В последние годы отношение к профессии коуча менялось: интерес то возрастал, то падал, то снова переживал всплеск. О том, как сейчас развивается направление бизнес-коучинга, расскажет Денис Рощин — руководитель коучинговой программы Школы бизнеса МИРБИС, основатель Высшей школы карьерного консультирования и практикующий командный и executive-коуч.
Какие проблемы помогает решить коучинг
Коучинг особенно хорошо помогает людям в кризисные моменты или переходные периоды, когда стоят амбициозные задачи развития. К примеру, если человек недавно стал директором, у него могут возникать трудности из-за недостатка менеджерских и лидерских компетенций. В таком случае задача коучинга — помочь ему научиться работать со своей эффективностью, с определением новой роли, своего стиля лидерства и коммуникаций — с учётом своих сильных и слабых сторон.
Другой частый запрос — это помощь топ-менеджерской команде в разработке новых стратегий, в решении задач роста или реструктуризации компании. В таких ситуациях коучей нанимают, чтобы поддержать команду в период изменений, повысить эффективность и мотивацию не только отдельных руководителей, но и всей команды.
Также коучинг может понадобиться в случае выгорания или демотивации руководителя. Например, если директор испытывает значительные нагрузки и ему нужна поддержка в преодолении стресса.
Бывают ситуации, когда приглашают коуча для разрешения конфликта в коллективе. Если конфликтуют несколько сторон, коуч может работать параллельно с каждым из участников, а затем провести общую встречу для урегулирования отношений.
Для кого популярен коучинг
Первыми заказчиками коучинга были и остаются ведущие финансовые и технологические компании, которые, как правило, первыми внедряют новейшие методики управления, за ними подтягиваются и другие сектора — ретейл, промышленные компании, такие как нефтегаз, металлургия и химическая промышленность и т. д. Сейчас инвестируют в коучинг все ведущие компании всех отраслей.
Раньше коучинг был прерогативой директоров и руководителей высшего звена. Сейчас его заказывают в том числе для руководителей среднего звена. А в последнее время компании развивают пул внутренних коучей, такой подход делает коучинг доступным для всех категорий персонала.
Когда коуч и клиент могут прекратить или так и не начать сотрудничество
Как и в любой другой помогающей практике, случается, что у коуча и клиента не происходит личностной сонастройки, «химии».
Некоторым клиентам нужен комплексный подход, они предпочитают получать больше рекомендаций и экспертизы от коуча, а не только отвечать на вопросы. В таком случае может не сложиться альянс между коучем и клиентом — из-за несовпадения ожиданий и специфики помощи.
Опытные коучи придерживаются профессиональных стандартов и заботятся о своей репутации, поэтому готовы отказаться от клиента, если понимают, что не смогут ему помочь. Это абсолютно нормальная ситуация. Коучи перед стартом работы проводят с потенциальными клиентами короткие созвоны на 15–30 минут, чтобы определить запрос, смогут ли они быть полезны в том или ином кейсе.
Как измерить эффективность коучинга
Сейчас компании используют анкеты обратной связи и индексы удовлетворённости CSI (Customer Satisfaction Index) и NPS (Net Promoter Score). Коучи или HR-специалисты собирают устную обратную связь от клиентов. Также эффективность работы коучинга замеряют через наблюдения позитивных изменений в его поведении, через изменения в его команде. Также реальные изменения в карьере, если это карьерный коучинг.
Стандартная программа бизнес-коучинга обычно состоит из 8–12 сессий. Такое количество сессий обусловлено сложностью задачи: изменения в поведении, навыках или установках не происходят за 1–2 сессии. Достичь устойчивых и заметных результатов в среднем получается в течение полугода или года.
Требования к профессиональным бизнес-коучам
Для успешной работы коучи должны понимать бизнес, лидерство, механизмы управления, развивать собственные управленческие компетенции. Опытные коучи часто обучаются вместе с топ-менеджерами на программах МВА, чтобы понимать их потребности и работать на высоком уровне профессионализма.
Современный коуч должен быть эмоционально устойчивым и уметь выдерживать эмоциональную и интеллектуальную проверку со стороны клиентов. Это особенно актуально в начале работы, когда многие клиенты стремятся испытать профессионализм коуча/консультанта и понять, на что он способен. Ещё важно сохранять нейтральную позицию и стремиться к партнёрским отношениям с клиентом: не навязывать ему своё мировоззрение, а принимать и уважать его точку зрения.
Ассоциации коучей, например, ICF (Международная федерация коучинга), разработали систему сертификаций и компетенций для специалистов по коучингу разного уровня (ACC/PCC/MCC). Чтобы стать сертифицированным коучем, нужно пройти базовое обучение, которое обычно длится полгода, и накопить практические часы. Это создаёт хороший базис, но настоящий успех в коучинге
зависит от дальнейшей активной практики, сложных кейсов, супервизий и постоянного повышения квалификации. Образование в сфере коучинга — только начальный этап. Чтобы помогать клиентам достигать результатов, коучи и сами должны постоянно развиваться через менторинг, обучаться управленческим методикам.
Сколько зарабатывают коучи
Средний доход коуча варьируется в зависимости от специализации, региона и уровня клиента. Например, в бизнес-коучинге нижняя планка — около 20 000 рублей за час работы. Однако есть коучи, которые работают с топ-менеджерами и руководителями крупных корпораций, стоимость сессии может достигать 150 000 — 200 000 рублей за час.
В регионах покупательная способность ниже, поэтому ставки могут быть скромнее. Опыт — тоже значимый фактор формирования стоимости услуг коуча. Специалисты часто указывают количество часов практики: 1000, 3000 или 5000. Чем больше часов практики, тем выше профессионализм и, соответственно, стоимость услуг.
Формат работы также влияет на уровень дохода. Индивидуальные сессии, как правило, стоят дешевле, чем командные, которые требуют двойной работы — одновременный фокус работы с руководителем и параллельный фокус работы с ним вместе с его командой. Командный коучинг — это более сложная и высокооплачиваемая специализация.
Перспективы профессии коуча
Коучинг продолжит развиваться, требования к профессионализму будут расти, но и спрос на такие услуги будет только увеличиваться. Executive-коучинг, командный коучинг и карьерный коучинг будут востребованы, особенно среди тех, кто движется в управленческом или предпринимательском треке развития. Популярны также аджайл-коучи, которые помогают проектным командам быстрее выводить на рынок новые продукты, — это также профессия с хорошими перспективами.
Искусственный интеллект, который проник во многие сферы работы и жизни людей, конечно, пока не способен заменить живого коуча. Исследования показали, что даже незначительные ошибки ИИ могут резко снижать уровень доверия к его результатам. Это критично в сфере коучинга, где доверие и безопасность — основа работы. Искусственный интеллект может быть полезным инструментом, но он не способен присоединиться к клиенту на эмоциональном и глубинном уровне, как это делает человек.
Профессия коуча продолжает активно развиваться и адаптироваться к потребностям современного бизнеса. Роль специалистов не сводится только к обучению или поддержке — они помогают своим клиентам вырабатывать новые стратегии, развивать лидерские качества, осознавать ограничивающие установки, находить баланс в работе и жизни.
Спрос на коучинг, особенно в бизнес-среде, будет только расти, как и требования к компетенциям коучей. Те, кто готов к постоянному саморазвитию и профессиональному росту, смогут успешно строить карьеру в этой сфере и влиять на бизнес-результаты своих клиентов
5-го декабря в Доме Правительства Московской области прошла торжественная церемония Единого выпуска слушателей Президентской программы 2025 года.
В чем сила руководителя – в жесткости или доверии? Почему «родительская» роль, проявляющаяся в заботе и обучении, в команде способна дать бизнесу гораздо больше, чем контроль и давление? Об этом мы поговорили с Виталией Аветовой, главой психологического делового клуба Nil Admirari и преподавателем по развитию эмоционального интеллекта в МИРБИС.
Школа бизнеса МИРБИС и компания «Сады Придонья» обучат 20 ведущих руководителей компании.
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.