Бурлакова Анна Анатольевна
Каждый пятый (21%) руководитель малого или среднего предприятия (МСП), опрошенный аналитическим центром НАФИ, показал низкий уровень финансовой грамотности.
«В числе финансово-безграмотных преобладают женщины-предпринимательницы, руководящие микропредприятиями. Лидеры по финансовой грамотности — мужчины-руководители обрабатывающих производств»,— сообщается в обзоре делового климата НАФИ.
Финансовую грамотность предпринимателей оценивали по умению использовать финансовые инструменты, рациональному отношение к финансам как средству развития бизнеса, а также знанию и пониманию основных отраслевых понятий и финансовых продуктов для бизнеса.
Сводный индекс финграмотности российских предпринимателей составил 62 пункта из 100 возможных. Низкую финансовую грамотность (ниже 50 пунктов) в основном продемонстрировали руководители и собственники микропредприятий с годовым оборотом до 10 млн руб. (81%).
Как сообщает НАФИ, среди предпринимателей с самым низким уровнем финансовой грамотности выше доля женщин (37% в сравнении с 31% в среднем по выборке).
«Из-за отсутствия необходимых знаний и сопутствующей ему неуверенности женщины не стремятся привлекать внешнее финансирование для развития своего бизнеса (62% против 55% мужчин), организуют нетехнологичный учет финансовых потоков предприятия (23% ведут учет доходов и расходов в тетради, среди мужчин этот показатель составляет 17%)»,— говорится в обзоре НАФИ.
Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен по инициативе Банка России Аналитическим центром НАФИ совместно с Торгово-промышленной Палатой, Опорой России и Российским микрофинансовым центром в марте 2017 г. Опрошено 2033 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру. Статистическая погрешность не превышает 2,2%.
Эксперт Института МИРБИС профессор Екатерина Лисицына, руководитель программ МВА «Финансовый менеджмент», считает, что сегодня каждый должен быть немного финансистом, иначе – жизнь накажет за леность рублем.
«Исследование демонстрирует нам хоть и горькую, но правду. В России, действительно, уровень финансовой грамотности чрезвычайно низок. Причем, на простейшие вопросы по финграмотности зачастую не могут ответить и люди, руководящие компаниями!
На мой взгляд главное – формировать финансовую логику принятия решений. Приучаться к этому в быту, на корпоративном уровне или государственном. Ведь люди реально не понимают, как оценить упущенные выгоды или возможности, как понять, что неверные финансовые решения уже поставили подвели бизнес к опасной черте.
Один из самых популярных вопросов сегодня – «Почему прибыль есть, а денег нет?». По моему опыту, сегодняшние бизнесмены, научившись управлять прибылью, еще не умеют администрировать денежные потоки.
Считаю, что есть только один способ победить всеобщую финансовую неграмотность – учиться. Институт МИРБИС отмечает высокий уровень интереса к такой программе, как «Финансы для нефинансистов» - и это говорит о том, что тенденция «я ничего не знаю» понемногу уходит в прошлое.
Можно выбирать разные программы, длительность, преподавателей – от МВА до экспресс-курсов. Вложения в обучение никогда не обесценится», - говорит профессор Лисицына.
Источник:
Бурлакова Анна Анатольевна
12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».
МИРБИС подтвердил статус предпринимательской бизнес-школы страны, сохранив высокую позицию в рейтинге «Техпред-50: университеты-лидеры технологического предпринимательства». По суммарному показателю результативности стартапов школа остается в топ-25 российских вузов: в выпуске 2025 года МИРБИС занимает 21–23-е место, что демонстрирует устойчивость предпринимательской экосистемы и стабильный выпуск проектов, интересных инвесторам и рынку. Подробнее про рейтинг читайте по ссылке.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.