Источник: Журнал «Штат»
Анна Козлова, психолог, коуч и преподаватель программ МВА и Executive МВА МИРБИС
Мотивация является одной из главных функций руководителя. Зная, что движет подчиненными, руководитель сможет выбрать нужный управленческий подход и оценить наличие ресурса для стимулирования команды.
Определить мотивационный профиль сотрудников можно с помощью разных методик. Сегодня рассмотрим, какие ответы по мотивационному профилю дает методика «8 радикалов».
Данная методика (как отдельный блок «Модели оперативной диагностики») была разработана командой Международной академии исследовании лжи[i] специально для решения нужд бизнеса. Основная задача метода – понять, как максимально быстро, точно и, самое главное, безинструментально (то есть, без тестов) определить психотип личности с целью подстройки и взаимодействия. Как утверждает один из авторов методики – Евгений Спирица[ii] –метод «8 радикалов» при всей своей схожести отличен от характерологии Александра Князева и Виктора Пономоренко[iii]. В основе метода лежит анализ стратегии мышления и поведения, которые свойственны глубинной структуре личности.
Каждый психотип характеризуется своими особенностями:
1) базовой эмоцией,
2) особенностями нервной системы,
3) стилем мышления и стратегией поведения,
4) особенностями речи (психолингвистика),
5) внешним видом,
6) организацией пространства.
Для детального знакомства с этой методикой рекомендуется обратиться к книге Евгения Спирицы «Вижу вас насквозь. Как «читать» людей».
А мы сосредоточимся на мотивационном профиле каждого психотипа.
Первые два психотипа ориентированы на власть и контроль, поэтому
1. Целеустремленного (Паранойяла) можно мотивировать:
· Деньгами (как оценка индивидуального результата его работы)
· Карьерой и амбициозными проектами
· Возможностью использовать ресурс организации и влиять на развитие компании в целом;
· Возможностью реализовать собственные профессиональные идеи
· Работой в команде над реализацией амбициозной бизнес-идеи
· Конкуренцией и борьбой за лидерство (ему важно быть первым)
2. Контролирующему (Эпилептоиду) важны:
· Полномочия, возможность контролировать и распределять ресурсы внутри коллектива
· Статус и власть, возможность показать сотрудникам, «кто здесь главный»
· Репутация (профессиональная, в роли руководителя)
· Возможность самому формировать дисциплину в коллективе или работа под руководством человека, который держит дисциплину
· Профессионализм и его развитие (чтобы быть конкурентоспособным).
Вторая группа психотипов в большей степени ориентирована на саму задачу, её увлекательность.
3. Увлеченному (Гипертиму) на работе важны:
· Возможность общаться и быть частью команды
· Работа над нестандартными/творческими задачами
· Активные и разнообразные задачи
· KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности)
· Возможность самому влиять на процесс выполнения работы
· Демократический подход со стороны руководства
· Развитие и обучение
· Позитивная атмосфера в коллективе (без подковерных игр).
4. Странному/творческому (Шизоиду) (среди этого типа много IT специалистов)
· Профессиональное развитие
· Задачи, связанные с технологиями и инновациями, интеллектуально запутанные задачи
· Работа с большим объемом информации
· KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности)
· Возможность проводить исследовательскую деятельность
· Независимость и свобода
· Иметь свой «угол» в офисе, где никто не будет дергать по мелочам.
5. Сотрудники Демонстрационного типа личности (Истероиды) в большей степени стремятся «быть на виду», у них очень «раздуто» их самомнение, поэтому мотивируя их, создайте условия для:
· Возможности «позвездиться»; продемонстрировать свой статус
· Возможности стать самым лучшим (например, конкуренция за победу в конкурсе с номинацией «лучший менеджер по продажам»)
· Возможности выполнения творческих задач (без жесткой регламентации и правил).
· Разнообразные виды деятельности, «движуха» на работе
· Подсвечивайте их успех и награждайте аксессуарами, отражающими успех (например, статусное название должности, машина с водителем, возможность летать бизнес-классом, останавливаться в 5-звездочном отеле и пр.).
6. Чувствительный (Эмотив), в противоположность предыдущему типу личности, больше «заточен» на других людей. Ему важно:
· Быть нужным в своей работе («Мы так на тебя рассчитываем…»)
· Возможность оказывать пользу
· Саморазвитие (возможность профессионально и личностно развиваться)
· Комплименты и подбадривания, что он работает в правильном направлении
· Работа в команде, быть частью сообщества
· Работа, связанная с заботой о людях, животных, обездоленных, людей, нуждающихся в помощи.
У последней пары психотипов – 7. Депрессивно-печальный (Гипотим) и 8. Тревожно-мнительный (Астеник) – мотивация схожая.
Для них важны:
· Стабильность и безопасность (предпочитают работать в государственных или полугосударственных компаниях типа «Сбербанк», Московский метрополитен, РЖД)
· Четкая структурированность работы, есть алгоритмы, инструкции, скрипты
· Управление на основе инструкций (MBI)
· Возможность контролировать результат собственной работы
· Понимание процесса выполнения работы
· Социальные гарантии (корпоративные льготы, социальный пакет, оформление по трудовому кодексу)
· Понимание правил игры в организации - за что наказываю, за что поощряют (причем главное понимать, за что накажут)
· Подбадривать и делать комплименты их работе, выслушивать их проблемы в разумных пределах (но не становится «жилеткой», в которую можно поплакаться)
· Возможность посещать корпоративного психолога.
Осознанность в управлении персоналом сегодня как никогда является ключевой компетенцией руководителя любого уровня. От того, сможет ли руководитель подобрать нужные слова, предложить необходимые сотруднику возможности и привилегии, зависит настрой его команды. Зная психотипы сотрудников, руководитель будет выбирать адекватные мотивационному профилю членов команды стимулы и выстраивать с ними конструктивное общение.