Казаков Станислав Владимирович
4 драйвера продаж в кризис. Статья Станислава Казакова в журнале «Оценка инвестиций»
Автор: Станислав Казаков, эксперт по маркетингу, преподаватель-практик программ МВА и Еxecutive МВА школы бизнеса МИРБИС, управляющий партнер консалтинговой компании Big Time Retail
Источник: Экономический научный журнал
Эксперты консалтинговой компании BIG TIME RETAIL совместно с аналитическим отделом школы бизнеса МИРБИС провели анализ динамики более чем 100 российских компаний в разных сегментах рынка и регионах. Целью исследования было выявить, в какие рынки и компетенции бизнеса сейчас целесообразно инвестировать, чтобы обеспечить рост даже в таких сложных условиях. Есть ли вообще факторы, которые могут обеспечить рост? Результаты исследования показывают – такие факторы есть! Об этом рассказывает преподаватель МИРБИС Станислав Казаков в статье:
Каждая следующая волна кризиса наносит все более сильные удары по всем сегментам экономики. Многие опускают руки или впадают в панику. Спрос падает на фоне снижения реальных доходов населения. Негативные ожидания и ежедневные новости не добавляют рынкам позитива.
Так что же делать? Есть ли возможности роста в нынешних условиях?
1. Выход на растущий рынок
Несмотря на существенное снижение спроса в большинстве сегментов, есть рынки, которые выросли в 2022 году. Их не так много, но они есть.
Один из них – рынок товаров для загородного дома и сада. По разным оценкам он вырос в 2022 году от 18% до 25%. Многие игроки смежных рынков, в первую очередь DIY, сейчас усиливают эти категории в своем ассортименте или даже открывают новые форматы. В чем причины этого роста? В первую очередь, отпуск теперь многие проводят не за границей, а в России. Часть потребителей возвращается на дачные участки, чтобы обеспечить себя продуктами питания, особенно овощами и фруктами. И это долгосрочный тренд. Это также приводит к восстановлению дачных хозяйств и даже послужило причиной некоторого оживления на рынке загородной недвижимости.
Еще один сегмент – это городские кафе самых разных форматов. Здесь наблюдается рост количества открытых точек до 28% в некоторых сегментах и рост выручки до 35% уже существующих. По мнению аналитиков, кафе воспринимается потребителями как место общения и получения недорогого удовольствия. Не только гастрономического, но и эмоционального, помогающего преодолевать тревожность и стресс.
2. Борьба за трафик, а не за прибыль
Также в этом году больших успехов по сравнению с конкурентами добились те ритейлеры, которые боролись, в первую очередь, не за прибыль, а за трафик. Понятно, что эти факторы связаны. Но борьба за прибыль у большинства розничных игроков тождественна агрессивному сокращению расходов, которое начинается с сокращения штата. Это приводит к падению качества обслуживания покупателей и дополнительному падению трафика.
Напротив, те ритейлеры, которые ставили целью борьбу за каждый визит покупателя – показывают лучшую динамику. В среднем продажи выше общего уровня сегмента на 14%. И, что не менее важно, вырос индекс удовлетворенности, а именно он является залогом лояльности и долгосрочного роста. Кризис рано или поздно закончится, но вернуть клиентов, которые перешли к конкурентам, будет сложнее, чем сейчас их сохранить.
3. Ставка на сервис
Этот фактор важен всегда, но особенно важен в кризис. Ведь ценовая конкуренция снижает маржу. И снижение цен быстро дублируется другими игроками. А вот лидерство по сервису, как конкурентное преимущество, не так легко даже просто повторить, а уж тем более, превзойти.
Компании, инвестировавшие управленческие и финансовые ресурсы в создание востребованных сервисов для клиентов, не только нарастили в 2022 году клиентскую базу, но и создали трудно копируемое стратегическое преимущество. Более 50% компаний, выбравших эту стратегию, показали продажи за 10 месяцев выше аналогичного периода прошлого года.
4. Эмоциональный коммуникационный маркетинг
Маркетинг сейчас является одним из наиболее противоречивых объектов внутренних инвестиций. В последние годы многие компании неуклонно сокращают маркетинговые бюджеты. И, зачастую, совершают глобальную стратегическую ошибку, так как исчезают из информационного поля своих клиентов. Это приводит к снижению узнаваемости бренда и постепенно, что особенно опасно, в начале почти незаметно, приводит к оттоку трафика и потере доли рынка.
Но ряд игроков именно в последние годы, наоборот, усилил коммуникацию с потребителем. При профессиональном подходе это обеспечивает двойной эффект. Во-первых, бренд становиться более заметным на фоне несколько опустевшего рекламного пространства, особенно, в области наружной рекламы. Во-вторых, те бренды, которые сделали ставку не просто на количество рекламных контактов и преподнесение обещанной выгоды, а на создание эмоционального, позитивного образа, отличного от конкурентов, получили не только рациональный выбор, но и более высокое качество отношения со стороны целевой аудитории.
В заключение стоит отметить, что все вышеприведенные факторы с высокой вероятностью сохранят свою эффективность в 2023 году. И будут существенно влиять на результаты конкурентной борьбы. А значит, инвестиции финансового и управленческого ресурса в усиление каждого из них не только целесообразны, но необходимы.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.