Как руководителю мотивировать сотрудников разных типов личности

Дата публикации:
258
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер

Источник: Журнал «Штат»

Анна Козлова, психолог, коуч и преподаватель программ МВА и Executive МВА МИРБИС

Мотивация является одной из главных функций руководителя. Зная, что движет подчиненными, руководитель сможет выбрать нужный управленческий подход и оценить наличие ресурса для стимулирования команды.

Определить мотивационный профиль сотрудников можно с помощью разных методик. Сегодня рассмотрим, какие ответы по мотивационному профилю дает методика «8 радикалов».

Данная методика (как отдельный блок «Модели оперативной диагностики») была разработана командой Международной академии исследовании лжи[i] специально для решения нужд бизнеса. Основная задача метода – понять, как максимально быстро, точно и, самое главное, безинструментально (то есть, без тестов) определить психотип личности с целью подстройки и взаимодействия. Как утверждает один из авторов методики – Евгений Спирица[ii] –метод «8 радикалов» при всей своей схожести отличен от характерологии Александра Князева и Виктора Пономоренко[iii]. В основе метода лежит анализ стратегии мышления и поведения, которые свойственны глубинной структуре личности.

Каждый психотип характеризуется своими особенностями:

1) базовой эмоцией,

2) особенностями нервной системы,

3) стилем мышления и стратегией поведения,

4) особенностями речи (психолингвистика),

5) внешним видом,

6) организацией пространства.

Для детального знакомства с этой методикой рекомендуется обратиться к книге Евгения Спирицы «Вижу вас насквозь. Как «читать» людей».

А мы сосредоточимся на мотивационном профиле каждого психотипа.

Первые два психотипа ориентированы на власть и контроль, поэтому

1. Целеустремленного (Паранойяла) можно мотивировать:

·         Деньгами (как оценка индивидуального результата его работы)

·         Карьерой и амбициозными проектами

·         Возможностью использовать ресурс организации и влиять на развитие компании в целом;

·         Возможностью реализовать собственные профессиональные идеи

·         Работой в команде над реализацией амбициозной бизнес-идеи

·         Конкуренцией и борьбой за лидерство (ему важно быть первым)

2. Контролирующему (Эпилептоиду) важны:

·         Полномочия, возможность контролировать и распределять ресурсы внутри коллектива

·         Статус и власть, возможность показать сотрудникам, «кто здесь главный»

·         Репутация (профессиональная, в роли руководителя)

·         Возможность самому формировать дисциплину в коллективе или работа под руководством человека, который держит дисциплину

·         Профессионализм и его развитие (чтобы быть конкурентоспособным).

Вторая группа психотипов в большей степени ориентирована на саму задачу, её увлекательность.

3. Увлеченному (Гипертиму) на работе важны:

·         Возможность общаться и быть частью команды

·         Работа над нестандартными/творческими задачами

·         Активные и разнообразные задачи

·         KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности)

·         Возможность самому влиять на процесс выполнения работы

·         Демократический подход со стороны руководства

·         Развитие и обучение

·         Позитивная атмосфера в коллективе (без подковерных игр).

4. Странному/творческому (Шизоиду) (среди этого типа много IT специалистов)

·         Профессиональное развитие

·         Задачи, связанные с технологиями и инновациями, интеллектуально запутанные задачи

·         Работа с большим объемом информации

·         KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности)

·         Возможность проводить исследовательскую деятельность

·         Независимость и свобода

·         Иметь свой «угол» в офисе, где никто не будет дергать по мелочам.

5. Сотрудники Демонстрационного типа личности (Истероиды) в большей степени стремятся «быть на виду», у них очень «раздуто» их самомнение, поэтому мотивируя их, создайте условия для:

·         Возможности «позвездиться»; продемонстрировать свой статус

·         Возможности стать самым лучшим (например, конкуренция за победу в конкурсе с номинацией «лучший менеджер по продажам»)

·         Возможности выполнения творческих задач (без жесткой регламентации и правил).

·         Разнообразные виды деятельности, «движуха» на работе

·         Подсвечивайте их успех и награждайте аксессуарами, отражающими успех (например, статусное название должности, машина с водителем, возможность летать бизнес-классом, останавливаться в 5-звездочном отеле и пр.).

6. Чувствительный (Эмотив), в противоположность предыдущему типу личности, больше «заточен» на других людей. Ему важно:

·         Быть нужным в своей работе («Мы так на тебя рассчитываем…»)

·         Возможность оказывать пользу

·         Саморазвитие (возможность профессионально и личностно развиваться)

·         Комплименты и подбадривания, что он работает в правильном направлении

·         Работа в команде, быть частью сообщества

·         Работа, связанная с заботой о людях, животных, обездоленных, людей, нуждающихся в помощи.

У последней пары психотипов – 7. Депрессивно-печальный (Гипотим) и 8. Тревожно-мнительный (Астеник) – мотивация схожая.

Для них важны:

·         Стабильность и безопасность (предпочитают работать в государственных или полугосударственных компаниях типа «Сбербанк», Московский метрополитен, РЖД)

·         Четкая структурированность работы, есть алгоритмы, инструкции, скрипты

·         Управление на основе инструкций (MBI)

·         Возможность контролировать результат собственной работы

·         Понимание процесса выполнения работы

·         Социальные гарантии (корпоративные льготы, социальный пакет, оформление по трудовому кодексу)

·         Понимание правил игры в организации - за что наказываю, за что поощряют (причем главное понимать, за что накажут)

·         Подбадривать и делать комплименты их работе, выслушивать их проблемы в разумных пределах (но не становится «жилеткой», в которую можно поплакаться)

·         Возможность посещать корпоративного психолога.

Осознанность в управлении персоналом сегодня как никогда является ключевой компетенцией руководителя любого уровня. От того, сможет ли руководитель подобрать нужные слова, предложить необходимые сотруднику возможности и привилегии, зависит настрой его команды. Зная психотипы сотрудников, руководитель будет выбирать адекватные мотивационному профилю членов команды стимулы и выстраивать с ними конструктивное общение.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Дипломы, которые сразу работают: защита проектов слушателей МВА в МИРБИС

26-27 июня Бизнес-школа МИРБИС превратилась в импровизированный карьерный акселератор: слушатели групп MBA представили дипломные проекты, каждому из которых есть место в реальном бизнесе прямо сейчас.
#МВА #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #ИТ-менеджмент
182
2
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?