Павел Лебедев о человекоцентричном предпринимательстве: развитие компетенций и преодоление образовательных пробелов

Дата публикации:
309
16
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Лебедев Павел Викторович

Лебедев Павел Викторович

Руководитель программы «Доктор делового администрирования – Doctor of Business Administration (DВА)», профессор, доктор экономических наук

д.э.н., приглашенный профессор Школы бизнеса МИРБИС

ИСТОЧНИК

В последние годы наблюдается быстрый глобальный рост предпринимательского образования, однако, исследователи часто подчеркивают отсутствие консенсуса относительно содержания и методов обучения на этих программах (Sirelkhatim, Gangi, 2015). Этот вопрос становится особенно актуальным, если принять во внимание важность обучения предпринимательству в контексте человекоцентричной парадигмы. Несмотря на свою значимость, эти две области часто воспринимаются как несвязанные. Реализация значимой и практической программы устойчивого развития требует перехода к человекоцентричности во всех сферах человеческой деятельности и взаимодействия. Такая трансформация, в свою очередь, требует критической оценки компетенций, которые ее поддерживают. Изучение предпринимательства служит источником экономического роста, социального обновления и личного развития (Hindle, 2007).

Академическому и научному сообществу в партнерстве с бизнесом крайне важно решить проблемы, связанные с интеграцией этих важнейших элементов в систему обучения. Предпринимательство – это в первую очередь человеческое творчество и решение проблем, поэтому предпринимателям крайне важно понимать и удовлетворять потребности людей. Человекоцентричный подход в предпринимательстве означает создание решений, которые действительно приносят пользу, а не просто ориентированы на производство продуктов или услуг. В современном деловом мире успех заключается не только в зарабатывании денег – речь идет о создании ценности для людей. Таким образом, предпринимательство, ориентированное на человека, предполагает понимание пользователей, решение их проблем и укрепление доверия.

ВЗГЛЯД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СКВОЗЬ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНУЮ ПРИЗМУ

Человекоцентричное предпринимательство выходит за рамки транзакционной природы бизнеса. Человекоцентричный дизайн предполагает создание продуктов, услуг и опыта, адаптированных к потребностям людей. Этот подход ставит людей в центр процесса проектирования продуктов и услуг, гарантируя, что все решения будут зависеть от ориентированной на пользователя точки зрения (Zhang, Dong, 2009). Это философия, которая сочетает в себе отношения между инновациями и учетом потребностей людей, где успех предприятия определяется его способностью эффективно удовлетворять потребности различных стейкхолдеров, управляя противоречиями и одновременно способствуя положительному социальному вкладу.

Этот подход касается не только продуктов, услуг и клиентов, он также включает в себя то, как компания обращается со своими сотрудникамии вносит свой вклад в жизнь общества и сообществ. Компании, которые заботятся о своих сотрудниках, принимают разнообразие и положительно влияют на общество, часто более успешны. Человекоцентричное предпринимательство, таким образом, способствует осознанию цели, аутентичности и социальной ответственности. Выделим далее основные характеристики человекоцентричного подхода.

Вместо того, чтобы создавать продукт или услугу изолированно, предприниматель, ориентированный на человека, начинает с исследования подлинных проблем, с которыми сталкиваются потребители. Этот процесс включает в себя исследования, интервью и наблюдения, направленные на выявление основных проблем, требующих внимания и решения. Отличительной особенностью такого подхода является активное вовлечение пользователей в процесс проектирования. Совместное творчество становится руководящим принципом, когда прототипы тестируются и собираются отзывы для итеративного совершенствования и улучшения решения. Этот итеративный цикл проектирования гарантирует, что конечный продукт будет полностью соответствовать актуальным потребностям и предпочтениям целевой аудитории.

Коммуникация также играет ключевую роль: предприниматели умело создают нарративы, в которых ясно демонстрируется, как их решения действительно удовлетворяют реальные потребности и обогащают жизнь тех, кому они служат. История продукта становится убедительным свидетельством его ценности и назначения. Помимо непосредственной цели решения проблем предпринимательство, ориентированное на человека, стремится обеспечить свою деятельность соответствию принципам устойчивого развития. Основное внимание уделяется не только краткосрочным выгодам, но и долговременным положительным последствиям.

Этические соображения имеют приоритет, охватывая такие аспекты, как конфиденциальность, безопасность данных и ответственная деловая практика. Таким образом, стремление к прибыли сдерживается приверженностью этическому поведению, гарантируя, что влияние предпринимательской деятельности будет положительным и социально ответственным.

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПОТРЕБНОСТИ

Предпринимателям необходим особый набор навыков и компетенций, чтобы обеспечить функционирование, ориентированное на человека. К ним относятся знания, навыки, адаптивность и эмоциональный интеллект. Хотя это и не исчерпывающий список, но некоторые из наиболее приоритетных компетенций обсуждаются ниже.

1. Активный учет мнений заинтересованных сторон, культурная компетентность и эмпатия. Предприниматели осваивают навыки активного слушания, внимательно настраиваясь на точку зрения клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон. Предпринимателям необходимо ориентироваться и уважать разнообразные культурные нормы, ценности и модели поведения. Эта культурная компетентность гарантирует, что продукты или услуги будут инклюзивными, признавая разнообразие человеческих потребностей. Предприниматели, обладающие высоким уровнем эмпатии, развивают глубокое понимание эмоций, стремлений и проблем своих клиентов. Эта связь формирует основу для создания решений, которые резонируют с человеческими потребностями и удовлетворяют их.

2. Построение карты клиентского опыта. Человеко-ориентированные предприниматели подробно составляют карту всего пути клиента. Это включает в себя всестороннее исследование взаимодействия перед покупкой, фактического процесса покупки и взаимодействия после покупки. Понимая путь клиента, предприниматели выявляют возможности для улучшения, улучшая общее качество обслуживания клиентов.

3. Нарративы и истории. Способность рассказать убедительную историю – это нечто большее, чем традиционный маркетинг – это человекоцентричная компетенция. Предприниматели используют рассказывание историй, чтобы сообщить о цели и ценности своих продуктов или услуг. Хорошо продуманная история устанавливает эмоциональную связь, создавая значимую связь между брендом и его аудиторией.

4. Разрешение конфликтов и управление взаимоотношениями. Управление межличностной динамикой присуще предпринимательству, ориентированному на человека. Предприниматели развивают навыки разрешения конфликтов и управления взаимоотношениями, развивая позитивное взаимодействие внутри своей команды и с внешними заинтересованными сторонами. Построение и поддержание конструктивных отношений имеет важное значение для длительного и устойчивого успеха.

ПРОБЕЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ландшафт образования в области предпринимательства меняется, но сохраняются проблемы с тем, как мы обучаем и изучаем навыки, необходимые для успеха. Эти проблемы часто возникают из-за традиционных образовательных подходов, которые могут не полностью соответствовать динамичному и практическому характеру предпринимательства.

6 наиболее значимых вызовов

1. Теоретический фокус важнее практического применения. Традиционное образование часто опирается на теоретические концепции, обеспечивая прочную основу для бизнес-теорий, но не достигая практического применения. Однако предпринимательство процветает благодаря экспериментальному обучению, когда студенты участвуют в реальных проектах, принимают решения и учатся как на успехах, так и на неудачах. Традиционное образование имеет ограниченную подверженность сложностям реального мира. Студенты могут столкнуться с трудностями при применении теоретических знаний в реальных ситуациях, поскольку реальный мир кардинально отличается от описанного в учебниках.

2. Отсутствие междисциплинарного подхода. Предпринимательство по своей сути является междисциплинарным и опирается на идеи из различных областей, например, таких как психология, дизайн и технологии. Однако традиционные образовательные структуры часто действуют изолированно, ограничивая возможности междисциплинарного сотрудничества.

3. Неприятие риска и страх неудачи. Чаще всего наша система образования способствуют неприятию риска и страху неудачи, тогда как предпринимательство требует готовности идти на просчитанный риск и учиться на неудачах. Изменение мышления от страха неудачи к восприятию этого как ценного опыта обучения имеет решающее значение для развития предпринимательства.

4. Недостаточное внимание к мягким навыкам. Предпринимательский успех зависит не только от технических навыков, но и от мягких навыков, таких как общение, эмпатия и адаптивность. Хотя в настоящее время это широко обсуждается, традиционное образование часто недооценивает важность таких навыков.

5. Ограниченный доступ к реальным предпринимательским экосистемам. Предпринимательство процветает в экосистемах, которые обеспечивают доступ к наставникам, инвесторам и реальной бизнес-среде. Традиционные образовательные учреждения могут не в полной мере знакомить учащихся с этими экосистемами, ограничивая их способность создавать сети и получать практические знания от отраслевых экспертов.

6. Устаревшие учебные программы и медленная адаптация. Быстро меняющаяся природа бизнеса и технологий требует гибких и современных учебных программ. Однако традиционные системы образования часто оставляют учащихся с устаревшими знаниями и навыками.

УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ

Чтобы преодолеть эти проблемы, необходим постоянно адаптирующийся и гибкий подход к преподаванию. Сотрудничество между образовательными учреждениями, государственными органами, общественными организациями и отраслевыми партнерами имеет решающее значение. Необходимо внедрять методы обучения, которые включают практический опыт, практическое обучение и широкое понимание предпринимательства.

Для решения этих проблем следует пересмотреть наши представления о том, как нужно преподавать предпринимательство. И здесь следующие области чрезвычайно важны.

1. Возможности экспериментального обучения. Включение возможностей экспериментального обучения, таких как стажировки, реальные проекты и симуляции и т.п., позволяет студентам применять теоретические знания в практических условиях, что приводит к более глубокому пониманию предпринимательства. Смещение акцента с теоретических дискуссий на практическое решение проблем способствует развитию у учащихся навыков критического мышления и принятия решений. Практические примеры, обучение на основе сценариев и проекты, основанные на реальных бизнес-задачах, дают студентам ценную информацию и необходимые навыки.

2. Поощрение установки на рост. Речь идет не о финансовом понимании роста или подходе инвесторов к расширению бизнеса. Речь идет не о доходах, доле рынка или стоимости акций. Крайне важно развивать мышление роста, которое принимает вызовы и рассматривает неудачи как возможности для обучения. Обучение предпринимательству должно поощрять принятие риска, устойчивость и активный подход к решению проблем.

3. Интеграция мягких навыков. Мягкие навыки являются неотъемлемой частью успеха в предпринимательстве, и им следует уделять особое внимание. Коммуникация, эмпатия, адаптивность и командная работа имеют решающее значение для эффективного сотрудничества и навигации в динамичном ландшафте предпринимательства. Включение интерактивных занятий, ролевых игр и коммуникативных семинаров может помочь учащимся развить и усовершенствовать эти важные навыки общения. Признание важности эмоционального интеллекта, навыков разрешения конфликтов и межличностного общения должно способствовать тому, что будущие предприниматели смогут строить прочные отношения в сети партнеров, убедительно общаться и руководить с эмпатией.

4. Междисциплинарные программы. Важна разработка междисциплинарных программ, которые объединяли бы бизнес, технологии, гуманитарные науки и другие соответствующие дисциплины для обеспечения целостного понимания предпринимательства. Этот подход призван побудить студентов мыслить за пределами традиционных границ и внедрять инновации на стыке различных областей.

5. Интеграция в предпринимательские экосистемы. Установление партнерских отношений с предпринимательскими экосистемами, включая программы наставничества, инкубаторы стартапов и отраслевое сотрудничество, дает студентам возможность познакомиться с реальным миром и наладить связи. Эта связь с более широким предпринимательским сообществом улучшает их понимание динамики отрасли.

6. Гибкие и актуальные учебные программы. Разработка гибких учебных программ, способных быстро адаптироваться к возникающим тенденциям, гарантирует, что студенты получат самые современные знания и навыки. Это может потребовать большей гибкости, регулярных обновлений, отраслевого партнерства и сосредоточения внимания на новых технологиях и новых бизнес-моделях. Решая эти проблемы и применяя инновационные методики преподавания, образование в области предпринимательства может лучше вооружить студентов навыками, мышлением и опытом, необходимыми для преуспевания в сложной и постоянно меняющейся среде предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устранение пробелов в образовании в человекоцентричном предпринимательстве означает изменение педагогических подходов, что требует сотрудничества между заинтересованными сторонами, инновационных методов обучения и приверженности формированию образовательного опыта, который расширяет возможности людей в динамичном мире предпринимательства. Все это, в свою очередь, означает преобразование наших образовательных учреждений в человекоцентричные организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Hindle K. (2007). Teaching Entrepreneurship at University: From the Wrong Building to the Right Philos-ophy. In Handbook of Research in Entrepreneurship Education, Volume 1. Edward Elgar Publishing. https://doi.org/10.4337/9781847205377.00013

2. Sirelkhatim F., Gangi Y. (2015). Entrepreneurship education: A systematic literature review of curricula contents and teaching methods. Cogent Business & Management, 2(1). https://doi.org/10.1080/23311975.2015.1052034

3. Zhang T., Dong H. (2009). Human-centred design: an emergent conceptual model.

Мероприятия и программы по теме:
[DBA]
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

11 августа 2025
40 ак. часов
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

27 августа 2025
2 часа
Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами

Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами

9 сентября 2025
#DBA
16

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
Мир, дружба, бизнес Многие считают, что дружба и бизнес несовместимы. Один неверный шаг — и отношения рушатся. Но практика показывает: именно на доверии, общем опыте и человеческой близости нередко вырастают проекты мирового масштаба.В честь Дня дружбы вспомним бизнесы, начавшиеся с простого: с отношений между людьми, которые верили друг в друга.⏺AppleСтив Джобс и Стив Возняк были друзьями с юности и вместе собрали первый компьютер в гараже. Так началась история бренда, который стал мировым символом инноваций и стиля.⏺GoogleЛарри Пейдж и Сергей Брин познакомились в аспирантуре Стэнфорда и объединили усилия, чтобы создать поисковую систему, меняющую мир. Их рабочие споры стали источником гениальных решений.⏺Ben & Jerry'sБен Коэн и Джерри Гринфилд открыли кафе-мороженое с нуля, вложив 12 000 долларов в помещение у бывшей бензоколонки. Сегодна 11v бренд известен не только вкусами, но и социальной позицией.⏺NikeФил Найт и его тренер Билл Бауэрман начали как партнеры в любви к спорту и создали компанию, которая изменила индустрию спортивной обуви.Их союз стал примером сильного, прагматичного сотрудничества.⏺WhatsAppБрайан Актон и Ян Кум, друзья и бывшие коллеги по Yahoo, создали мессенджер, который стал альтернативой сложным и перегруженным платформам. Вдохновением послужило их общее стремление к простоте и приватности.⏺BelkacarЕкатерина Макарова, Елена Мурадова и Лориана Сардар запустили один из первых каршерингов вРоссии, объединив женскую экспертизу и общие ценности. Их проект стал заметным игроком в сфере городской мобильности.В бизнесе, как и в жизни, все упирается в качество отношений. Дружба не дает гарантий, но дает основу: доверие, честность и силу пережить трудности.А как вы считаете, стоит ли открывать бизнес с другом?❤️ — 100% да, дружба рулит!
❗️Банк России снизил ключевую ставку до 18% — это самое значительное снижение за последние три года. Мы оперативно узнали у наших руководителей программ MBA, что это означает для экономики России, ИТ-индустрии и производственного сектора.Владимир Туровцев, руководитель программ МBA «Стратегический менеджмент», «ИТ-менеджмент» МИРБИС:«Снижение ключевой ставки — это, безусловно, позитивный сигнал. В двух словах — это тренд, направление на смягчение, которое в перспективе должно оживить рынок. Но, если честно, два процентных пункта — это довольно мало, особенно в текущих условиях. 18% — это все равно высокая стоимость денег.Сейчас ИТ-бизнес, как и многие другие секторы, находится не просто в стагнации — он переживает последствия длительного периода высокой ставки. Это выражается в сокращении персонала, замораживании инициатив и общем торможении активности. То есть 2% прямо сейчас никак принципиально не повлияют на ситуацию. Они не создадут моментального эффекта, не запустят новый виток роста. Если смотреть шире, это может стать началом поворота. Появляется перспектива, появляется надежда. Многие компании сегодня вынужденно сосредоточены на проектах «поддержания» — сопровождении продукта и инфраструктуры, просто чтобы выжить. А IT по своей сути — это про развитие. Это в нашем «программном коде», в «ДНК IT». Это про вложения в новое, в будущее. Но для этого нужны деньги. А деньги появляются тогда, когда ставка делает заем доступным и оправданным. Пока ставка была высокой, никто в рост не инвестировал — все просто старались удержаться на плаву. Поэтому снижение ставки, даже если оно пока не кардинальное, — это важный сигнал для бизнеса: можно снова смотреть вперед». Игорь Корнеев, руководитель программы МВА «Производственный менеджмент и операционная эффективность» МИРБИС:«Снижение ключевой ставки — это, безусловно, позитив для производства. Причина простая: мы очень много закупаем сырьевых компонентов, и для этого, как правило, берем кредиты. Соответственно, если вслед за снижением ключевой ставки упадут и ставки по кредитам, в том числе по льготным, это упростит операционную деятельность производителей.В итоге, у бизнеса появится больше возможностей для обеспечения поставок, закупки сырья и комплектующих. Все это история про доступ к деньгам на развитие. Сейчас у нас часто случаются кассовые разрывы: тратим много на предоплату, а выручка приходит позже. Если кредиты станут доступнее, такие разрывы можно будет минимизировать. Так что, да, для производства это вполне ощутимый плюс». 
Бизнес-стажировка Москва — Рязань Приглашаем вас с 15 по 18 сентября на стажировку «Эффективные предприятия: Москва – Рязань». Маршрут пройдет по ключевым компаниям России, которые выстраивают устойчивое производство, развивают команды и внедряют инструменты оптимизации на всех уровнях.▪️В программе:▪️АО «Метровагонмаш» (г. Мытищи) — технологические процессы, практика бережливого производства, автоматизация, TPM. ▪️Компания «ТБМ» (г. Мытищи) — операционная эффективность, проектное управление, логистика, складской учет, корпоративная культура. ▪️ «Микрон» (г. Зеленоград) — экскурсия на производство, посещение чистых комнат и сборочного цеха. ▪️«Береги» (г. Зеленоград) — безотходное производство, сортировка, эффективный ручной труд, командные практики. ▪️МГК «Световые технологии» (г. Рязань) — практика и кейсы внедрения бережливого производства, организация потоков, работа с персоналом, контроль качества, лабораторные эксперименты. ▪️ТЕХНОНИКОЛЬ (г. Рязань) — лин-экскурсия по заводу, 5C, визуализация, встроенное качество, стандартные операционные процедуры. Каждый день — насыщенная программа: от производственных линий до дискуссий с руководителями цехов и компаний. Участники разберут кейсы, получат ответы на вопросы и зафиксируют решения, которые можно адаптировать под свой бизнес.Кому будет особенно полезно▪️: — Руководителям, отвечающим за развитие производственной системы — Менеджерам, отвечающим за внедрение изменений, качество, обучение, операционные процессы— И всем, кому интересно, как работают эффективные компании изнутри
«Я не психолог, я тренер»: как инженер с 25-летним стажем меняет культуру управления в проектированииЮлия Багрянцева, выпускница МВА МИРБИС и слушательница программы DBA, уверена: настоящие перемены в строительной отрасли начинаются не с реформ, а с тех, кто каждый день руководит небольшими командами, — с линейных руководителей.Она прошла путь от инженера до директора и сегодня продвигает практический подход к развитию управленцев среднего звена. Опираясь на свой опыт и обучение в МИРБИС, Юлия выстроила собственную систему работы с конкретными шагами, понятными инструментами и измеримыми результатами. Производительность команд, с которыми она работает, в некоторых случаях удваивается. И это уже не разовая история, а воспроизводимая управленческая практика.Юлия называет свой подход тренерским, как в спорте: наблюдение, корректировка, действие, повтор. Отсюда и точная формулировка, которая лучше всего передает суть ее метода: «Я не психолог, я тренер».В полном интервью она рассказала:▪️как работает ее подход (с примерами из практики);▪️как страх перед начальством разрушает эффективность;▪️почему заботиться о команде должен руководитель, а не HR;▪️как изменилась ее управленческая практика после MBA и DBA в МИРБИС;▪️как команда раскрывается, когда понижается давление и появляется осознанность; ▪️почему сотрудники часто не понимают, за что им платят, и как это влияет на результат;▪️какие изменения происходят в коллективе, если руководитель по-настоящему вовлечен. Читать на сайте МИРБИС 
Уволить нельзя помиловать. Где Astronomer поставит запятую? На недавнем концерте Coldplay в Лос-Анджелесе камеры поймали, на первый взгляд, обычный момент: CEO IT-компании Astronomer Энди Байрон нежно обнимает свою коллегу, эйчара Кристин Кэбот. Все бы ничего, но есть один нюанс: он женат, а дома его ждут супруга и двое детей.Случай моментально стал вирусным. Его обсуждают во всех соцсетях, делают мемы и пародии. Букмекеры принимают ставки: останется ли Байрон у руля. А на спортивных матчах kiss cams включают теперь под песню «Clocks».Прошло уже несколько дней, а накал не спадает. Coldplay внезапно вернули себе былую популярность. А у Astronomer — исторический пик по запросам в Google.__________Ситуация вышла далеко за рамки личного, и Astronomer в любом случае придется отреагировать. Молчание или игнор — тоже выбор, который повлияет на восприятие бренда.Теперь перед компанией и ее советом директоров стоит непростой вопрос: считать произошедшее частной историей и оставить Байрона у руля, ведь «кто с кем на концерте», не влияет на продукт и бизнес-процессы. Или же придется признать, что репутация CEO напрямую влияет на доверие к бизнесу, и лицо бренда под прицелом миллионов — это уже не внутренняя история, а публичная зона ответственности.
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.