Марина Корсакова
к.э.н., бизнес-тренер, ведущий преподаватель программ МВА и Executive MBA школы бизнеса МИРБИС.
В рамках совместного образовательного проекта школа бизнеса МИРБИС и Актион Кадры и HR провели вебинар для руководителей и менеджеров по персоналу. Автором вебинара «Стратегическая сессия глазами HR: как сделать качественно, полезно и комфортно» выступила Марина Корсакова, к.э.н., бизнес-тренер, ведущий преподаватель МИРБИС.
Что такое стратегическая сессия и зачем она нужна? Какие форматы эффективны для разных команд? Какую роль в стратегической сессии выполняют руководитель и топы компании? Эти и другие вопросы были рассмотрены на вебинаре.
Цель + план достижения
Марина Корсакова отметила, что полноценная стратегическая сессия должна состоять не только из цели, но и включать план ее достижения.
«Без плана, с помощью которого компания собирается добиться цели, ваша цель не имеет ценности. Но помимо этого, главная задача стратсессии, на мой взгляд, заключается в информационном выравнивании, то есть, в том, чтобы все ее участники договорились не только о картине будущего, которое они планируют, но и о картине настоящего, в котором находятся сейчас. Ведь далеко не все в компании видят ее процессы и развитие одинаково», – отметила спикер.
Вопросы, рассматриваемые на стратегической сессии, могут быть разными: от улучшения качества продукта или услуги до решения конфликтов между подразделениями и внедрения элементов корпоративной культуры. Стратегической сессию делает не ее содержание, а масштаб, где каждый вопрос соответствует глобальным целям компании.
Каких результатов ждать от команды
Результаты стратсессии во многом зависят от подготовленности команды. Так, зрелая и ориентированная на групповое сотрудничество команда, имеющая большой процент интеграции и высокую культуру конфликта, обладает более ясным образом будущего компании. В работе с ней можно не двигаться по четко заданному сценарию, использовать неструктурированные форматы, ниспровергать аксиомы, выдвигать провокационные гипотезы. Это не приведет к потере мотивации, а лишь напротив сделает будущую стратегию более новаторской.
Команда противоположного типа, характеризующаяся противоречиями и низкой культурой конфликта, видит будущее туманно и не готова к работе с неопределенностью. В этом случае стратегическая сессия должна быть «поярусной», то есть, необходимо поэтапно вырабатывать позицию компании, начиная с группы топов и спуская ее на уровни ниже. Цель стратсессии в такой команде – вовлечь, изучить и смягчить противоречия, перейти к конкретному наполнению проектов задачами, сроками, целевыми и ресурсными планами.
С главным или без него
По мнению Марины Корсаковой, руководителю необходимо принимать непосредственное участие в стратегических сессиях:
«Руководитель должен включаться в команду, а не наблюдать со стороны. Иначе это будет смотр самодеятельности, где сотрудники будут стараться произвести впечатление. Если говорить о роли руководителя, то это может быть сообщение об ограничениях компании (об обязательных условиях, которые компания не может игнорировать при решении стратегических вопросов), формулирование своей позиции и управление диалогом. Но при этом руководитель должен давать возможность высказываться другим, так как вовлечение в командную работу происходит в процессе деятельности и позволяет участникам синхронизироваться».
Что потом?
Стратегическая сессия бессмысленна, если не связана с практикой ежедневных решений. Важно хотя бы один раз в квартал делать ревизию целей, зафиксированных на дашборде или табло стратегических показателей. Не появились ли новые возможности, а может новые опасности?
А при чем здесь НR?
«HR-стратегия невозможна без общей глобальной стратегии компании. Она не может вырасти так же, как не может вырасти дерево без ствола. Но именно hr способен стать главным двигателем стратегического процесса и ближайшим советников руководителя в этом вопросе», – считает Марина Корсакова.
Чек-листы для организации стратегических сессий получили все участники вебинара.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.