Как известно, переболев, вы приобретаете иммунитет. Победив врага, здоровая иммунная система его «запоминает» и в следующий раз уничтожает на подлете. Получается, что инфекционная болезнь биологически вас прокачивает — если, конечно, не наносит непоправимый вред.
С нашими организациями происходит то же. Переболев экономическим кризисом-2020, они могут стать сильнее. Решить задачу-минимум: выжить. Или вернуться на докризисный уровень ведения бизнеса.
Но настоящий вызов для предпринимателей и топ-менеджеров сейчас — увеличить «антихрупкость»: развить в своих компаниях большую внутреннюю силу, эластичность, способность противостоять негативным условиям внешней среды. Это важно — ведь, скорее всего, и после 2020 года волатильность в мире будет только нарастать…
Итак, вот что конкретно вы можете прокачать во время коронакризиса.
Организационный метаболизм
Уверена, в критической ситуации вы стали быстрее принимать решения и разворачивать модульную производственную инфраструктуру. Внезапно вам стало проще: а) распознавать «лишнее качество»; б) от него отказываться.
Чтобы выжить, вы резко повысили степень прозрачности и сбросили балласт — процессы, не создающие ценность, проекты, не оказывающие «рычажного воздействия» на бизнес. Вы научились точнее обмениваться информацией и зашивать правила выполнения задач в технологичные чек-листы. Вы стали менее готовы оплачивать работу, полезный продукт которой не очевиден. Когда вернутся сытые времена, не жирейте.
Осознанный форсайтинг
Чтобы будущее не было плохим, задумываться о нем нужно на регулярной основе. Это сложно: внешняя среда изменяется все быстрее, топ-менеджеры находятся в настолько плотном информационном потоке, что притупляется их чувствительность к слабым сигналам. Сами компании при этом неповоротливы, обросли инерционной «коркой» изнутри...
Что же делать? Учиться сохранять гибкость стратегии, но ясность целей. Стремиться к постоянству ценностей, но импровизировать в методиках. Овладевать искусством обучения в игре. Анализировать тренды, улучшать понимание в команде, изучать сценарное планирование и теорию решения изобретательских задач.
Это не антикризисная мера. Не жаропонижающий напиток с лимонным вкусом, способный быстро снять симптомы. Это настоящий иммуномодулятор. Уменьшив острую боль, принимайте регулярно.
Операционные навыки
Роскошь человеческого общения в опенспейсе позволяла вам многословно и в разном составе обсуждать одни и те же вопросы. Зависимость от коллег и руководителей (как говорил Сартр, «зло тайм-менеджмента — это другие») парализовала ваши навыки планирования.
Теперь многие руководители окажутся на развилке. Либо они будут упорствовать и продолжат контролировать факт занятости своих сотрудников — в экономике XXI века вряд ли есть что-то более бессмысленное, — либо им придется научиться декомпозировать «работу вообще» в цепочки рутинных, измеримых процессов и уникальные проектные задачи. Выживут только архитекторы.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.