Источник фото: РБК Pro
Компании, которые пытались заниматься импортозамещением, могут вскоре оказаться под ударом, считают экономисты. Уход с рынка российских производителей увеличит зависимость страны от китайской продукции.
Анна Ситник, преподаватель МИРБИС, эксперт в области FMSG и commercial excellence, рассказала РБК Pro, возрастет ли объем китайских товаров и как стимулировать российских производителей улучшать качество продукции.
Деградация российского ассортимента
Основные проблемы в 2024 году в поле массового потребления – инфляция, персонал и логистика. Они вызывают серьезную деградацию ассортимента практически во всех каналах продаж. Сентябрь 2024 был очень показателен, потому что многие товары, которые были на полках ещё в начале года, стали исчезать или заменяться более дешёвыми.
Если говорить об удешевлении продуктов взамен качеству, то ярче всего иллюстрируют ситуацию следующие продукты:
1. Молочная продукция и сыры. Чтобы сдерживать рост цен производители идут на замену молочного жира растительными маслами, а также на снижение % жирности, не указывая этого на этикете.
2. Рыбные консервы. Исследования Роскачества показали, что в ритейле подменяют виды рыб на более дешёвые и заменяют ингредиенты.
3. Мед. В него добавляют мальтозу, сироп и заменители мёда.
4. Обувь. Декларируются натуральные или смесовые ткани, а при проверке оказывается, что ничего натурального в этой продукции нет.
Лидерами доступности на этом фоне, по данным Роспотребнадзора, в сентябре стали кефир, свекла и капуста.
На этом фоне, по данным исследования НИУ ВШЭ, в 2023 году доля россиян, которые в течение последних 12 месяцев покупали контрафакт, составила 12,5%, в 2022 году — 12,1%, в 2021-м — 13,7%.
Рост количества китайских товаров x2
Тренд на заботу о себе и здоровое питание все больше укрепляет свои позиции и, действительно, потребитель ищет более качественный продукт за вменяемые деньги.
Таким решением становятся китайские товары. И есть риск того, что в ближайшее время объём китайских товаров на рынке существенно вырастет.
По данным исследования «Яндекс Маркета», даже 65% людей, у которых есть предубеждения насчёт китайских вещей, считают, что качество этих товаров в последние годы стало лучше. По мнению россиян, самые качественные товары из Китая — это техника и электроника, одежда и обувь, предметы для дома.
В III квартале китайские бренды в электронике показывают рост на 77% год к году, их доля увеличилась на 3 процентных пункта, до 21% от суммарного оборота.
Впечатляющий рост показывает и китайский автопром, который активно заполняет российский рынок. По итогам первой половины 2024 года доля автомобилей китайских марок на первичном рынке России достигла 50% и составила 358 тыс. единиц.
На 1 июля 2024 года было зарегистрировано 1,86 млн легковых машин китайских брендов. Их доля достигла 54%, при этом доля премиум-сегмента с 2022 года выросла с 59% до 80%.
Потенциал наращивания поставок китайской продукции в Россию далеко не исчерпан, и в перспективе 3–5 лет можно будет увидеть рост х2 в зависимости от сегмента рынка.
Как влиять на недобросовестных производителей
Очевидно, что регулярное употребление товаров низкого качества может привести к серьезным проблемам со здоровьем населения, к росту ишемических болезней и атеросклероза. Отсутствие здоровой конкуренции и мотивации производителей приводит к тому, что снижаются стимулы к развитию.
В условиях, когда производитель не заинтересован в совершенствовании технологии производства товара и использовании качественного сырья есть несколько возможных путей решения:
1. Необходимо повышать потребительскую грамотность и чётко знать о рекомендуемых допустимых ингредиентах и режимах хранения продуктов.
2. Важно, чтобы государство контролировало обязательные требования безопасности продукции, а вопрос качества оставался за рамками надзора.
3. Не забывать о том, что по закону «О защите потребителей» покупатель может подать претензию не только продавцу товара, но и производителю и даже довести дело до суда, если производитель не удовлетворит его требования.
Виталия Аветова
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.
Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.