О том, как обучение в школе бизнеса помогло масштабировать компанию и почему руководителю выгодно способствовать профессиональному и личностному развитию сотрудников, рассказал управляющий партнер компании МРМ, выпускник программы Executive МВА МИРБИС Евгений БРОДЯНСКИЙ.
Что вас подтолкнуло к обучению на Еxecutive МВА?
Сложились несколько факторов. Во-первых, до бизнес-школы я в последний раз учился давно, еще в 2004 году в Политехе. Во-вторых, за 15 лет практики у меня накопилось много опыта в разных бизнесах и стартапах. В-третьих, мне исполнилось 37 лет, и я просто созрел для более серьезного образования. В общем, в какой-то момент я понял, что мне необходимо не только систематизировать то, что я уже знаю, чтобы усилить свой опыт, но и нужны новые управленческие навыки, чтобы расти дальше.
Всё, за чем я шел учиться, я получил: и знания, и нетворкинг, и масштабирование в бизнесе. Хотя обучение в МИРБИС выпало на сложное ковидное время. Мы занимались из дома по зуму, искали новые возможности для своих компаний, поддерживали друг друга. Все было необычно. У нас подобралась очень интересная группа ребят из абсолютно разных сфер. У нас были отличные преподаватели, которые во многом помогли пережить тот кризис. Пятеро из них остаются моими самыми любимыми и сейчас, по любым вопросам я могу просто написать им вотсап.
Была ли какая-то большая задача, которую вы решили, обучаясь на программе ЕМВА?
Да, уже 10 лет мы с партнером владели компанией, 5 лет я руководил ею как первое лицо. Мы масштабировались, активно росли из малого бизнеса в средний. А это всегда новая стратегия, новые люди, новые компетенции, новые направления. Я понимал, в какую точку должна прийти наша компания, но не хватало конкретных инструментов, которые бы показали, как ее туда привести. То есть я не мог оцифровать свое видение, действовал по наитию. Я искал, читал различную литературу, но это не давало нужного результата. Именно в бизнес-школе я получил конкретные инструменты, которые гарантировали: применишь этот инструмент – получишь это, применишь другой инструмент, получишь то. Все максимально понятно и системно.
За 2 года получается огромный набор инструментов. Как все использовать?
Вооружиться мощными знаниями и пытаться все сразу внедрить в компании – это самая большая ошибка. У меня она тоже была. Во-первых, это просто невозможно. Во-вторых, люди, которые вместе с вами будут внедрять изменения в компании, должны быть подготовлены. То есть им тоже нужно вырасти. Как это сделать? Мы в компании регулярно устраивали страткомы, каждую неделю рисовали какие-то схемы по тем знаниям, которые я приносил из бизнес-школы. Но это было калькой с кальки. Чтобы я мог поставить своим коллегам четкую задачу в разрезе проблем компании, и чтобы у них возникли новые идеи и решения, я должен был непосредственно привести их к тем людям, у которых учился сам, что мы и сделали.
Я убежден, что компания может расти только, если растут ее сотрудники. Именно они ответственны за бизнес-процессы, которые двигают нас вперед. Поэтому даже окончив ЕМВА, я продолжаю учиться в МИРБИС. Здесь мы регулярно устраиваем стратегические сессии, практически все мидл- и топ-менеджеры компании окончили МВА, mini-MBA или проходили короткие курсы. И я знаю, что возможность постоянно учиться – это одна из причин, которая мотивирует их работать в МРМ.
Эффективный руководитель – это…?
Это как раз такой руководитель, который умеет работать со своей командой, умеет четко объяснить, где та полянка, на которую все должны прийти и, главное, умеет вдохновить на этот путь. У эффективного руководителя весь персонал понимает, что он делает и чего он не делает. Эффективный руководитель стремится к тому, чтобы сотрудники сами предлагали и развивали идеи, потому что им это интересно, и они чувствуют себя причастными к большому делу, а не потому что получили указание. Эффективный руководитель делает это взаимодействие с командой постоянной и интерактивной практикой.
Кого вы не возьмете в команду?
Знаете, всегда возникает проблема выбора между мягкими и жесткими навыками у кандидата. Но если взять первоклассного, но при этом очень сложного человека или человека более низкого профессионального уровня, но умеющего ладить с командой и готового учиться, я выберу второго. Потому что хардскиллы можно прокачать достаточно быстро, если у человека есть мозги и желание. А наоборот сложнее. За последние 2-3 года мы поменяли большую часть коллектива, пришло много новых, интересных людей. У некоторые знания были изначально слабенькие, но благодаря тому, что они действительно грамотные и увлеченные, сейчас они стали на три головы выше, чем были. И при этом мы все – команда, это важно для меня.
Какие задачи вы ставите перед компанией сейчас?
Мы планируем масштабироваться дальше. Сейчас есть несколько перспективных проектов, связанных с новыми рынками сбыта. Один из них, безусловно, это е-com, растущий галопирующими темпами. Есть интересный стартап с дистрибуцией нашей продукции в других странах. В общем идей много, посмотрим, какая из них будет нашим локомотивом в ближайшие 2-3 года.
Ваш брат – тоже топ-менеджер компании. Как вам вместе работается?
Хорошо работается, очень комфортно. Алексей руководит маркетингом в группе компаний МРМ, окончил программу МВА «Маркетинг-менеджмент» в МИРБИС. Конечно, мы можем поспорить, пообсуждать какие-то вещи, но в целом, если финальное решение принято, то никаких проблем не возникает. Мы с детства отлично ладим.
Ваше любимое выражение?
Не знаю, что сказала бы моя команда, но мне кажется, самое частое, что я говорю на совместных встречах и совещаниях: «Главное – не процесс, главное – результат».
Беседовала Анна Погонина