Защита предпринимательских проектов слушателей программы МВА прошла в бизнес-школе МИРБИС. Новые идеи презентовали членам комиссии 5 команд, работавшие над проектами на протяжении первого года обучения в рамках дисциплины «Междисциплинарный проект».
Руководитель специализации МВА «Менеджмент предпринимательских проектов» Александр Подковыров подчеркнул, что дипломная оценка слушателей формируется не только на базе мнения экспертной комиссии, но и на основании баллов, которые выставляют лидеры команд.
Яна Хохлова, член комиссии, АНО «Развитие человеческого капитала», Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, отметила необходимость высокого уровня подготовки проектов для предпринимателей, которые рассчитывают на поддержку:
«Я давно работаю с предпринимательскими проектами и программами, поэтому понимаю значимость критического взгляда профессионалов на проекты предпринимателей. Очень важно показывать, какого уровня должен быть проект, чтобы на него посмотрел и частный инвестор, и государственные институты развития и все, кто работает с какими-либо видами поддержки проектов.
Кроме того, сейчас Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы все больше рассказывает о существующих возможностях для предпринимателей, чтобы популяризировать меры поддержки от государства, которых сейчас достаточно много. По моим наблюдениям, с одной стороны, все больше предпринимателей смотрит в эту сторону, но с другой, не понимают, где искать информацию и как правильно пользоваться этой поддержкой. Стандартная логика начинающих предпринимателей: «Мы сейчас возьмем какой-нибудь грант у государства и реализуем свой проект». Но на самом деле, модель государственной поддержки – это в большей мере возмещение затрат, консультационные услуги и различные виды льготного кредитования.
Еще одна из частых ошибок предпринимателей в том, что они уверены – в первую очередь им нужны деньги инвестора. Но часто гораздо больше нужна не финансовая, а информационная поддержка проекта, надежный партнер или консультация профильного эксперта, чтобы определить, как стартовать с минимальными вложениями».
Проекты слушателей охватили различные сферы, от технологической до социальной. О каждом из них рассказали лидеры команд.
«Сервис навигации до товара», проект команды Михаила Старченко, Артура Зарипова и Дмитрия Прилуцкого.
«Современные гипермаркеты и складские помещения огромны, количество уникальных единиц товара в них измеряется тысячами, площади - десятками тысяч кв. м. Как уследить за тем, есть ли товар на полках? Как снизить издержки? Как обеспечить новый уровень комфорта для покупателя? Сервисы навигации внутри помещений, интеграции с системой управления предприятием и дополненной реальности, с одной стороны, обеспечивают вовлеченность сотрудников и покупателей, а с другой помогают организовать сбор ценных сведений о событиях и обстановке в торговом зале. Внедрение услуги «Навигация до товара» в складских помещениях повысит скорость поиска товаров, сократит ошибочную выдачу товаров, а также позволит оптимизировать затраты на обслуживание и содержание складов».
«WMF 2.0», проект команды Сергея Пузатых и Павла Белякова
«Суть проекта WFM 2.0 заключается в выводе на рынок программного обеспечения, отвечающего за системный анализ событий на эксплуатируемой Заказчиком сети (оборудования, дорог, разработок и пр.) и распределение задач по решению этих событий. В основе продукта заложены алгоритмы ML и NN, которые позволяют значительно повысить точность определения события и сократить количество событий, требующих привлечения выездного персонала».
«Импортозамещение промышленных насосов для неабразивных жидкостей», проект команды Елены Кургановой и Андрея Кочнева.
«Проект направлен на импортозамещение насосного оборудования. Производство насоса с уникальными рабочими характеристиками на территории Китая с последующей сборкой в РФ и продажей под собственным брендом. Полностью российское производство».
«ProДвижение», проект команды Ирины Селивановой, Елены Левашовой и Елены Розе.
«Импакт-проект Pro’движение: многопрофильное профессионально-образовательное пространство совместного развития и работы родителей в непосредственной близости к своим детям, ориентированное на поддержание семейных ценностей. Проект нацелен на повышение уровня жизни людей, в том числе социализацию и реализацию женщин и развитие детей».
«Услуги в регионе», проект команды Надежды Тогачевой, Константина Довжикова, Сергея Бабакова и Дарьи Герус.
«Наш проект – это единое приложение для жителей региональных городов по поиску услуг и информированию о социально-значимых событиях. Каталог услуг включает в себя типизацию сервисов, поиск, онлайн-запись (бронирование) и систему отзывов. Поставщики услуг могут иметь статус авторизованного партнера, отмеченный особым знаком («галочка»). Социально значимые источники информации оповещают о стихийных бедствиях, общественных мероприятиях, ремонтных работах. Приложение содержит справочник важных данных и контактов, все справочные данные об объектах социальной инфраструктуры».
Члены комиссии выделили сильные и слабые стороны проектов, дали развернутые комментарии и рекомендации.
Мария Беляева, коммерческий директор сети пансионатов для пожилых людей:
«Это ваши первые серьезные проекты и очень здорово, что вы подошли к ним творчески. В дальнейшем, когда вы получите больше опыта, многие составляющие будут отрабатываться вами автоматически: и оценка рисков, и организационный план, и бизнес-модель. И более того, это будет не одна бизнес-модель, а разные варианты, которые вы сможете тестировать до тех пор, пока сами не посмотрите на них глазами инвесторов. Я уверена, детальная проработка бизнес-плана, с учетом замечаний моих коллег, позволит вашим проектам стать успешными».
Юрий Кашецкий, внешний эксперт МИРБИС, специалист по управлению производственными проектами:
«Моя настоятельная рекомендация – больше смотреть на маркетинг, мне его не хватило на проектах. Мое любимое определение маркетинга: «Маркетинг – это генератор успеха компании». Во многом он прямо или косвенно влияет на успех. У вас могут быть очень здравые, интересные и перспективные проекты, но если вы их неправильно или недостаточно «упаковываете», то идете по более сложному пути их реализации».
Яна Хохлова, АНО «Развитие человеческого капитала», Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы
«Если говорить о проектах, которые представили слушатели МИРБИС, то все они жизнеспособны. Но моя общая рекомендация для команд – усиливайте финансовую часть. Какая бы классная не была идея, первое, на что смотрят инвесторы – это цифры, факты, конкретика».
Александр Невровский, выпускник и преподаватель маркетинговых дисциплин школы бизнеса:
«Я бы рекомендовал больше работать с насмотренностью, искать близкие к вашим, уже состоявшиеся бизнесы и анализировать, как и за счет чего они работают. Второе, ищите минимальные продукты, которые есть в вашем бизнесе. Многие из вас хотят одновременно охватить слишком много, потому что и здесь интересно, и тут перспективно, и здесь есть рынок. Но я советую определиться с минимальным набором и идти через множество итераций, как в любом стартапе, пока не попадете в ваш сегмент».