Справедливость – вызов, на который бизнес пока не отвечает

Интервью о границах власти, несправедливом бизнесе, культурных парадоксах России и о том, почему обучение и философия нужны управленцу даже тогда, когда «горит оперативка».
Дата публикации:
1948
9
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Колонтай Михаил Михайлович

Колонтай Михаил Михайлович

Бизнес-консультант по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству, кандидат экономических наук, преподаватель-практик программы DBA МИРБИС, профессор и эксперт РАНХиГС при Президенте РФ и Института Коммуникационного Менеджмета ВШЭ.

Михаил Колонтай – доктор экономических наук, эксперт в области стратегического менеджмента, исследователь лидерства, бизнес-консультант, преподаватель программы DBA Школы бизнеса МИРБИС. Обучался в Columbia Business School и ведущих университетах США и Европы, более десяти лет консультирует международные компании, имеет солидный опыт корпоративного обучения в России и Восточной Европе. Автор более 40 научных публикаций и книг, среди которых «Метод СУМО», «Инновационный менеджмент», «Обучающееся предпринимательство», «Русские медведи и белая гвардия».

Михаил Михайлович, в своих книгах вы размышляете о том, что российская деловая культура часто «не переваривает» заимствованный зарубежный опыт. Что нам мешает «готовить» по чужим рецептам? И где граница между полезным заимствованием и бессмысленным копированием?

Вы не поверите, но лучший ответ на этот вопрос дал южноафриканский комик Тревор Ноа в одной из своих реприз. Во всей Африке, говорил Ноа, есть светофоры. Но их не используют. Это как будто африканец, путешествуя по миру, увидел, что у других людей есть светофоры, а затем внедрил их у себя, но не знал, для чего. Видимо парень говорил: «Ребята, ребята, нам нужны светофоры!» А люди спрашивали: «Зачем?» Он отвечал: «Это для перекрестка, это добавляет атмосферы».

А теперь серьезно. Многие компании в России работают не в рыночной среде (не стану говорить, по какой причине), а значит, у них нет острой необходимости внедрять передовой опыт. Брюс Хендерсон, основатель Бостонской консалтинговой группы, как-то сказал: «Пока бизнес не имеет уникального преимущества над конкурентами, у него нет причин существовать». Я спрашивал российских бизнесменов, насколько справедлива эта цитата применительно к бизнесу в России. И более 80% опрошенных отвечали: «Это не про нас». В Африке, по Ноа, внедряют новый зарубежный опыт «для атмосферы». Могу предположить, что и в России некоторые западные и восточные бизнес-концепции и опыт используют «для атмосферы», для широты кругозора.

Первое, что приходит в голову в качестве примера, – это «модные» модели ESG, BSC, Agile, FAST, которые, в большинстве случаев, как вы упомянули, являются «бессмысленным копированием» или, как я это называю, «адаптацией без последствий». Но что касается зарубежных знаний и опыта в продажах, интернет-продвижении, финансовом анализе, финансовом планировании, то они успешно внедряются в России. Это происходит, возможно, потому что этот опыт и знания нужны для управления текущей ситуацией, а не будущим. В России, мне представляется, по разным причинам не любят смотреть далеко вперед.

Герт Хофстеде, определивший культуру как «коллективную ментальную запрограммированность», предложил шесть «культурных измерений» для понимания поведенческих отличий людей, вовлеченных в бизнес в разных странах. И одно из них – стратегическое мышление. Он назвал такое мышление «конфуцианским динамизмом», но позже переименовал его в «долгосрочную ориентацию». Именно отсутствие «конфуцианского динамизма»/долгосрочной ориентации мешает нам перенимать не только западный, но и восточный опыт. Смотреть в будущее, даже если это на первый взгляд кажется бессмысленным, смотреть на ситуацию в бизнесе с разных точек зрения, следить за новыми трендами, рассматривать альтернативы и сценарии, включая самый негативный сценарий («смерть бизнеса») – одни из главных качеств будущих лидеров в эпоху непредсказуемых перемен.

Кстати, самые низкие показатели «стратегического мышления/долгосрочной ориентации» в модели Хофстеде – в странах Африки.

Вы предложили понятие «ценности личности» как базовой культурной метрики. Почему в России сложно строить справедливый бизнес?

Бизнес, по-моему, всегда несправедлив. Бизнес – это, во-первых, сделки и, во-вторых, доверие. Последнее является чрезвычайно важным для преуспевания бизнеса. Справедливость, о которой вы спрашиваете – это оценочная категория, которая существует в сравнении. Мы сравниваем себя с другими и находим несправедливость (с нашей точки зрения) в ближайшем или дальнем окружении. Мы можем ошибаться. Но жизнь дает нам основания так думать. Сверхогромные доходы (кстати, и расходы) одних и низкие зарплаты и пенсии других – яркое тому подтверждение.

Аналитики «Экопси Консалтинг» заявляют, что россияне перестают дорожить работой. «Лояльность сотрудников по отношению к своим компаниям в 2024 году достигла минимальных значений за 5 лет», – отмечает РБК. Справедливость – вызов для руководителей, максимизирующих свои личные доходы и минимизирующих расходы на ФОТ за счет подчиненных. Для будущих поколений, которые будут жить в атомизированных информационных обществах, справедливость, возможно, станет главным индикатором привлекательности работы и страны.

Мой подход к справедливости – это, во-первых, признание факта «ценности личности», во-вторых, равенство не в доходах, а в возможностях, в-третьих, поддержка людей с ограниченными возможностями, в-четвертых, дополнительное налогообложение сверхдоходов.

Каким бы размытым и неоднозначным для некоторых было понятие «ценность личности», руководители рано или поздно признают, что люди в России могут работать не только за деньги. Справедливость – это скрытый для общества вызов. Конечно, решить его пытаются отдельные предприниматели и руководители предприятий, но на самом деле это прерогатива государственных органов управления. Немногие страны приблизились к решению вопроса справедливости. Думаю, это страны Северной Европы, Франция, Германия, Лихтенштейн. Как видите, список у меня короткий. Возможно, кто-то его опровергнет или дополнит.

Если с ценностью личности и справедливостью у нас трудности, логично, что автократичный стиль до сих пор так востребован?

Мои любимые цитаты: «Автократизм – это управление теми, кто забыл об ответственности». Или: «Безответственность порождает автократизм, а автократизм порождает безответственность». Слушатели программ DBA, возможно, знакомы с теорией ситуационного лидерства Танненбаума-Шмидта. Успешный лидер, согласно этой теории, не может быть постоянен в своих лидерских практиках. Он вынужден подстраиваться под ситуацию, демонстрируя гибкость и многообразие подходов. Четыре главных фактора влияют на его стиль: он, подчиненные, задача и контекст.

  • Он – это его ценности, доверие к персоналу, терпимость к неопределенности, тип личности.
  • Подчиненные – это их ожидания и потребности, опыт и знания, ответственность или безответственность.
  • Задача – это требования и характеристики, фактор времени, возможность ошибки.
  • Контекст – это ценности организации, ее история, стандарты исполнения.

Какой из факторов является решающим в формировании стиля российских руководителей?

Для разных лидеров разный. Но большинство из тех, с кем я разговаривал на эту тему, говорили, что их стиль лидерства определялся, во-первых, стилем их руководителя, во-вторых, задачей, которую им ставили, и, в-третьих, поведением подчиненных.

Автократический стиль лидерства, безусловно, формируется под давлением безответственности со стороны подчиненных. Но автократ часто делегирует ответственность, а не полномочия, поэтому подчиненные избегают контактов с таким руководителем, не проявляют инициативу, боятся быть наказанными за риск. Этот феномен я называю «блокированием коммуникаций».

Это встречается не только в бизнесе, но и в личной жизни. В странах с большой дистанцией власти, говорил Хофстеде, подчиненные хотят сильного руководителя, но иногда сильный руководитель увлекается («упивается») своей ролью автократа. Такому руководителю стоит помнить, как говорил Джон Адэр, что автократический стиль порождает много негативных последствий для самого руководителя: врагов, борьбу, оппозицию, зависимость, уступки, месть, скрытый саботаж, недоверие, неискреннюю угодливость, взаимоотношения «выиграл-проиграл» и даже бунт.

Последствия автократического стиля испытал на себе бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он возглавлял Кузбасс более 20 лет, вплоть до своей отставки в 2018 году (после пожара в торговом центре «Зимняя вишня»). После отставки Тулеев был 4 месяца спикером парламента Кузбасса, а затем получил пост ректора Кузбасского регионального института развития профессионального образования. В 2019 году он дал интервью, где сказал, что ему «очень тяжело на душе». «Пока человек у власти, его почитают, ему улыбаются, здороваются три раза в день, друзей много, он всем нужен… А как только оставил пост – вокруг пустота. То есть те люди, в которых ты вложил столько сил, ума, опыта, практически воспитал их, – они первыми и отвернулись». Самое тяжелое время для автократа – это пенсия.

В одной из статей вы писали, что «философствование» в современной России – дело неблагодарное. Но сегодня все чаще управленцы размышляют о смыслах. Зачем руководителю философия, когда горит оперативка?

Об этом совсем не говорили бизнесмены в 1990-е, но теперь поиск смыслов становится даже модой. Несколько факторов способствовали пересмотру бизнесменами своих прежних установок и появлению размышлений о смыслах.

Первое – это деньги и возможность увидеть и почувствовать иной мир. Появились богатые и относительно богатые люди в России, заработавшие деньги своей инициативой и трудом. Некоторые из них начинают осознавать, чем «оперативка», выгорание и стрессы могут для них закончиться. Кто-то приходит к этим мыслям самостоятельно, некоторые – благодаря книгам и обучению. Например, на программе DBA. Очень популярной в России стала теория Work-Life Balance.

Второй фактор, способствующий пересмотру собственных установок, – это возраст. Молодые и средних лет люди меньше задумываются о смыслах, истории и будущем. Это приходит с возрастом. Автор нашумевшей в свое время книги «Переходы» Гейл Шихи говорит, что каждый из нас проходит через кризисы (переходы), обусловленные собственным взрослением и старением. Уже после 40 лет многие начинают осознавать, что «все это» имеет конец; происходит глубокая перестройка внешней и внутренней жизни. Кто-то «заболевает» синдромом Гогена (меняя жизнь кардинально, как французский художник Поль Гоген), у кого-то сдвигаются ценности в сторону межличностных отношений, кто-то начинает больше читать, думать о своих предках и потомках. Некоторые разводятся с супругой/супругом, а другие, напротив, начинают вместе заниматься тем, о чем мечтали в молодости (спортом, путешествиями, живописью), проводить больше времени с детьми и внуками, расширять круг друзей и знакомых, развивать эстетический вкус.

Но если мы остаемся в бизнесе надолго, нам следует принимать новые вызовы в краткосрочных и среднесрочных проектах, поддерживать молодежь, готовить себе замену, писать мемуары (художник Шагал первые свои мемуары написал в возрасте 35 лет, но прожил… 97 лет) или писать книги по бизнесу (как основатель Вкусвилла Андрей Кривенко), участвовать в общественно-полезных начинаниях, чтобы оставить что-то значимое после себя.

«Помнить человека будут не за то, что он получил, а за то, что он отдал».
Цитата из сказки «Золотце» М.М. Колонтая, «Русские медведи и белая гвардия», 2004)

Или, если мы не сможем уравновесить работу и дом, скорее всего, кто-то наверняка падет жертвой стресса. Как написала Гейл, один из пяти человек, настойчиво работающий после сорока, демонстрирует те или иные психиатрические симптомы. Занятые мужчины начинают злоупотреблять спиртным, женщины страдают депрессией, в некоторых случаях – злоупотреблением медикаментами и алкоголем. Наконец, мы можем раньше уйти из жизни.

Умереть молодым как можно позже – это вызов, который бросает нам жизнь.

Сдвигая приоритеты в пользу смыслов и ценностей, мы часто пересматриваем свое окружение. Как выбрать тех, с кем нам будет комфортно и в семье, и в бизнесе?

Существует много психологических тестов, которые характеризуют тип личности человека. Косвенно они могут указывать на совместимость. Я, например, использую один из тестов Джона Холланда, чтобы показать «правильность» выбора профессии или сферы деятельности. Многие безынициативны потому, что выбрали не свою профессию. Но даже правильная сфера деятельности и идеальная совместимость (психологическая, этическая) наталкиваются на рифы перемен. Вот почему так много разводов среди, казалось бы, идеальных супружеских пар или идеальных деловых партнерств.

В этом ключе идеальная совместимость – это и готовность совместно меняться. Насколько продвинуты наши бизнес-школы, и успевают ли они за внешними трансформациями и внутренними запросами тех, кого обучают? Видят ли они себя не только центрами знаний, но и центрами модернизации экономики?

Это очень серьезный вопрос, и я, пожалуй, отвечу на него подробнее. Кто-то из писателей-фантастов сказал: «Будущее уже наступило. Просто оно неравномерно» (авторство афоризма принадлежит Уильяму Гибсону - прим. ред.). То, что происходит в одной части света или в отдельном регионе, например, в Калифорнии, вовсе не означает, что это распространится в других частях света, в других регионах, скажем, в Финляндии. Вот почему, когда мы говорим о трансформации бизнес-школ в России, мы должны делать поправку на «неравномерность».

Внешние трансформации, прогресс которых мы наблюдаем почти каждый день, привели к тому, что в Великобритании, например, Министерство образования в конце 2023 года опубликовало список 20 профессий под угрозой исчезновения. Следовательно, министерство планирует сократить, а потом прекратить подготовку таких специалистов. Большинство профессий, кстати, касаются бизнеса, например, бухгалтеры, экономисты, маркетологи, HR-менеджеры, кредитные контролеры, финансовые менеджеры и директора, инвестиционные и финансовые аналитики/консультанты, юристы, психологи.

Я не склонен верить различным футурологам – их появилось слишком много вслед за Курцвейлом, но готов прислушаться ко мнению Министерства образования Великобритании, которое, к тому же, опубликовало свой отчет на 33 страницах!.

Означает ли это, что это коснется России в ближайшие годы? Вовсе нет. Вот почему я считаю важным поговорить о стандартах обучения в бизнес-школах, прежде чем отвечать на ваш вопрос относительно того, смогут ли бизнес-школы стать научными центрами будущих экономических преобразований в стране.

А чем отличаются подходы в отечественных и международных бизнес-школах? Что особенного в российском бизнес-образовании?

Первое – дефицит подготовленных профессорско-преподавательских кадров. К сожалению, их очень мало. И их место часто занимают успешные тренеры, которые проводят тренинги в компаниях, как правило, по продажам и коммуникациям. В ведущих бизнес-школах мира такое тоже встречается. Известные предприниматели, политики, тренеры выступают в бизнес-школах как гостевые спикеры. Иногда последние проводят свои тренинги важным для школы группам слушателей. Но профессора в бизнес-школах выполняют другую работу: они исследователи и одновременно тьюторы групп, помогают слушателям подготовить свои проекты (курсовые и выпускные).

Лекции как таковые занимают 20% времени, основное время – разбор больших письменных кейсов, командная работа и презентации слушателей, чтение учебников, обзоры новых статей в ведущих бизнес-изданиях (с целью развить навыки у слушателей извлекать полезную информацию из публикаций и интерпретировать ее применительно к своему бизнесу), письменные презентации в виде отчетов, служебных записок, программные средства обработки и структурирования информации: MS Office, Mind Map. Каждая школа может привносить свою изюминку в технологии обучения.

Второе, еще более важное – обучение в России в основном направлено на запоминание фактов. Преподаватель или тренер рассказывает группе о собственном единичном опыте, о примерах (он называет это «кейсами»), почерпнутых из интернета (например, иностранных компаний), и может разбавить теорией. Слушатели любят истории, и тут вопрос – может ли преподаватель красиво преподнести свою информацию. И, понятно, немного приукрасить собственный пример.

В международных бизнес-школах учат практическому преобразованию знаний. Что это означает? Профессор/преподаватель презентует основные концепции курса, которые разработаны не на основе единичного примера, а на основе исследования сотен или тысяч компаний, в которых выявлены закономерности и зависимости. Далее задача сводится к тому, чтобы эти знания слушатель/студент преобразовал для собственной компании.

Какой из методов преподавания больше понравится слушателю российской бизнес-школы?

Конечно, первый, особенно если преподаватель красиво преподносит информацию. От слушателя ничего не требуется – он сидит в партере. Второй метод напрягает слушателя: он должен преобразовать знания в рекомендации для своей компании, что, к сожалению, удается не всем. Но именно таким образом появляются новые идеи, что зачастую меняет бизнес. И это помогает бизнес-школам делать новые выводы и переносить эти знания не только на отдельные бизнесы, но и на экономику страны, внося свой вклад в ее модернизацию.

И третье большое отличие обучения, не в пользу наших школ, – это формирование приемлемых типов социального поведения у будущих или настоящих предпринимателей.

Исследования CIM (The Chartered Institute of Marketing, Институт маркетинга, Великобритания) показали, что карьерный успех человека в бизнесе на 90% зависит от коммуникаций и его поведенческих особенностей, и только на 10% – от знания предмета. Я спрашивал у своих слушателей МВА и ЕМВА в России, как обстоят дела с этим соотношением в российских компаниях. Ответы были примерно следующие: в крупных компаниях – 95 на 5, в малом бизнесе – 50 на 50.

Вот почему в бизнес-школах так много внимания уделяется формированию приемлемых типов социального поведения.

Идеальная бизнес-школа, которая дает возможность выстроить образовательную траекторию от базовых понятий до лидерской мудрости, – какая она?

Такая бизнес-школа должна дифференцировать свои программы таким образом, чтобы они не повторялись и давали комплексное видение решения проблем бизнеса. Это, в том числе, позволяет бизнес-школам увеличивать продажи за счет существующих («старых») клиентов.

Благодаря Расселу Акоффу общепринятым стало понимание того, как бизнес приходит к новым идеям: от отрывочных данных, о которых может сигнализировать внешняя среда, – к мудрости, а именно к тому, как делать правильные вещи.

Программы бизнес-школы должны последовательно давать ответы на четыре ключевых вопроса:

  1. Что представляет собой маркетинг, стратегический менеджмент, финансы, лидерство, основные определения и концепции этих курсов – уровень вуза (или, как говорил Акофф, уровень информации);
  2. Как обрабатывать информацию (методики, как использовать модели и концепции) – уровень МВА (уровень знаний);
  3. Почему надо или не надо использовать ту или иную концепцию из десятка предложенных по конкретному курсу – уровень ЕМВА (уровень понимания);
  4. Что лучше, или как делать правильные вещи (Акофф назвал это мудростью или взглядом в будущее) – уровень DBA (предпринимательский, философский, мировозренческий уровень). Подготовка слушателей к научной работе, или помощь в поиске видения и научного осмысления бизнеса слушателей.

Если бы вы могли провести любую реформу в России, что бы это было?

В первую очередь, я бы провел инвестиционную реформу. Возможно, это самый серьезный будущий вызов для экономики России: где взять деньги для инвестиций, и как ими эффективно распорядиться. Без инвестиций не стоит рассчитывать на экономический рост.

На втором месте – реформа высшего и бизнес-образования. Нельзя доверять «драгоценные» инвестиции и ресурсы неподготовленным менеджерам. Второй и третий эшелоны российских компаний нуждаются не только в новых знаниях и навыках, но и в новом отношении к бизнесу и к себе.

Мероприятия и программы по теме:
[DBA]
Старт программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

Старт программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

24 октября 2025
СЕО: Архитектор бизнес-систем

СЕО: Архитектор бизнес-систем

25 октября 2025
3 ак.часа
Техника проведения бизнес-презентаций

Техника проведения бизнес-презентаций

25 октября 2025
8 ак.часов
Все фото
#DBA
#Стратегический менеджмент
9

Еще интересное в нашем Блоге

Подбросим шапки!

В Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной. Слушатели множества групп и направлений MBA и EMBA 27 сентября получили свои дипломы и официально завершили обучение.
412
7

Выпускник МИРБИС Никита Румянцев получил премию «Человек Ростеха»

Никита Румянцев, выпускник бизнес-школы МИРБИС и руководитель проектов в области медицинских технологий Госкорпорации Ростех, стал лауреатом премии «Человек Ростеха – 2025» в номинации «Выбор лидера» за вклад в разработку и внедрение отечественных имплантируемых протезов. Его путь к признанию – история о том, как профессиональные вызовы, командная работа и системное мышление приводят к реальным изменениям в здравоохранении. Команда МИРБИС взяла интервью у Никиты и выяснила как Школа бизнеса повлияла на него.

Николай Мясников: «Я пришел, чтобы делиться тем, что работает»

Новый руководитель Executive MBA МИРБИС настраивает программу на частную практику без «розовых очков»: сильная академическая база плюс экспертиза с рынка от топовых специалистов индустрий. Цель – живая экосистема, где знания быстро превращаются в решения, команды и результаты, полученные инструменты из аудитории дают измеримый эффект в реальном бизнесе.

Подбросим шапки!

В Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной. Слушатели множества групп и направлений MBA и EMBA 27 сентября получили свои дипломы и официально завершили обучение.

Интервью с Еленой Переверзевой о новых профессиях, которые меняют социальную сферу

С 1 сентября 2025 года в России заработал профстандарт «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов», а 12 сентября Национальное агентство развития квалификаций утвердило первые профессиональные квалификации по этому направлению. Что это означает для вузов, регионов и бизнеса, почему «плата за успех» – не метафора, а новая логика финансирования, и как быстро стране удастся закрыть кадровый дефицит – рассказывает к.х.н., профессор Института МИРБИС, член Совета директоров Национальной ассоциации обучения предпринимательству и ответственный секретарь Совета по профессиональным квалификациям в сфере управления и права Елена Переверзева.

В МИРБИС стартовала новая группа Президентской программы

В МИРБИС открылась новая группа Президентской программы подготовки управленческих кадров. Обучение начали двадцать слушателей, и каждый пришел не «за корочкой», а с конкретным проектом развития своей организации. В этом наборе участники выбрали программу «Менеджмент и управление развитием организации» – именно на ее полноценной реализации вуз сосредоточит ресурсы в текущем году.

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС и «Московская медиагруппа» займутся развитием бизнес-образованияВ условиях стремительных перемен в бизнес-среде все больше ценятся знания, которые можно применять на практике. МИРБИС и «Московская медиагруппа» объединили усилия, чтобы развивать бизнес-образование, соединить академическую и медиаэкспертизу и искать новые решения для задач, с которыми сегодня сталкивается образовательная сфера.Для обеих сторон это сотрудничество — возможность объединить опыт и ресурсы. Для МИРБИС — расширить каналы распространения экспертизы, для медиагруппы — стать участником важного общественного процесса, где медиа помогают формировать деловую культуру и передавать знания.Как отметил директор по маркетингу МИРБИС Арсений Гудин, союз с медиагруппой поможет не только укрепить экспертные позиции школы, но и внести вклад в развитие всей отрасли:«Для нас важна не только собственная экспертиза, но и экспертность СМИ. Мы надеемся, что это сотрудничество поможет не только нам, но и российскому бизнес-образованию в целом. Ведь как некоммерческая организация мы преследуем в первую очередь общественные цели».Основатель «Московской медиагруппы» и главный редактор «Московской газеты» Валерий Ивановский добавил, что партнерство открывает новые возможности для распространения знаний и практического опыта:«Главное направление нашего взаимодействия в том, что МИРБИС укореняется как источник трансляции научно-практических знаний, которые помогают запускать новые бизнесы, внедрять инновации и, в конечном счете, способствуют процветанию страны. Можно даже сказать, что МИРБИС — это своего рода продуцент счастья».Подробнее о партнерстве читайте на сайте МИРБИС.
«В тот момент когда понимаешь, что в жизни появилась гармония и баланс: с одной стороны, ты можешь честно поставить галочку за успешность в бизнесе.  А с другой – приходишь к мысли: почему бы не поделиться знаниями, опытом, экспертизой и нетворкингом с сообществом, которое тебе не безразлично»С этого осознания начался новый этап для Николая Мясникова, руководителя программы Executive MBA МИРБИС. Уже 24 октября стартует первая группа ЕМВА под его руководством и по этому случаю мы взяли у него интервью. Поговорили о пути Николая от корпоративного управления к преподаванию и о том, что заставляет опытных руководителей менять траекторию;• о честности в бизнесе и о том, почему важно обсуждать не только успехи, но и ошибки;• о рисках, которые чаще всего недооценивают даже опытные предприниматели;• о роли окружения и «спящих контактов», которые могут стать источником новых идей и партнерств;• о спорте и дисциплине как способе сохранять внутренний порядок;• о его взгляде на work–life balance, планах, больших целях и философии жизни.Полное интервью читайте на сайте МИРБИС.
Как выйти на международные рынки без хаоса и потерь?Если вы уже работаете за рубежом или только задумываетесь о международной экспансии, расскажите о своем опыте. Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС запускает исследование, чтобы выявить реальные управленческие сложности, с которыми сталкиваются российские компании при выходе на внешние рынки. Это поможет создать полезные и точные решения для бизнеса — от первых шагов до устойчивого международного развития.⌛️Пройти опрос можно за 5 минут (и даже меньше). В благодарность за ваше время мы предлагаем:✅итоговый отчет с выводами исследования;✅консультацию по вашей текущей или планируемой международной работе;✅приоритетное право стать одним из первых клиентов на специальных условиях;Давайте вместе создадим инструменты, которые сделают международную экспансию предсказуемой и эффективной!
От резюме к сторителлингу. Преподаватели МИРБИС о трансформации наймаКогда-то резюме было главным пропуском в профессию. Сегодня — это лишь формальность. Оно фиксирует факты, но не раскрывает, как человек думает, действует и взаимодействует. По словам преподавателя МИРБИС Натальи Лебедевой, этот формат перестал работать с тех пор, как стал шаблонным.Поиск альтернатив начался давно. Компании пробуют тесты, искусственный интеллект и цифровых ассистентов, в надежде получить более объективную оценку. Но и здесь все не так просто. «Даже тесты, измеряющие профессиональные знания и умения, не всегда эффективны. А личностные тесты — тем более», — подчеркивает Алла Третьякова, руководитель программы МВА «Управление персоналом» МИРБИС. — «Они фиксируют самооценку, а не поведение, и в непрофессиональных руках могут стать источником ошибок. Там, где высока цена решения, ничто не заменит человеческое суждение».Параллельно меняются и сами кандидаты. Новые поколения, Z и Альфа, выросли в цифровой среде, где важнее показать, чем рассказать. Как говорит Анна Козлова, преподаватель МИРБИС — «Для них привычны видео-резюме, игровые задания и цифровые портфолио».Почему резюме утратило диагностическую ценность, как использовать тесты и ИИ без ошибок, и почему для новых поколений карьера превращается в цифровой сторителлинг, подробно рассказали преподаватели МИРБИС в новой статье.
Инвестиции, которые окупаются с первых же месяцевЕвгений Нешта, руководитель направления промышленной связи и выпускник программы MBA «Стратегический менеджмент» МИРБИС, рассказал, как обучение в Школе помогло превратить опыт в систему и увидеть бизнес в новом масштабе.«В какой-то момент я, как и многие управленцы, почувствовал, что уперся в потолок. Опыт и интуиция — это отлично, но для настоящего прорыва не хватало системы, современных инструментов и взгляда на бизнес “сверху”. Я понял, что пора идти на MBA», — вспоминает Евгений.Результаты пришли уже в первые месяцы обучения. Он пересмотрел стратегию направления, запустил новый продукт, внедрил инновации и оптимизировал процессы — и все это на основе инструментов, которые сразу начал применять на практике.«МИРБИС дал мне первоклассное образование. Это инвестиция, которая начала окупаться с первых же дней».А как он выбирал школу, почему остановился именно на МИРБИС и что стало самым ценным в обучении, читайте на сайте.________15.10 в 19:00 — Презентация программ МВА, ЕМВА и DBA
Соцсети вышли в офлайн: как компании подстраиваются под привычки аудиторииМаркетологи Яндекса сделали наружную рекламу в формате рилсов. В роликах показывают, что в поиске можно сравнивать цены на товары и выбирать подходящий.Ход эффектный и совсем не случайный. Люди все реже смотрят по сторонам и все чаще — в экран телефона. Привычка воспринимать информацию короткими, вертикальными видео стала частью повседневного поведения. Яндекс просто вышел в тот же формат, чтобы говорить с аудиторией привычным для нее языком.Такая адаптация не ограничивается только формой контента, она меняет сам способ взаимодействия людей с брендами.По данным исследования ВФокусе Mail, проведенного среди 2 300 человек, каждый третий россиянин хочет покупать товары брендов прямо в соцсетях, а половина готовы переходить из постов на сайты продавцов.Люди все чаще воспринимают социальные сети как полноценный магазин, а не просто площадку для общения. Они привыкли к скорости, персонализации и коротким форматам, именно поэтому рилсы на улицах выглядят не просто креативом, а знакомым языком взаимодействия.И здесь важна не только форма, но и скорость отклика. Треть покупателей ждут ответа от бренда в течение часа, и лишь 4% готовы ждать дольше суток. И почти все хотят говорить с живыми людьми, а не с ботами.❤️— Главное, чтобы сторис не начали показывать со светофора
Как прошел первый Win Wine в МИРБИСВ МИРБИС мы искренне верим: теория и практика работают на результат только вместе – особенно когда рядом есть живое общение. 1 октября в Школе сомелье CavaCava мы провели первую встречу винного клуба Win Wine с Аллой Третьяковой, руководителем программы MBA «Управление персоналом» в МИРБИС, заместителем управляющего директора «Шоколадница».В камерной комнате, с бокалами и закусками, поговорили про вино и просто приятно пообщались. «Мне понравилось. Кажется, всем тоже. Было красиво, местами – немного теоретично. На следующем раунде мы добавим больше вина и общения, а теорию немного подсократим. Вино плюс живой диалог – вот идеальная формула», – подытожила Алла.Первая встреча собрала очень разную аудиторию: от тех, кто уверенно говорит о сортах и регионах, до новичков, честно признающихся: «Я вообще ничего в этом не понимаю». Для последних это был аккуратный ликбез, он выровнял поле и помог говорить на одном языке.Мы не хотим сильно раскрывать планы, но намекаем, что ноябрьскую хмурую и ветреную погоду мы попробуем скрасить красным вином и разговорами о well-being. В первый раз мы собрались в компактном формате, и из гостей, не связанных с МИРБИС, был только сомелье. Но, как это обычно бывает, интересные люди тянутся к интересным людям. Об этом – позднее: ждите анонса!Одна из участниц клуба поделилась: «Сомелье как-то сразу сделал этот вечер: задал тон с самого начала, и этот тон держался до конца – время пролетело совершенно незаметно. Он подходил ко всем, с каждым общался; не было такого, что он просто «рассказывает» – у него был прямой контакт почти с каждым. Алла Юрьевна была идеальна: рассказала о своем опыте – как пришла к вину и такой любви к нему. В целом вайб был очень классный: Алла больше уделила время обратной связи – как себя чувствуют участники, что понравилось, что нет, чтобы сразу с каждым проговорить моменты». Video is too big
Из знаний — в систему. История Дмитрия Воеводина о трансформации через MBA МИРБИСДмитрий Воеводин, руководитель департамента реализации инжиниринговой компании, выпускник программы MBA «Стратегический менеджмент» МИРБИС, рассказал о том, как обучение помогло ему по-новому увидеть бизнес и себя в нем.«Главное открытие — это преподаватели. Это не теоретики, оторванные от жизни, а действующие бизнесмены и топ-менеджеры. Когда тебе объясняют теорию люди, которые прямо сейчас применяют ее в своих компаниях, это меняет все. Ты получаешь не просто знания, а концентрат реального, живого опыта. Это самый большой плюс МИРБИС». Программа стала для Дмитрия способом не просто узнать новое, а упорядочить уже имеющийся опыт и превратить его в работающую систему. Специализация «Стратегический менеджмент» помогла увидеть общую картину, осознать связи между процессами и собрать знания в целостную логику. По словам Дмитрия, результат обучения — это более зрелый взгляд на бизнес и рынок, понимание закономерностей и уверенность в том, что всегда есть куда расти.
Бизнес-вечер для руководителей: Совет директоров как инструмент стратегического управленияПо мере роста компании входят в зону, где решения принимаются быстрее, интересы становятся разнообразнее, а цена ошибок — выше. В этот момент особенно важно удерживать стратегический фокус и прозрачность, чтобы развитие не превращалось в хаос.Совет директоров помогает выстроить этот баланс: обеспечивает общее руководство, защищает интересы акционеров и учредителей, контролирует работу исполнительных органов, не вмешиваясь в операционные процессы.Но эффективность этой структуры зависит не от формы, а от содержания: от компетенций участников, качества процессов и понимания реальной роли Совета в системе управления.На бизнес-вечере «Совет директоров: Роль, компетенции, возможности» мы поговорим о том, как выстроить действительно работающий Совет, который укрепляет систему корпоративного управления и обеспечивает стратегическую устойчивость бизнеса.☝️Вместе с ведущими экспертами разберем: