и США добровольно отказываются от учебы и работы. 

Марина Корсакова, к.э.н., преподаватель программ МВА и ЕМВА Школы бизнеса МИРБИC, рассказала, почему набирающее популярность в России движение «ни-ни» – это плохая история. 

ЧИТАТЬ В РБК PRO 

«Ни-ни» в России: кто они, почему не работают и чем живут. 

Российские молодые люди, которые выбирают для себя NEET, редко заявляют о таком выборе как об осознанной позиции, скорее, говорят, что обязательно будут работать, но позже, например, как только найдут что-то по-настоящему интересное для себя. Иногда они совсем не работают и не учатся, иногда – занимаются какой-то самой простой деятельностью для вида, «для галочки». Проблема в том, что «позже» может тянуться месяцы и годы... 

На что живут? Кто-то закредитовывается, и это совсем плохая история. Кому-то помогают родители. Кто-то сводит потребности к минимуму, вплоть до того, что ищет возможности пожить у друзей, там же поесть. Увлекаются потреблением контента, играми, иногда общением. Планируют однажды начать жить счастливой обеспеченной жизнью, рассчитывают на удачное стечение обстоятельств. Но ежедневный свой выбор делают не в пользу упорной работы, которая могла бы это «однажды» приблизить. 

Гендерный перевес: почему «ни-ни» больше среди мужчин? 

Дело не только в том, что в «женских» профессиях быстрее развиваются карьерные возможности, – не уверена, что в России это так, – а, вполне возможно, в том, что у парней более высокая планка притязаний. Проще говоря, многие девушки чаще готовы какое-то время поработать на трудной, скучной, непрестижной работе, «перетерпеть», «повкладываться», чтобы через 2-3 года оказаться в более выгодном для себя положении, а через 5-7 лет – на принципиально ином карьерном и материальном уровне. И это тоже проблема, на самом деле – проблема того, что женщины часто недооценивают себя, соглашаются принимать более низкую оплату за работу, которую за эти деньги не станут выполнять мужчины. 

Но, в контексте обсуждаемой нами темы, возможно, именно поэтому, среди девушек меньше NEET. 

Если говорить о возрасте – то это третье десятилетие, с 20 до 30 лет. У тех, чьи родители продолжают оставаться в работоспособном возрасте и/или обеспечили детей главным ресурсом, то есть, жилплощадью и дальше. 

«Культура саморазвития», блогеры-мотиваторы и «ни-ни» 

Йога, путешествия, развитие соцсетей или бизнеса – это уже не «ни-ни». Это вполне себе шаги по дороге созидания, другое дело, что, иногда они оказываются плохо продуманными и приводят к
убыткам и потерям. Но это само по себе не так уж и страшно, ведь быть предпринимателем – означает принимать рискованные решения, выигрывать и проигрывать. 

Культура саморазвития – это хорошо, да и нелюбовь к монотонной работе – это неплохо, особенно такой, смысл которой непонятен. Проблемы начинаются только тогда, когда у молодого человека есть «идеальная» картинка, в которой он 100 % времени занимается самым интересным, и хочет он перенестись в эту картинку немедленно, как на ковре-самолёте. 

Те, кто занимается йогой или другой физкультурой/спортом – как раз меньше оказываются в зоне риска: занятия приучают и к дисциплине, и к усилиям, и к тому, что, боль в мышцах – непременное условие их роста. И путешествующих я бы не боялась, потому что спланировать и осуществить путешествие не так-то просто, тем более, при сложной современной логистике. Настоящие «ни-ни» не путешествуют, максимум, листают фото чужих путешествий в соцсетях. 

Слепое пятно «ни-ни» 

Наверное, движение «ни-ни» немного похоже на кризис среднего возраста. И в том, и в другом периоде есть «слепое пятно» при ответе на вопрос: где, скажем так, пересечение эйлеровских кругов моих желаний и возможностей? Что есть оно, способное сделать меня счастливым, и, одновременно, находящееся в зоне моего влияния? 

Проблема в том, что кризис среднего возраста – это временное препятствие у человека, который уже находил такое пересечение раньше. Просто старое пересечение работать перестало, и теперь ему нужно понять изменившиеся законы, по которым будет работать новое. 

Ситуация с молодым человеком осложняется тем, что он ещё ни разу не выстраивал свою жизнь своими руками. Время идёт, человеку сначала 20, и все готовы подождать, потом 25... и 30 тоже наступают довольно быстро. Привычка не напрягаться «цементируется»", становится важной частью личности. 

Нейропластичность утрачивается. Освоение новых навыков в единицах энергии обходится всё дороже, а отставание от молодых профессионалов – всё больше. 

Кажется, у меня плохие новости для NEET: с каждым годом всё выше вероятность того, что это «не» – навсегда.

Ближайшие мероприятия
Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент

22 июня 2025
28 часов
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
51
0

Зачем бизнес-школе психологический клуб

Внутренний рост как база для внешнего успеха — с таким подходом к развитию бизнес-компетенций работает психологический клуб Nil Admirari («Нечему удивляться» — лат.) в бизнес-школе МИРБИС. Его ведет бизнес-тренер и преподаватель эмоционального интеллекта Виталия Аветова, и задача клуба выходит за рамки привычных образовательных форматов.
#МВА #Executive MBA #Еxecutive МВА #Стратегический менеджмент
114
3
Телеграм
ЛЕНТА
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС