Михаил Сумбатян: Создать колледж, за выпускниками которого работодатели выстраиваются в очередь – вот моя мечта!

Дата публикации:
131
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС, руководитель программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

«Мечта о необыкновенном, исключительном, лучшем в мире колледже прошла долгий путь от идеи к воплощению. И на этом пути главными были три точки. Первая – это судьба. Я считаю, что все, или почти все, что происходит с нами – это судьба, в нее нужно верить. Вторая точка – это встреча с необыкновенным человеком в возрасте моих 17-ти лет. И третья – опыт, который провел меня через образование, бизнес, руководство несколькими колледжами к реализации моей мечты», - говорит Михаил Сумбатян.

Точка первая. Эксперименты и вера в себя

Сумбатян7.jpg
В 1997 году, как и во времена классиков, разные события происходили и в «большом» мире, и в «маленьком».
В этом году Москва праздновала 850-летие, миллионы фанатов встретили фильмы «Титаник» и «Пятый элемент», королева Великобритании Елизавета II открыла первый официальный королевский сайт, в Шотландии на свет появилась клонированная овечка Долли, компания Intel официально представила микропроцессор Pentium II, а 102-летняя ирландка Бриджет Диррен получила диплом с отличием Национального университета Великобритании.

В мире поменьше 19-летний Миша Сумбатян закончил экспериментальный московский колледж управления и маркетинга (сейчас – колледж № 11) и готовился стать великим маркетологом.

Этот парень ангелом во плоти явно не был. Начитанный, коммуникабельный, бойкий – и необыкновенно свободолюбивый. Головная боль преподавателей, и одновременно – их же гордость.

В этом колледже из 150 человек первого набора, к финалу учебы подошли только 30 выпускников. И среди них Михаил.

Он выдержал все эксперименты, которые проводили в классах фанаты-преподаватели и психологи. Он, вместе с сокурсниками искал и добывал информацию, анализировал ее и продавал – это было условием обучения. Он спал по 2-3 часа, сдавая свои проекты и снова мчался в колледж. Он сам заразился убеждением, что в бизнесе важны информация, интеллект и свобода воображения. А, значит, в бизнесе важно правильное образование.

Что значит – правильное? Это образование, которое меняет жизнь. Которое позволяет родиться мечте и вере в свои силы. Которое формирует желание развиваться, не останавливаясь.

Точка вторая. Бизнес-опыт
Сумбатян4.jpg

После колледжа, поступив в институт на специальность «психология», Михаил Сумбатян сразу же нашел работу. Сферой его интересов стала международная дистрибуция продуктов.

Найти лучший товар, договориться с крупнейшими ритейлерами России о сотрудничестве, привезти товар, поставить на полку, проконтролировать продажи – после своего экспериментального колледжа парень не боялся новых задач. Не вылезал из командировок по всему миру. Учился. Постоянно искал новые знания о продуктах, финансах, продвижении.

В 19 лет начав карьеру с должности менеджера по продажам, в 23 года Михаил стал генеральным директором компании.

В 25 лет освоил факторинг, победив особенности документооборота французских и американских торговых сетей. Стал совладельцем компании, в которой работал.

До 30 лет пережил два экономических кризиса и два разорения компании.

«Не расстреляли, сумел договориться с кредиторами. Это уже победа в тех условиях. При кризисном разрушении бизнеса давал расписки о долгах и всегда выполнял обещанное. Даже, если на это требовался не месяц, не год, а два», - вспоминает «лихие» времена Михаил Суренович.

И все же компанию пришлось закрыть. Конкуренты были слишком сильны. Однако, им не удалось «навесить» на Михаила и его соучредителей долгов. Два года жизни, тонны документов, гигабайты освоенной информации, твердая и аргументированная позиция в судебных тяжбах – Михаил Сумбатян получил несокрушимый «Ноль» при ликвидации дел и бесценный опыт кризисного управления.

Собственно, именно он и кормил семью Михаила следующие два года – многие компании нуждались в квалифицированном консалтинге при взаимодействии бизнеса и государства, при создании компаний, при выстраивании логистики. Другой человек на месте Сумбатяна большего бы и не хотел. Но то – другой человек.

Точка третья. Вечерний революционер

Сумбатян2.jpg

- У меня потребность работать где-то на границе между образованием и психологией сформировалась уже лет в 25. Но все никак не складывались обстоятельства. А жаль, я скучал за той невероятной атмосферой азартной погони за новыми знаниями, которой было так много в нашем колледже. И чем старше я становился, чем больше набирался различного бизнес-опыта, тем ярче становилась потребность все это передать. Но кому?

И вот уже в 2010 году случайно (на самом деле Михаил считает, что и здесь свое слово сказала Судьба) в разговоре с друзьями он узнал, что департамент среднего профобразования Москвы объявляет конкурс на должности директоров колледжей – составляет кадровый резерв.

Не прошло и месяца, как Михаил Суренович прошел испытания и стал директором колледжа «Малый бизнес».

Три здания на Юго-Западе Москвы. 1,5 тысячи студентов. 350 преподавателей и сотрудников. Все это стало в одночасье зоной ответственности 30-летнего экс-бизнесмена с психологическим образованием.

В стены колледжа Сумбатян входил с памятью о своих любимых преподавателях, с памятью себя – студента, с благоговением и большими надеждами.

Весь этот нежный флер слетел с новоиспечённого директора в одночасье. Действительность из кабинета руководителя колледжа выглядела совершенно иначе, чем из классной комнаты учащегося Миши Сумбатяна. Из 13 замов директора 11 оказались родственниками – но кто считает? То, что ученикам давали на лекциях, как знания по бизнесу, невозможно было применить на практике и 10 лет назад – но отчетность в норме же?

Здесь нужно все менять и менять кардинально, понял Михаил Суренович. Легче сказать, чем сделать, понял он месяцем позже. Старая система, позволявшая безболезненно учить чему-нибудь и как-нибудь, сопротивлялась бешено.

В лицо директору все улыбались, но попытки ввести новые лица в состав преподавателей или сотрудников выливались в тысячи жалоб руководству департамента. 
Казалось, недовольны новым директором все – от завуча, до технички.

- Знаний, как квалифицированно победить в данной системе у меня не было. Да и откуда бы они взялись? Я же из бизнеса пришел. Но и в бизнесе, и здесь есть то, что я умею делать: вычленять проблему, формулировать ее и находить пути разрешения. Не получается с педсоставом? Пойдем … к ученикам.

Я пришел в аудитории и говорю: ребята, давайте знакомиться. Я такой-то, опыт есть в таких-то областях. Интересно? Да, отвечают!

Начал делать курс технологии продаж. Стал работать по этой программе с выпускным курсом. Вечерами. Отличное же время! В колледже никого нет (все ж рвутся домой!), кроме детей и меня.

Через полгода в колледже появился сайт, бренд-бук, новые программы. На занятия директора можно было продавать билеты.

- Чтобы я ни делал, я всегда уважал детей и говорил с ними честно. Мог о чем-то умолчать, конечно. Но то, что говорил – было правдой. И они это увидели.

Еще через несколько недель студенты сами показали мне тех настоящих, умных и любящих детей учителей, которые в этом колледже оказались в немилости у прежней администрации и уже собирались уходить. Конечно, никуда я их не отпустил!

Возможно, сложись все иначе, Михаил Суренович до сих пор бы работал в этом колледже. Но укрупнения и разукрупнения учебных заведений, чехарда с назначениями в определенный период заставила его на время выбыть из «игры».

Однако, желание сделать лучший колледж, помноженное на бизнес-опыт и кейс реального управления учебным заведением, заставили, наконец, сформулировать на бумаге свои идеи.

Два месяца Михаил писал концепцию нового колледжа. Колледжа-мечты. Пожалуй, лучшего колледжа, который мог бы быть.

Круг замкнулся. Пожалуй, лучший
Сумбатян6.jpg

Что такое сегодня хорошее профессиональное образование, задал себе вопрос Михаил Сумбатян. И ответил так: это комплексное внедрение тех знаний, тех компетенций, которые создают сами компании-работодатели.

Это то образование, которое поддается сертификации – российской и международной. Выпускник нашего колледжа пришел на предприятие, работодатель посмотрел твои документы, увидел, что у тебя профессиональный уровень сертификации, он дает проект, и ты его делаешь. Он будет уверен, что ты его сделаешь, потому что ты принес документ, который подтверждает твою компетенцию, то есть освоенное профессиональное знание, умения, навыки.

Это такое образование, которое задает тебе траекторию на 7-10 лет вперед. Колледж – вуз – МВА. Интерес к развитию, азарт в поиске знаний, расширение профессиональных и личных компетенций.

И такой колледж появился – сначала в планах Михаила Суреновича, а через рекордно короткое время, менее года, и в реале.

- Жизнь не ломает. Она тренирует. Все, что я проходил до того, как получил возможность построить колледж своей мечты – все это пригодилось мне сейчас. Вот смотрите: в концепции нашего колледжа есть три основополагающих закона.
Актуальность знаний для будущих профессионалов - первый. Объективность в оценке образования – второй. Самостоятельность в процессе обучения – третий.

Первый закон мы реализовали, просто открыв двери для IT-компаний. Мы сказали: посоветуйте «крутых» специалистов, которые могут возглавить кафедры, могут преподавать, могут вести реальные IT-проекты с нашими ребятами. И у нас эти люди появились! Параллельно открываем авторизованные академии разных вендоров. Все это вместе дает нашим учащимся не теоретическое, а реальное, профессиональное образование.

Второй закон мы реализовали через внедрение сертификации знаний. Это объективная процедура – независимая оценка, когда в оценке не участвует человек и потому она не зависит от человеческого фактора. Нравится мне ученик или не нравится - неважно. Человек сел за компьютер, подключился к международной платформе и за определенное количество времени прошел эту процедуру. Это не тест, это именно сертификация как процедура, она гораздо сложнее.

Задача сертификации – оценить, насколько ты освоил компетенцию. Ты пришел на предприятие, работодатель посмотрел твои документы, увидел, что у тебя профессиональный уровень сертификации, он дает проект, и ты его делаешь. Он будет уверен, что ты его сделаешь, потому что ты принес документ, который подтверждает твою компетенцию, то есть освоенное профессиональное знание, умения, навыки. Вот такие сертификации мы вводим сегодня у себя.

И, наконец, третий наш закон – самостоятельность. Когда мы готовились к открытию колледжа, я голову ломал, как все устроить для наших детей получше и поудобнее. Тысячи вариантов прокручивал в голове. А потом вдруг подумал: зачем я мучаюсь? Пусть решают сами – как будут выглядеть их аудитории, какие дополнительные знания им потребуются, кого приглашать на разговор из мира IT, как поддерживать дисциплину… И тогда возникла идея Студсовета. В вузах они есть, почему бы и в колледже не создать?

И действительно, вскоре после начала учебного года учащиеся колледжа – познакомившись и немного узнав друг друга – уже выбирали своего Президента и остальной кабинет министров.

Мы только в начале пути, работаем только первый год. Но я хочу, чтобы наши студенты никогда не забывали это время, как я не забыл свой экспериментальный колледж, - увлеченно рассказывает Михаил Сумбатян.

Автор: Светлана Морозова

Ближайшие мероприятия
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

4 июня 2025
2 часа
Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

6 июня 2025
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

9 июня 2025
40 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
HR-Аналитика для бизнес-решений 2025VII HR-конференция + обзор HR-Tech решенийЕсли вы хотите принимать обоснованные управленческие решения в HR, начните с главного — с измерений. Сегодня эффективность HR-функции напрямую влияет на устойчивость бизнеса, а аналитика становится тем инструментом, который помогает не просто наблюдать, а действовать.Именно этому будет посвящена VII HR-конференция «HR-Аналитика для бизнес-решений 2025», информационным партнером которой выступает школа бизнеса МИРБИС. Это мероприятие объединит экспертов и практиков в области управления персоналом, которые ежедневно используют данные для решения конкретных задач: от найма и удержания сотрудников до построения стратегий роста.Основные темы конференции:
Как меняются наука, преподавание и бизнес. Приглашаем на открытую дискуссию 6 июняResearch & Faculty Talks — это встреча для преподавателей и исследователей, которым важно делиться опытом, находить новые идеи, подходы и профессиональные связи. 6 июня в 17:00 приглашаем на заключительное мероприятие научно-методического цикла семинаров. Участников ждет живая дискуссия об изменениях академической среды, исследовательских практик и содержания преподавания.В программе три тематические секции:
Зачем бренды возвращаются в офлайн, и как мерч становится инструментом доверия в 2025? Когда digital-каналы перегружены, а внимание аудитории рассеяно, бренды ищут новые способы выстраивать контакт. Один из самых эффективных — физический маркетинг
В честь Дня российского предпринимательства представим себе 2342 год.На Марсе уже есть университеты, винодельни, свекольные поля и студии ландшафтного дизайна. Люди перемещаются по воздуху в индивидуальных капсулах с нейронавигацией. А еду доставляют дроны за три минуты. Звучит фантастически? Безусловно.Но так же когда-то думали о смартфонах, 3D-принтерах, каршеринге и нейросетях. Они появились не потому, что кто-то однажды отдал распоряжение, а потому, что нашлись люди, которые увидели возможность и начали действовать.Ученые создавали открытия. Инженеры — технологии. А предприниматели искали применение, находили смелость и брали на себя риск. Именно они соединяли ресурсы, запускали процессы, превращали идею в работающий продукт. 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
МИРБИС выступит информационным партнером конференции «МСФО и управленческий учет — 2025»С 28 по 30 мая пройдет 19-я практическая конференция «МСФО и управленческий учет — 2025». Бизнес-школа МИРБИС выступит информационным партнером мероприятия, организованного издательством «Методология». Конференция соберет ведущих экспертов и практиков в области МСФО и управленческого учета. В программе сессии в формате «услышал — внедрил», панельные дискуссии и обмен реальными кейсами.30 мая на специальной сессии для нефинансовых организаций выступят эксперты МИРБИС:
Ближайшие мероприятия в МИРБИС:
Live stream started
Преподаватели рекомендуют Сегодня читаем и смотрим по рекомендации Павла Лебедева, д.э.н., профессора бизнес-практики, руководителя программы DBA МИРБИС.Сюжеты из книг и фильмов — это готовые кейсы: как герои преодолевают кризисы, выстраивают альянсы или теряют все из-за слепой уверенности. Почти в каждой «художке» можно найти схемы переговоров, управленческие ловушки или алгоритмы решений. И узнать, как персонаж собирает команду из «ничего», мотивирует без бюджета или превращает поражение в трамплин.
Навыки растут. Зарплата — не всегда? ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского исследования, в котором приняли участие работающие россияне из всех федеральных округов. Опрос показал, как за последние 20 лет изменилась роль профессиональных навыков в карьере, доходах и востребованности на рынке труда.Результаты свели в три ключевых индекса:
Выпускница МИРБИС Анастасия Родина возглавила HR-направление в М.Видео-Эльдорадо
Ближайшие события в МИРБИСС новыми силами врываемся в рабочую неделю
А какую стратегию вы выбрали для первых рабочих дней?Anonymous Poll46% - Сразу включился/включилась в задачи без раскачки23% - Начал/начала с разбора почты и приоритизации3% - Сфокусировался/сфокусировалась на одном крупном проекте18% - Работаю в облегченном режиме — адаптируюсь3% - Пока больше слушаю команду, чем делаю7% - А я еще отдыхаю
Почему после майских праздников сложно вернуться к работе, и что с этим делать руководителюМайские выходные дают сотрудникам долгожданную передышку. Но чем продолжительнее этот перерыв, тем заметнее у некоторых из них потом снижение фокуса, темпа и мотивации. Вместо бодрого старта многие возвращаются в офис с пониженным тонусом и внутренним сопротивлением.Причин несколько
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС