Михаил Сумбатян: Создать колледж, за выпускниками которого работодатели выстраиваются в очередь – вот моя мечта!

Дата публикации:
772
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС,

«Мечта о необыкновенном, исключительном, лучшем в мире колледже прошла долгий путь от идеи к воплощению. И на этом пути главными были три точки. Первая – это судьба. Я считаю, что все, или почти все, что происходит с нами – это судьба, в нее нужно верить. Вторая точка – это встреча с необыкновенным человеком в возрасте моих 17-ти лет. И третья – опыт, который провел меня через образование, бизнес, руководство несколькими колледжами к реализации моей мечты», - говорит Михаил Сумбатян.

Точка первая. Эксперименты и вера в себя

Сумбатян7.jpg
В 1997 году, как и во времена классиков, разные события происходили и в «большом» мире, и в «маленьком».
В этом году Москва праздновала 850-летие, миллионы фанатов встретили фильмы «Титаник» и «Пятый элемент», королева Великобритании Елизавета II открыла первый официальный королевский сайт, в Шотландии на свет появилась клонированная овечка Долли, компания Intel официально представила микропроцессор Pentium II, а 102-летняя ирландка Бриджет Диррен получила диплом с отличием Национального университета Великобритании.

В мире поменьше 19-летний Миша Сумбатян закончил экспериментальный московский колледж управления и маркетинга (сейчас – колледж № 11) и готовился стать великим маркетологом.

Этот парень ангелом во плоти явно не был. Начитанный, коммуникабельный, бойкий – и необыкновенно свободолюбивый. Головная боль преподавателей, и одновременно – их же гордость.

В этом колледже из 150 человек первого набора, к финалу учебы подошли только 30 выпускников. И среди них Михаил.

Он выдержал все эксперименты, которые проводили в классах фанаты-преподаватели и психологи. Он, вместе с сокурсниками искал и добывал информацию, анализировал ее и продавал – это было условием обучения. Он спал по 2-3 часа, сдавая свои проекты и снова мчался в колледж. Он сам заразился убеждением, что в бизнесе важны информация, интеллект и свобода воображения. А, значит, в бизнесе важно правильное образование.

Что значит – правильное? Это образование, которое меняет жизнь. Которое позволяет родиться мечте и вере в свои силы. Которое формирует желание развиваться, не останавливаясь.

Точка вторая. Бизнес-опыт
Сумбатян4.jpg

После колледжа, поступив в институт на специальность «психология», Михаил Сумбатян сразу же нашел работу. Сферой его интересов стала международная дистрибуция продуктов.

Найти лучший товар, договориться с крупнейшими ритейлерами России о сотрудничестве, привезти товар, поставить на полку, проконтролировать продажи – после своего экспериментального колледжа парень не боялся новых задач. Не вылезал из командировок по всему миру. Учился. Постоянно искал новые знания о продуктах, финансах, продвижении.

В 19 лет начав карьеру с должности менеджера по продажам, в 23 года Михаил стал генеральным директором компании.

В 25 лет освоил факторинг, победив особенности документооборота французских и американских торговых сетей. Стал совладельцем компании, в которой работал.

До 30 лет пережил два экономических кризиса и два разорения компании.

«Не расстреляли, сумел договориться с кредиторами. Это уже победа в тех условиях. При кризисном разрушении бизнеса давал расписки о долгах и всегда выполнял обещанное. Даже, если на это требовался не месяц, не год, а два», - вспоминает «лихие» времена Михаил Суренович.

И все же компанию пришлось закрыть. Конкуренты были слишком сильны. Однако, им не удалось «навесить» на Михаила и его соучредителей долгов. Два года жизни, тонны документов, гигабайты освоенной информации, твердая и аргументированная позиция в судебных тяжбах – Михаил Сумбатян получил несокрушимый «Ноль» при ликвидации дел и бесценный опыт кризисного управления.

Собственно, именно он и кормил семью Михаила следующие два года – многие компании нуждались в квалифицированном консалтинге при взаимодействии бизнеса и государства, при создании компаний, при выстраивании логистики. Другой человек на месте Сумбатяна большего бы и не хотел. Но то – другой человек.

Точка третья. Вечерний революционер

Сумбатян2.jpg

- У меня потребность работать где-то на границе между образованием и психологией сформировалась уже лет в 25. Но все никак не складывались обстоятельства. А жаль, я скучал за той невероятной атмосферой азартной погони за новыми знаниями, которой было так много в нашем колледже. И чем старше я становился, чем больше набирался различного бизнес-опыта, тем ярче становилась потребность все это передать. Но кому?

И вот уже в 2010 году случайно (на самом деле Михаил считает, что и здесь свое слово сказала Судьба) в разговоре с друзьями он узнал, что департамент среднего профобразования Москвы объявляет конкурс на должности директоров колледжей – составляет кадровый резерв.

Не прошло и месяца, как Михаил Суренович прошел испытания и стал директором колледжа «Малый бизнес».

Три здания на Юго-Западе Москвы. 1,5 тысячи студентов. 350 преподавателей и сотрудников. Все это стало в одночасье зоной ответственности 30-летнего экс-бизнесмена с психологическим образованием.

В стены колледжа Сумбатян входил с памятью о своих любимых преподавателях, с памятью себя – студента, с благоговением и большими надеждами.

Весь этот нежный флер слетел с новоиспечённого директора в одночасье. Действительность из кабинета руководителя колледжа выглядела совершенно иначе, чем из классной комнаты учащегося Миши Сумбатяна. Из 13 замов директора 11 оказались родственниками – но кто считает? То, что ученикам давали на лекциях, как знания по бизнесу, невозможно было применить на практике и 10 лет назад – но отчетность в норме же?

Здесь нужно все менять и менять кардинально, понял Михаил Суренович. Легче сказать, чем сделать, понял он месяцем позже. Старая система, позволявшая безболезненно учить чему-нибудь и как-нибудь, сопротивлялась бешено.

В лицо директору все улыбались, но попытки ввести новые лица в состав преподавателей или сотрудников выливались в тысячи жалоб руководству департамента. 
Казалось, недовольны новым директором все – от завуча, до технички.

- Знаний, как квалифицированно победить в данной системе у меня не было. Да и откуда бы они взялись? Я же из бизнеса пришел. Но и в бизнесе, и здесь есть то, что я умею делать: вычленять проблему, формулировать ее и находить пути разрешения. Не получается с педсоставом? Пойдем … к ученикам.

Я пришел в аудитории и говорю: ребята, давайте знакомиться. Я такой-то, опыт есть в таких-то областях. Интересно? Да, отвечают!

Начал делать курс технологии продаж. Стал работать по этой программе с выпускным курсом. Вечерами. Отличное же время! В колледже никого нет (все ж рвутся домой!), кроме детей и меня.

Через полгода в колледже появился сайт, бренд-бук, новые программы. На занятия директора можно было продавать билеты.

- Чтобы я ни делал, я всегда уважал детей и говорил с ними честно. Мог о чем-то умолчать, конечно. Но то, что говорил – было правдой. И они это увидели.

Еще через несколько недель студенты сами показали мне тех настоящих, умных и любящих детей учителей, которые в этом колледже оказались в немилости у прежней администрации и уже собирались уходить. Конечно, никуда я их не отпустил!

Возможно, сложись все иначе, Михаил Суренович до сих пор бы работал в этом колледже. Но укрупнения и разукрупнения учебных заведений, чехарда с назначениями в определенный период заставила его на время выбыть из «игры».

Однако, желание сделать лучший колледж, помноженное на бизнес-опыт и кейс реального управления учебным заведением, заставили, наконец, сформулировать на бумаге свои идеи.

Два месяца Михаил писал концепцию нового колледжа. Колледжа-мечты. Пожалуй, лучшего колледжа, который мог бы быть.

Круг замкнулся. Пожалуй, лучший
Сумбатян6.jpg

Что такое сегодня хорошее профессиональное образование, задал себе вопрос Михаил Сумбатян. И ответил так: это комплексное внедрение тех знаний, тех компетенций, которые создают сами компании-работодатели.

Это то образование, которое поддается сертификации – российской и международной. Выпускник нашего колледжа пришел на предприятие, работодатель посмотрел твои документы, увидел, что у тебя профессиональный уровень сертификации, он дает проект, и ты его делаешь. Он будет уверен, что ты его сделаешь, потому что ты принес документ, который подтверждает твою компетенцию, то есть освоенное профессиональное знание, умения, навыки.

Это такое образование, которое задает тебе траекторию на 7-10 лет вперед. Колледж – вуз – МВА. Интерес к развитию, азарт в поиске знаний, расширение профессиональных и личных компетенций.

И такой колледж появился – сначала в планах Михаила Суреновича, а через рекордно короткое время, менее года, и в реале.

- Жизнь не ломает. Она тренирует. Все, что я проходил до того, как получил возможность построить колледж своей мечты – все это пригодилось мне сейчас. Вот смотрите: в концепции нашего колледжа есть три основополагающих закона.
Актуальность знаний для будущих профессионалов - первый. Объективность в оценке образования – второй. Самостоятельность в процессе обучения – третий.

Первый закон мы реализовали, просто открыв двери для IT-компаний. Мы сказали: посоветуйте «крутых» специалистов, которые могут возглавить кафедры, могут преподавать, могут вести реальные IT-проекты с нашими ребятами. И у нас эти люди появились! Параллельно открываем авторизованные академии разных вендоров. Все это вместе дает нашим учащимся не теоретическое, а реальное, профессиональное образование.

Второй закон мы реализовали через внедрение сертификации знаний. Это объективная процедура – независимая оценка, когда в оценке не участвует человек и потому она не зависит от человеческого фактора. Нравится мне ученик или не нравится - неважно. Человек сел за компьютер, подключился к международной платформе и за определенное количество времени прошел эту процедуру. Это не тест, это именно сертификация как процедура, она гораздо сложнее.

Задача сертификации – оценить, насколько ты освоил компетенцию. Ты пришел на предприятие, работодатель посмотрел твои документы, увидел, что у тебя профессиональный уровень сертификации, он дает проект, и ты его делаешь. Он будет уверен, что ты его сделаешь, потому что ты принес документ, который подтверждает твою компетенцию, то есть освоенное профессиональное знание, умения, навыки. Вот такие сертификации мы вводим сегодня у себя.

И, наконец, третий наш закон – самостоятельность. Когда мы готовились к открытию колледжа, я голову ломал, как все устроить для наших детей получше и поудобнее. Тысячи вариантов прокручивал в голове. А потом вдруг подумал: зачем я мучаюсь? Пусть решают сами – как будут выглядеть их аудитории, какие дополнительные знания им потребуются, кого приглашать на разговор из мира IT, как поддерживать дисциплину… И тогда возникла идея Студсовета. В вузах они есть, почему бы и в колледже не создать?

И действительно, вскоре после начала учебного года учащиеся колледжа – познакомившись и немного узнав друг друга – уже выбирали своего Президента и остальной кабинет министров.

Мы только в начале пути, работаем только первый год. Но я хочу, чтобы наши студенты никогда не забывали это время, как я не забыл свой экспериментальный колледж, - увлеченно рассказывает Михаил Сумбатян.

Автор: Светлана Морозова

Ближайшие мероприятия
Цифровизация в HR: актуальные задачи и инструменты

Цифровизация в HR: актуальные задачи и инструменты

16 января 2026
8 ак. часов
Управление клиентским сервисом и впечатлениями

Управление клиентским сервисом и впечатлениями

16 января 2026
12 ак. часов
Продажи: организация и управление для руководителя

Продажи: организация и управление для руководителя

17 января 2026
24 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

В МИРБИС обсудили будущее ИИ в промышленности, Индустрию 5.0 и провели R&D-питч-сессию

18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС совместно с Клубом директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) провела конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям». В конференции приняли участие эксперты из промышленности, науки и бизнеса, которые обсудили, как технологии искусственного интеллекта ускоряют путь от научной идеи до готового продукта. Особое внимание было уделено вызовам и стратегиям внедрения ИИ в условиях перехода к Индустрии 5.0. В зале собрались около сотни профессионалов и экспертов из разных отраслей. Среди участников конференции – ведущие специалисты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Аэрофлота, Центра стратегической аналитики и больших данных НИУ ВШЭ и других организаций.
90
4

МВА на Урале: проекту МИРБИС – ЦБО исполнилось 15 лет

Более 20 групп и 500 выпускников программы МВА, реализуемой с партнером МИРБИС в Екатеринбурге – Центром бизнес-образования. Занятия в центре Екатеринбурга для предпринимателей и руководителей ведущих организаций Урала и других регионов каждый месяц в формате «Уикенд» проводит лучшая команда преподавателей МВА МИРБИС.
62
3

В МИРБИС обсудили будущее ИИ в промышленности, Индустрию 5.0 и провели R&D-питч-сессию

18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС совместно с Клубом директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) провела конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям». В конференции приняли участие эксперты из промышленности, науки и бизнеса, которые обсудили, как технологии искусственного интеллекта ускоряют путь от научной идеи до готового продукта. Особое внимание было уделено вызовам и стратегиям внедрения ИИ в условиях перехода к Индустрии 5.0. В зале собрались около сотни профессионалов и экспертов из разных отраслей. Среди участников конференции – ведущие специалисты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Аэрофлота, Центра стратегической аналитики и больших данных НИУ ВШЭ и других организаций.

В МИРБИС прошла защита интегрированных междисциплинарных проектов группы MBA-387

Разнообразие прорывных идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-387 в бизнес-школе МИРБИС.

Два года, которые изменили управленцев: в МИРБИС состоялся торжественный выпуск слушателей программ MBA и Executive MBA

12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.

МИРБИС – школа года для корпоративного обучения

15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.

За пределами операционки: как проектное управление создает будущее компании

Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.

Телеграм
ЛЕНТА
85% сотрудников ставят формат работы выше зарплатыПлатформа FlexJobs опубликовала исследование о том, как сотрудники оценивают предложения о работе. По его данным, для 85% респондентов из разных отраслей возможность удаленного или гибридного формата важнее уровня зарплаты.Почти 70% опрошенных за последний год либо сменили профессию, либо всерьез задумывались об этом. •67% — хотят перейти на удаленную работу•52% — хотят улучшить work-life balance•48% — в целом недовольны текущей работой•41% — хотят сменить должность, чтобы получать более высокую зарплатуГибкий формат влияет и на решения об уходе или продолжении работы в компании. В исследовании отмечается, что часть сотрудников готова искать новое место или даже согласны на более низкий доход, если возможность удаленной или гибридной работы исчезает. Отдельное внимание в исследовании уделено работающим родителям. 65% респондентов отмечают, что гибкий формат помогает совмещать рабочие и семейные обязанности. Исследование FlexJobs проводилось за пределами российского рынка. При этом схожие изменения фиксируются и в России: по данным ВЦИОМ (март 2025 г.), за последние четыре года привлекательность полной удаленки выросла вдвое, а гибридного формата — в полтора раза.Есть о чем подумать.
«Лучше доверять и ошибаться, чем не доверять никому»: лидерство без иллюзийИногда руководитель превращается в детектор угроз. Он все за всеми перепроверяет, «держит всех в тонусе», никому не доверяет. И в какой-то момент понимает, что рабочие процессы не ускоряются, а команда начинает действовать из напряжения и страха.С Виталией Аветовой, главой психологического делового клуба Nil Admirari и преподавателем МИРБИС по эмоциональному интеллекту, поговорили о том, где на самом деле сила руководителя — в жесткости или доверии? И почему «родительская» роль в команде часто работает эффективнее контроля и давления.В большом интервью: ✅ почему недоверие запускает много лишних действий и коммуникаций вместо работы;✅ как устроен ближний круг руководителя (те самые 5–7 человек) и почему без него не сделать ничего крупного;✅ что такое «родительская» роль в лидерстве: хорошее отношение, границы и иерархия, а не контроль и давление;✅ почему сценарий «уволю и найму лучше» часто оказывается иллюзией и как руководитель сам воспроизводит проблемы в команде;✅ как переводить конфликты в конструктив — через взрослую позицию, вопросы и уточнение задач, а не борьбу за правоту;❗️и почему сложности в управлении почти всегда начинаются с неосознанных внутренних установок самого руководителя.«Полное недоверие не гарантирует, что ошибок не будет»Читайте полную версию на сайте МИРБИС *И да, на фото вы видите не случайных героев
Уже завтра состоится конференция «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям»•Где: МИРБИС (ул. Марксистская, д. 34, к. 7)•Когда: 18 декабря, 16:00-18:30•Формат: очный (онлайн-трансляция не предусмотрена)•Организаторы: Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС и Клуб директоров по науке и инновациям (R&D Клуб)❗️Это последний шанс попасть на по-настоящему практическое мероприятие, посвященное применению ИИ в промышленности, интеграции передовых подходов в разработку технологических проектов и R&D. Участников ждет активный нетворкинг, экспертиза от ведущих компаний и реальная R&D-питч-сессия, в рамках которой руководители проектных команд — слушатели МИРБИС представят свои предпринимательские и корпоративные проекты.Напоминаем — на конференции выступят ведущие эксперты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и других ведущих компаний и организаций.Регистрация по ссылке сегодня до 19:00!
От городской мотоэкипировки до семейной винодельни: как прошла защита предпринимательских проектов в МИРБИС6 декабря выпускники группы MBA-388 представили свои бизнес-идеи членам комиссии Школы бизнеса МИРБИС. На защитах прозвучали пять очень разных проектов: бренд городской мотоэкипировки, агентство по развитию экспорта, сервис мониторинга здоровья пожилых, решение для fashion-брендов по запуску онлайн-магазинов и семейная винодельня, которая запомнилась яркой и эмоциональной презентацией.Члены комиссии внимательно слушали выступления, задавали острые вопросы и обсуждали проекты с точки зрения позиционирования, конкурентных преимуществ и их будущего финансового потенциала, делясь с участниками практическими рекомендациями и честной обратной связью.Подробнее о каждом проекте читайте на сайте МИРБИС.
Меньше двух дней осталось до конференции, на которой обсудят реальное применение ИИ в промышленности, науке и технологиях! ⏳18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС и Клуб директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) проведут конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям».Эксперты из сферы промышленности, науки и бизнеса обсудят, как в промышленности технологии ИИ ускорили путь от научной идеи до готового продукта. Они представят практические кейсы интеграции ИИ в R&D, производство и цепочки поставок, направленные на укрепление технологического суверенитета. Отдельное внимание участники уделят вызовам и стратегиям внедрения ИИ в контексте Индустрии 5.0.Участники конференции получат практические знания, необходимые для интеграции передовых подходов в разработку технологических проектов, выхода на новый уровень R&D и выстраивания долгосрочного сотрудничества с профильными корпоративными партнерами.
С чего на самом деле начинается строительство завода? С образования, которое превращает идею в готовое производство за один годАнастасия Лукина, директор АО «Пакет» (группа компаний «Ижевский Радиозавод»), выпускница МИРБИС, поделилась, что выбор бизнес-школы был очевидным. На предприятии много лет направляют руководителей в МИРБИС и видят, что полученные там инструменты напрямую влияют на стабильно высокие результаты.Обучение оправдало ожидания. Преподаватели-практики и работа в группе помогли Анастасии увидеть знакомые задачи под другим углом. Всего за три месяца выпускница Школы переосмыслила ключевые элементы производства и поняла, насколько они связаны с управленческими и финансовыми решениями компании. Именно это легло в основу ее дипломной работы о внедрении бережливого производства и позволило пройти весь процесс на реальном кейсе. «Главным открытием стало рождение в стенах МИРБИС проекта AL’mix. Пройдя путь от бизнес-идеи, защищенной на предпринимательских проектах, до диплома, я могу уверенно сказать: он вырос здесь, впитав полученные знания и помощь наставников»Развитие этой идеи привело к масштабному результату. Команда под руководством Анастасии смогла всего за год с нуля построить завод в абсолютно новом для ИРЗ направлении. 
Как это было: экскурсия МИРБИС в Центр аддитивного инжиниринга SIU System4 декабря слушатели и выпускники Школы бизнеса посетили Центр инноваций SIU System* и познакомились с современным аддитивным производством полного цикла. Экскурсия началась с рассказа о принципах 3D-производства и профессиях, задействованных на каждом этапе: от проектирования до постобработки.Далее — самое интересное. Участники наблюдали, как работает промышленное 3D-оборудование, изучали образцы деталей и задавали вопросы о материалах, технологиях и возможностях аддитивного подхода. Руководитель центра подробно объяснил каждый этап процесса и ответил на все вопросы. Один из участников поделился своими впечатлениями о посещении компании:«Особенно ценным было увидеть на практике, как работает современное аддитивное производство полного цикла — от проектирования до постобработки. Руководитель производства очень подробно и компетентно ответил на все вопросы. Компания продает оборудование и делает изделия под заказ. У них интересная бизнес-модель»*SIU System — один из крупнейших экспертов на рынке аддитивных технологий. С 2008 года компания реализовала более 7000 сделок на сумму свыше 10 млрд рублей, доставила клиентам 1,6+ млн деталей и сотрудничает с 16 000+ организациями по всей России и СНГ. Сегодня SIU System не только поставляет и обслуживает оборудование, но и создает аддитивные центры, консультирует бизнес и реализует проекты на собственной производственной площадке.