Нобелевская премия по экономике присуждена профессору бихевиористики и экономики Чикагского университета Ричарду Талеру за вклад в области изучения «поведения экономики», сообщает пресс-служба комитета.
«Ричард Талер… путем исследования последствий ограниченной рациональности, социальных предпочтений, а также нехватку самоконтроля, показал, как эти человеческие качества систематически влияют на индивидуальные решения (в области экономики. — RNS) и рыночные результаты», — следует из сообщения.
Исследование Талера указывает на наличие причинно-следственной связи между психологическим анализом процесса принятия решений у отдельных людей и экономикой.
Его открытия стали инструментальными в открытии новой и быстроразвивающейся области изучения поведенческой экономики, что имело большое воздействие на многие экономические исследования и нормативы.
Талер доказал «эффект собственности», основал теорию поведенческого финансирования и разработал стратегию «либертарианского патернализма», позволяющую снизить эффект настроения инвестора при принятии решения. Несколько лет назад он снялся в фильме о финансовом кризисе 2008-2009 гг «Игра на понижение».
26 сентября совет директоров Фонда Нобеля решил увеличить размер Нобелевской премии на 1 млн шведских крон ($123 тыс. по текущему курсу) — до 9 млн шведских крон ($1,1 млн).
Руководитель программы «МВА – Маркетинг-Менеджмент» Института МИРБИС Евгений Бойченко прокомментировал новость:

«Надо сказать, что Дэниэл Канеман, психолог, получил Нобелевскую премию по экономике в 2002 году за хорошее начало той же темы, что сейчас разрабатывает Талер.
Там был вопрос о том, как делает выбор человек, когда в голове у него сумятица, вызванная быстро меняющимися обстоятельствами.
Сейчас Талер, его ученик, получил премию в той же номинации.
Ценность его работы в том, что он довольно глубоко разобрался в вопросе, как возникает проблема самоконтроля у потребителя в контексте времени: планы «далёкие» и планы «близкие» определяют отношение к тратам.
Кроме того, он очень здорово описал явление «ментального учёта».
Это примерно, те же самые рассуждения, к которым мы привыкли: «вот это деньги на отдых, а это на ремонт...».
Когда мы с Александром Сергеевым садились писать книжку «Поведение потребителя», мы тоже рассчитывали на нобелевскую премию. Но «не дожали». Нужно было деньги зарабатывать...
Но все равно, очень приятно, что в этой теме разобрались не поверхностно, и с радостью делимся этим с нашими студентами».
Доцент Евгений Бойченко
Руководитель программы «МВА – Маркетинг-Менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, предприниматель, профессиональный маркетолог.
Известный консультант и тренер по маркетингу. Автор учебника «Поведение потребителей» и статей в профессиональных и деловых СМИ. В течение 5 лет занимает 1-е место в Москве среди преподавателей маркетинга на программах МВА.
Принимал участие в развитии таких брендов, как «Связной», «Авиатор», «Кофе-Хауз», РОСАТОМ, «Русский Элемент», «ВТБ», Центральный Банк России, завод «Кристалл», РАО ЕЭС России, торговая сеть Olsen, «Спец Связь России» и др.
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.
Никита Румянцев, выпускник бизнес-школы МИРБИС и руководитель проектов в области медицинских технологий Госкорпорации Ростех, стал лауреатом премии «Человек Ростеха – 2025» в номинации «Выбор лидера» за вклад в разработку и внедрение отечественных имплантируемых протезов. Его путь к признанию – история о том, как профессиональные вызовы, командная работа и системное мышление приводят к реальным изменениям в здравоохранении. Команда МИРБИС взяла интервью у Никиты и выяснила, как Школа бизнеса повлияла на него.
Новый руководитель Executive MBA МИРБИС настраивает программу на частную практику без «розовых очков»: сильная академическая база плюс экспертиза с рынка от топовых специалистов индустрий. Цель – живая экосистема, где знания быстро превращаются в решения, команды и результаты, полученные инструменты из аудитории дают измеримый эффект в реальном бизнесе.