Повышение ставки ударит по акционерам и частным инвесторам, а бизнесу на фоне сокращения прибыли придется решать, на чем экономить: на дивидендах или инвестициях в ОС. Сергей СУЕТИН, к.э.н., доцент, руководитель кафедры менеджмента Школы бизнеса МИРБИС прогнозирует, какие компании понесут максимальные потери.
Правительство РФ одобрило подготовленный Минфином пакет поправок, который включает введение прогрессивной школы НДФЛ и повышение с 1 января 2025 года ставки налога на прибыль организаций с 20 до 25%. Акционерам и владельцам бизнеса необходимо адаптироваться к этому. С одной стороны, увеличение налоговой ставки поможет наполнить бюджет и поддержать экономику, но с другой – это может привести к снижению чистой прибыли компаний и возможному сокращению дивидендов, что вызовет негативную реакцию инвесторов.
В ЧЕМ РИСК АКЦИОНЕРОВ
Повышенная налоговая нагрузка отразится на собственниках бизнеса и акционерах. Причем больше всех рискуют акционеры.
Если исходить из того, что Сбербанк получит прибыль по итогам 2024 года в размере 1,5 трлн, это означает, что бюджет может рассчитывать на дополнительные 75 млрд. В абсолютном измерении показатель впечатляет. Но нельзя забывать, что это, в первую очередь, деньги, которые недополучит компания и ее акционеры.
Важно также учитывать, что на Московской бирже сейчас большое количество частных инвесторов. Сокращение или отмена дивидендов приведет к тому, что на самом деле нововведение скажется не только на юридических, но и на физических лицах.
Более того, компании не всегда несут нагрузку, связанную с перераспределением прибыли в счет государства, они склонны ее перекладывать на акционеров. Например, ГМК «Норильский никель» в 2020 году должен был заплатить штраф в размере 150 млрд. Как ожидалось, за счет прибыли.
Да, компания заплатила штраф, но только из той прибыли, которая могла быть направлена на выплаты акционерам. Если в 20219 году акционеры «Норникеля» получили 2280, 54 руб. в качестве дивидендов в течение года, то в 2020 году всего 1181, 65, хотя 2019 финансовый год был успешнее 2018.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.