В МИРБИС состоялась III-я (специальная) Конференция «Растущие возможности по импортозамещению в бизнесе: охват и глубина. Опыт лучших». Инициатором мероприятия выступил Комитет по импортозамещению Ассоциации директоров по развитию. Модерировал конференцию Олег Ненашев, эксперт по бережливому производству, член национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ).
Евгений Печерин, исполнительный председатель Ассоциации директоров по развитию, подчеркнул, что целью конференции является не только поиск оптимальных решений в новых условиях, но и оптимистичный настрой игроков рынка:
«В этой непростой ситуации мы прожили уже много месяцев и у тех компаний, которые сейчас себя не очень хорошо чувствуют, проблемы начались не в феврале, а гораздо раньше. Эта ситуация на всех одинаково действует, поэтому нужно брать ее в свои руки и действовать оптимистично, выигрывая конкуренцию».
Заместитель исполнительного директора школы бизнеса МИРБИС Анна Бурлакова, отметила, что импортозамещение, являясь трендом уходящего года, отразилось не только на всех отраслях экономики, но и на образовании:
«МИРБИС, как одна из ведущих школ бизнеса России, также учла запросы аудитории и активно включает в свои обучающие программы вопросы импортозамещения и различные аспекты логистических цепочек, пересмотра операционных процессов и запуск стартап-проектов».
Главный теоретический доклад конференции «Импортозамещение и импортоопережение: условия острой необходимости и условия колоссальных возможностей» представил Александр Сазанович, д.т.н., профессор, преподаватель программ МВА и Executive МВА МИРБИС и других ведущих вузов страны, почётный председатель Ассоциации директоров по развитию. По мнению профессора, бизнесу необходимо активно использовать открывшееся окно возможностей:
«Импортозамещение сейчас – это волна. Она всколыхнулась, но через некоторое время закончится. Медлить невозможно, надо спешить. Конечно, импортозамещение в нашей стране было и до этой ситуации, но оно не являлось очевидным, особенно в сегменте B2C. Нам открыты возможности для расширения бизнеса, выведения на новые рубежи, перепрофилирование. Более того, с точки зрения бизнес-образования, мы считаем, что подошли к другому этапу – импорто-опережению, главная задача которого даже не в том, чтобы делать то, что раньше у нас было в качестве заведенного импорта, а находить в других развитых странах то, чего у нас еще не было, но нам это нужно».
Профессор добавил, что известны уже более 150 российских компаний, которые не только реализуют импортоопережение, но и, трансформируя его, распространяют в другие страны.
Александр Шейн, экс-консультант Mckinsey, эксперт в области добычи полезных ископаемых, основатель и совладелец компании ПРАКТИКА 101, в своих выступлениях представил примеры составления программы импортозамещения, синтеза решений и раскрытия пространства потенциальных возможностей. Он подчеркнул, что конференция в МИРБИС позволяет объединить заинтересантов из разных сфер и помогает им найти синергию друг в друге.
Павел Устюжанинов, руководитель Центра Стратегического Развития Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией рассказал об оказании информационной поддержки и реальной практической помощи предпринимателям. Так, созданы специализированные Центры и открытые сервисные платформы, содействующие развитию международной торговли, расширению делового туризма и культурного обмена.
Роль государства в импортозамещении отметила эксперт по внешним коммуникациям и выстраиванию системных взаимоотношений бизнеса с государством, общественный деятель и сопредседатель Комитета по импортозамещению Ассоциации директоров по развитию Рада Горшкова. Так, среди первостепенных задач и ключевых факторов устойчивого развития экономики в условиях санкционного давления спикер выделила стабилизацию цен, удержание валютной выручки и иностранного капитала внутри страны, сохранение работоспособности компаний, находящихся под иностранным контролем. Было отмечено, что государство поддерживает российских производителей с помощью субсидий и льгот, создает онлайн-сервисы для поиска поставщиков, снижает налоги. Например, было выделено 37 миллиардов рублей для создания 35 индустриальных центров, развития и внедрения российского ПО.
«Задача нашего Комитета по импортозамещению – выстраивать системные взаимоотношения с представителями госструктур и профильными министерствами. Властям нужна обратная связь и меры государственной поддержки могут быть более эффективными, если бизнес будет четко доносить свою позицию», – подчеркнула Рада Горшкова.
Ирина Жуковская, председатель Комитета московской Ассоциации предпринимателей по труду и социальной политике, руководитель представительства Центра аудита и охраны труда «ЛИДЕР» и помощник депутата Государственной Думы представила новый федеральный проект партии «Единая Россия», стартовавший в апреле 2023 года, «Выбирай свое».
По словам Ирины Жуковской, целью правительства является обеспечение научно-технического и промышленного развития для создания и поддержания на территории собственных технологий и инфраструктуры, достаточных для того, чтобы гарантировать независимость в критически жизненно важных сферах. Так, проект «Выбирай свое» включает три направления: «Сделано в России» (поддержка и защита прав предпринимателей и производителей, способствующих импортозамещению), «Покупай российское» (формирование культуры потребления товаров отечественных производителей) и «Жить и работать в России».
«Сегодня нужно начать не с импортозамещения технологического суверенитета, а с тех людей, которые трудятся в организациях и в компаниях. Как руководитель последнего направления, я буду выполнять задачи обеспечения новых рабочих мест, сохранения старых рабочих мест и помогать бизнесу для создания инфраструктуры рабочих мест. С 2023 года на этот проект выделяются государственные субсидии, и я расскажу, как вы можете их получить».
Успешными кейсами и стратегиями внедрения импортозамещения в различных отраслях поделились представители бизнеса: Александр Белугин, директор по развитию бизнеса, ГК ADVANTA, Илья Миронов, председатель Правления ПК ВОИР, Павел Федосов, директор по стратегическим проектам ГК «Цифра», Ирина Чернышова, директор по развитию маркетингового агентства VitaChe Marketing, Михаил Гайнулин, генеральный директор компании по промышленному консалтингу, Татьяна Волчегорская, автор серии книг по инвестиционному менеджменту, федеральный спикер, Александр Пашигрев, основатель агентства PASHIGREV и бизнес-клуба B2B DRIVE и другие.
В мероприятии приняли участие около 200 представителей бизнеса и государственных структур.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.