Оборот розничной торговли, который, по данным Росстата, падал более двух лет, начал активно восстанавливаться еще в конце прошлого года. Такие данные приводит Минэкономразвития — ведомство по-своему подсчитало показатель потребительской активности, опираясь на статистику интернет-запросов.
По оценке министерства, опубликованной в обзоре «Картина экономики», спрос на товары и услуги в мае достиг максимального значения с ноября 2014 года (данные очищены от сезонного и календарного факторов).
За основу для расчетов, то есть за 100%, авторы взяли уровень потребительской активности в декабре 2013 года — при таком подходе товарооборот в мае составил 99,4% от показателя того времени, что «свидетельствует о начале фазы активного восстановления потребительского спроса с конца 2016 года и ее продолжении в текущем году».
Оборот розничной торговли, который в докризисный период был основным драйвером роста ВВП, до апреля текущего года падал 27 месяцев подряд (при сопоставлении год к году). Однако в апреле падение остановилось, а в мае потребительская активность впервые показала положительную динамику, прибавив 0,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Минэкономразвития обращает внимание на противоречия в данных Росстата: с одной стороны, розничная торговля падает, с другой — расходы домохозяйств на конечное потребление растут (на 2,7% в первом квартале).
«Это главным образом связано с масштабным ростом интернет-торговли (по данным Банка России, импорт товаров из дальнего зарубежья почтой по интернет-торговле в первом квартале 2017 года вырос в три раза), а также с ростом сальдо покупок товаров и услуг населением за рубежом (плюс 39,8% год к году), которые не входят в расчет оперативных индикаторов», — делают вывод эксперты министерства.
Министерство назвало свой индикатор «спрос-запрос», он основан на «информации из альтернативных источников», а именно на сведениях о количестве тех или иных интернет-запросов. Учитывалась динамика изменения числа запросов по ключевым товарным группам и услугам. Например, эксперты анализировали запросы по продовольственным товарам, автомобилям, бытовой технике, медицинским и туристическим услугам и т.д. Авторы делали поправку на структуру потребительских расходов населения и данные о продажах автомобилей.
«Восстановлению потребительской активности по-прежнему способствует сохранение сложившейся с августа прошлого года тенденции роста заработной платы в годовом выражении», — указывают в Минэкономразвития. С января по май, по данным Росстата, средняя зарплата выросла на 7,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Источник:
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.