Управление через обучение: для чего руководители идут учиться на МВА – Мирбис
Связаться с нами

Управление через обучение: для чего руководители идут учиться на МВА

Сегодня от решений, принятых руководителями и собственниками бизнеса, зависит благополучие отдельных сотрудников, компаний и даже отраслей. В поисках новых идей для бизнеса многие идут учиться. Зачем топ-менеджменту это необходимо и почему в начале 2022 года отмечался высокий спрос на дополнительное образование? Об этом «Эксперту» рассказал исполнительный директор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров.
Версия для печати
27 июня 2022
ФедоровExecutive MBAинтервью
Управление через обучение: для чего руководители идут учиться на МВА
— Какие программы предлагает школа бизнеса МИРБИС и кому?

— Мы предлагаем целый ряд программ, среди которых ключевыми являются программы профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования (МВА)», и «Мастер делового администрирования (Executive MBA) — стратегическое и корпоративное управление» для руководителей высшего звена и собственников бизнеса.

Наша целевая аудитория — менеджеры среднего и высшего звена, предприниматели, собственники бизнеса, которые идут на программы профессиональной переподготовки с очень разными задачами. Как правило, их интересует систематизация знаний, развитие управленческих навыков и системного мышления и, конечно, общение с единомышленниками — руководителями из разных отраслей. У руководителей зачастую нет возможности учиться на длительных системных программах профессиональной переподготовки, однако в определенный момент формируются вышеназванные задачи и мы получаем заявку на обучение.

— Почему программы МВА и ЕМВА остаются актуальными сегодня?

— Вчера мы говорили о том, что COVID-кризис внес много новых акцентов. Экономическая ситуация была слишком неопределенной и непредсказуемой. Сегодня, в условиях санкций, когда, например, некоторые цепочки поставок полностью разрушены, кто-то из руководителей сказал бы, что вчера было куда проще.

Опять-таки вчера были высоки запросы на кросс-функциональные навыки и компетенции (маркетинг и ИТ, финансы и цифра, и так далее). Сейчас они трансформировались в системное понимание бизнеса и процессов. Одна из наших ключевых задач — развитие у слушателей управленческих навыков и системного мышления.

Еще один важный момент — новые идеи и решения для бизнеса. Их нужно искать с учетом специфики времени, когда руководителям нужны новые, нетривиальные идеи. Недавно на собеседовании на программу Executive MBA один коллега — директор по развитию крупной строительной компании — сказал примерно следующее: «Решения “заезжены”, конкуренты очень по-разному себя ведут, цифровизация уже глубоко проникла в жизнь, и это не тренд, а у потребителей возникают нестандартные запросы, поэтому через обучение я попробую сформировать для компании новую дорожную карту».

— Обучение требует больших инвестиций — как финансовых, так и временны́х. Как с этим обстоят дела сейчас?

— Большинство управленцев знают, что новые знания и компетенции — это инвестиции в себя. И в связи со сложившимися обстоятельствами в начале этого года многие начали вкладываться в бизнес-образование. Они хорошо понимают: четкие бизнес-процессы и слаженная работа, определение трендов и (или) кризисных сигналов еще на раннем этапе — это жизненно важно для них самих и для компании (бизнеса).

Крайне важным в процессе получения дополнительного образования остается общение — внутри группы, с коллегами из других групп, с преподавателями, экспертами, которых мы приглашаем на дополнительные семинары и мастер-классы.

В связи с тем, что для многих компаний привычные контакты с покупателями, потребителями, партнерами приходится переформатировать, слушатели-руководители часто обращаются друг к другу с вопросами и советами относительно той или иной ситуации.

Все это — общение, советы, взаимный консалтинг, если хотите, — значительно обогащает руководителей в течение полутора-двух лет обучения.

— Что вызывает наибольший интерес у потенциальных слушателей?

— Если брать интерес к дисциплинам в программах МВА и ЕМВА, то это все те же стратегический и операционный менеджмент, управление финансами и рисками. Слушатели выполнят много домашних заданий, и, как правило, они делают их на материале своих компаний. Это и есть та самая проработка задач и кейсов уже в процессе обучения, но за основу мы часто берем не абстрактные задачи и кейсы, а то, что наболело у слушателей.

Если говорить в целом, то, конечно же, руководителей интересует практическая направленность обучения.

Например, у нас в МИРБИС в программе «Executive MBA — Стратегическое и корпоративное управление», где учатся руководители высшего звена и собственники бизнеса, есть большой сквозной проект из трех частей. По сути, это объединение дисциплин общего, стратегического и операционного менеджмента.

Слушатели проводят диагностику своей компании или бизнеса, затем формируют стратегический концепт-план, а затем его операционализацию. В итоге в ходе обучения руководитель проводит глубокий анализ состояния компании, готовит новую стратегию и ее пошаговую реализацию. Так теория прямо на глазах превращается в практику, а решения — во внедрение в реальном бизнесе.

Каждая часть проекта защищается перед группой и преподавателями. Коллеги по группе задают вопросы, преподаватель часто дает рекомендации, что бывает весьма полезно, так как коллеги из других отраслей могут посмотреть на представленную проблематику под другим углом зрения.

Да и в рамках подготовки к проекту руководители ведут большую практическую работу: общаются с подчиненными, взаимодействуют с руководителями других подразделений. Потом аккумулируют информацию. Бывает, что у руководителей оценки получаются одни, у руководителей ключевых подразделений — другие, а у подчиненных — третьи. И это очень полезно с точки зрения выработки дальнейших решений как на уровне руководства компании в целом, так и в плане коммуникаций между топ-менеджментом и мидл-менеджментом.

Практичность программ подтверждается отзывами и опросами выпускников. Так, в 2021 году этот показатель в программах МИРБИС выпускники оценили на 9 баллов из 10.

— Как выстроены ваши занятия, в чем их особенность?

— Мы много общаемся, обсуждаем, что происходит в компаниях, в бизнесе, кто сталкивается с какими проблемами. Нетворкинг — это очень большая часть процесса обучения, особенно для руководителей. Именно поэтому, кстати, в период пандемии мы не перевели очное обучение на дистанционку. Ведь очень важно для руководителя, особенно сегодня, коммуницировать. Важно понимать, что иногда в самом разговоре в перерывах и тем более на занятиях в обсуждении конкретной ситуации рождаются решения.

Специфика программ также заключается в том, что они объединяют ключевые управленческие дисциплины в рамках одного курса МВА и Executive MBA. То есть в течение двух лет идет изучение экономики принятия решений для бизнеса, общего, стратегического и операционного менеджмента, управления финансами компании, управления персоналом, новых маркетинговых решений, управления потребительской ценностью, организационного поведения, профессиональных навыков менеджера, антикризисного управления. Это масса дисциплин, которые объединены в одну систему.

В рамках этой системы идет большая работа над кейсами, которые представляют преподаватели и которые слушатели предлагают в качестве интересных ситуаций из своей практики. Задания и проекты выполняются не только индивидуально, но и в мини-группах по два-три человека, и в составе больших групп по десять-пятнадцать человек.

— Как бы вы кратко охарактеризовали: что есть бизнес-школа для руководителя?

— Бизнес-школы сегодня — это экосистема, где сосредоточены новые источники знания, наиболее активные менеджеры, практики бизнеса, методологи и опытные консультанты. Обучение может вносить коррективы в профессиональную траекторию руководителя при условии, что он открыт изменениям; появляется возможность общения с коллегами (дискуссии, консультации, советы и тому подобное), где сама среда неконкурентная, а способствующая и развивающая. Именно таким образом мы строим экосистему МИРБИС, которая открыта для руководителей и бизнеса.

Источник


Понравилось? Поделитесь с друзьями!