Логистика на грани: как российские перевозчики переживают экономический шторм

Российская логистика сталкивается с проблемами из-за экономической нестабильности, санкций и роста тарифов. Однако цифровизация и переориентация на новые рынки дают надежду на восстановление отрасли.
Дата публикации:
2047
11
В статье
Редактор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Корнеев Игорь Павлович

Корнеев Игорь Павлович

Руководитель программы МВА "Производственный менеджмент и операционная эффективность", к.в.н., доцент

Российская логистика сегодня напоминает того самого героя из боевика, который, несмотря на все трудности, продолжает двигаться вперед. Правда, движение это замедленное и далеко не такое стремительное, как раньше. Падение спроса на перевозки и ожесточенная ценовая война среди компаний приводят к снижению активности в отрасли. А себестоимость транспортных услуг растет, как снежный ком, заставляя компании урезать расходы и рисковать качеством обслуживания и безопасностью товаров.

Тарифы поехали вверх: как санкции влияют на ценники

С 2022 года санкции стали не только частью международной повестки, но и добрались до ценников на грузовые перевозки. Самое печальное положение сложилось в Северо-Кавказском федеральном округе, где тарифы на автомобильные перевозки подскочили почти на 40%, и в Дальневосточном – на 28–30%. Причина проста: подорожали морские и дорожные перевозки.

Наибольшее влияние на тарифы оказало сокращение объема воздушных перевозок. В сфере автомобильных перевозок наблюдается снижение объемов из-за увеличения железнодорожного трафика. Однако существенно выросло количество заявок на перевозки по коридору «север-юг»: в Иран, Турцию, Армению, Грузию. Увеличилось и число заявок на перевозки в страны Средней Азии. Рост наблюдается и в Приморском крае, что связано с приоритетами внешней торговли с Китаем.

«Авто» на тормозах: почему грузовики не могут зарабатывать как раньше

Особенно неприятная ситуация складывается в автомобильных грузоперевозках, которые составляют около 70% от общего объема всех перевозок в стране. Снижение объемов подтверждается статистикой. В начале 2025 года объем автомобильных перевозок сократился примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В результате, около 15-17% автопарков перевозчиков простаивают. В Поволжском и Уральском регионах этот показатель достигает 40%, что является серьезным сигналом для отрасли.

Причин много: нехватка грузов, особенно в сборных перевозках, и падение потребительской активности в таких секторах, как строительство и промышленность. К тому же, высокие ключевые ставки делают кредиты дорогими, и многие компании просто не могут позволить себе активные заказы на транспортные услуги. Вместо того чтобы инвестировать в будущее, бизнесы начинают экономить, что, конечно же, приводит к падению торговли.

Дополнительную нагрузку на ситуацию оказывает увеличение автопарков у крупных ритейлеров и маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon, которые теперь предпочитают перевозить грузы собственными силами. Поначалу это казалось выгодным, сейчас превращается в дополнительную нагрузку для всего рынка.

Железные пути тоже не радуют

Не только автомобильный транспорт страдает от экономического охлаждения. Железнодорожная логистика тоже дала сбой: объемы перевозок падают, и это связано с рядом факторов, от экономических трудностей до снижения экспорта угля и нефтепродуктов. Особенно заметно сокращение объемов в таких категориях, как железная руда, черные металлы, химические и минеральные удобрения.

Однако не все так плохо: строительные грузы все же продемонстрировали рост – на 17,5-18%. Это можно объяснить тем, что часть грузов, которые раньше шли по воздуху и автодорогам, теперь перевозят по железным дорогам. Но в целом тренд на уменьшение объемов остается в силе.

Логистические проблемы в России: список, который хочется забыть, но лучше помнить

Я бы выделил семь основных проблем, с которыми логистика может столкнуться в 2025-2026 годах:
  1. Геополитические санкции – влияние на экспорт, импорт и доступ к зарубежным технологиям.
  2. Зависимость от импортных компонентов – риски сбоев в цепочках поставок и дефицит критически важных товаров.
  3. Инфраструктурные ограничения – нехватка транспортной сети и логистических хабов, что ведет к повышенным издержкам.
  4. Кадровый дефицит – недостаток квалифицированных специалистов и проблемы с образованием.
  5. Давление со стороны международных партнеров по соблюдению экологических стандартов, начиная от сокращения углеродного следа.
  6. Изменение маршрутов поставок – перестройка цепочек поставок и сложности с таможней.
  7. Неравномерное развитие регионов – из-за чего в некоторых частях страны товары и услуги просто недоступны.

Оптимистичный взгляд на логистику: цифровизация и новые рынки как спасение

Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Уже в 2024 году наметился рост грузопотока через порты Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока – новые рынки, такие как Азия и Латинская Америка, начали привлекать внимание российских перевозчиков. На помощь пришла цифровизация: в 2024 году она ускорила логистические процессы на 45%, повысив эффективность и снизив издержки.

Проекты по модернизации инфраструктуры также не стоят на месте: улучшение дорог, мостов и увеличение пропускной способности транспортных узлов продолжается. В 2025 году правительство планирует усилить инвестиции в транспортную сферу на 20%, что должно помочь России укрепить свои позиции на мировом рынке.

Так что, несмотря на все сложности, российская логистика уверенно движется вперед, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Главное – не падать духом и продолжать искать новые пути.

18 апреля – старт программы МВА «Производственный менеджмент и операционная эффективность».

Мероприятия и программы по теме:
[МВА]
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
#МВА
#Производственный менеджмент и операционная эффективность
#Стратегический менеджмент
11

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
86
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?