Павел Лебедев о человекоцентричном предпринимательстве: развитие компетенций и преодоление образовательных пробелов

Дата публикации:
638
16
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Лебедев Павел Викторович

Лебедев Павел Викторович

Руководитель программы «Доктор делового администрирования – Doctor of Business Administration (DВА)», профессор, доктор экономических наук

д.э.н., приглашенный профессор Школы бизнеса МИРБИС

ИСТОЧНИК

В последние годы наблюдается быстрый глобальный рост предпринимательского образования, однако, исследователи часто подчеркивают отсутствие консенсуса относительно содержания и методов обучения на этих программах (Sirelkhatim, Gangi, 2015). Этот вопрос становится особенно актуальным, если принять во внимание важность обучения предпринимательству в контексте человекоцентричной парадигмы. Несмотря на свою значимость, эти две области часто воспринимаются как несвязанные. Реализация значимой и практической программы устойчивого развития требует перехода к человекоцентричности во всех сферах человеческой деятельности и взаимодействия. Такая трансформация, в свою очередь, требует критической оценки компетенций, которые ее поддерживают. Изучение предпринимательства служит источником экономического роста, социального обновления и личного развития (Hindle, 2007).

Академическому и научному сообществу в партнерстве с бизнесом крайне важно решить проблемы, связанные с интеграцией этих важнейших элементов в систему обучения. Предпринимательство – это в первую очередь человеческое творчество и решение проблем, поэтому предпринимателям крайне важно понимать и удовлетворять потребности людей. Человекоцентричный подход в предпринимательстве означает создание решений, которые действительно приносят пользу, а не просто ориентированы на производство продуктов или услуг. В современном деловом мире успех заключается не только в зарабатывании денег – речь идет о создании ценности для людей. Таким образом, предпринимательство, ориентированное на человека, предполагает понимание пользователей, решение их проблем и укрепление доверия.

ВЗГЛЯД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СКВОЗЬ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНУЮ ПРИЗМУ

Человекоцентричное предпринимательство выходит за рамки транзакционной природы бизнеса. Человекоцентричный дизайн предполагает создание продуктов, услуг и опыта, адаптированных к потребностям людей. Этот подход ставит людей в центр процесса проектирования продуктов и услуг, гарантируя, что все решения будут зависеть от ориентированной на пользователя точки зрения (Zhang, Dong, 2009). Это философия, которая сочетает в себе отношения между инновациями и учетом потребностей людей, где успех предприятия определяется его способностью эффективно удовлетворять потребности различных стейкхолдеров, управляя противоречиями и одновременно способствуя положительному социальному вкладу.

Этот подход касается не только продуктов, услуг и клиентов, он также включает в себя то, как компания обращается со своими сотрудникамии вносит свой вклад в жизнь общества и сообществ. Компании, которые заботятся о своих сотрудниках, принимают разнообразие и положительно влияют на общество, часто более успешны. Человекоцентричное предпринимательство, таким образом, способствует осознанию цели, аутентичности и социальной ответственности. Выделим далее основные характеристики человекоцентричного подхода.

Вместо того, чтобы создавать продукт или услугу изолированно, предприниматель, ориентированный на человека, начинает с исследования подлинных проблем, с которыми сталкиваются потребители. Этот процесс включает в себя исследования, интервью и наблюдения, направленные на выявление основных проблем, требующих внимания и решения. Отличительной особенностью такого подхода является активное вовлечение пользователей в процесс проектирования. Совместное творчество становится руководящим принципом, когда прототипы тестируются и собираются отзывы для итеративного совершенствования и улучшения решения. Этот итеративный цикл проектирования гарантирует, что конечный продукт будет полностью соответствовать актуальным потребностям и предпочтениям целевой аудитории.

Коммуникация также играет ключевую роль: предприниматели умело создают нарративы, в которых ясно демонстрируется, как их решения действительно удовлетворяют реальные потребности и обогащают жизнь тех, кому они служат. История продукта становится убедительным свидетельством его ценности и назначения. Помимо непосредственной цели решения проблем предпринимательство, ориентированное на человека, стремится обеспечить свою деятельность соответствию принципам устойчивого развития. Основное внимание уделяется не только краткосрочным выгодам, но и долговременным положительным последствиям.

Этические соображения имеют приоритет, охватывая такие аспекты, как конфиденциальность, безопасность данных и ответственная деловая практика. Таким образом, стремление к прибыли сдерживается приверженностью этическому поведению, гарантируя, что влияние предпринимательской деятельности будет положительным и социально ответственным.

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПОТРЕБНОСТИ

Предпринимателям необходим особый набор навыков и компетенций, чтобы обеспечить функционирование, ориентированное на человека. К ним относятся знания, навыки, адаптивность и эмоциональный интеллект. Хотя это и не исчерпывающий список, но некоторые из наиболее приоритетных компетенций обсуждаются ниже.

1. Активный учет мнений заинтересованных сторон, культурная компетентность и эмпатия. Предприниматели осваивают навыки активного слушания, внимательно настраиваясь на точку зрения клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон. Предпринимателям необходимо ориентироваться и уважать разнообразные культурные нормы, ценности и модели поведения. Эта культурная компетентность гарантирует, что продукты или услуги будут инклюзивными, признавая разнообразие человеческих потребностей. Предприниматели, обладающие высоким уровнем эмпатии, развивают глубокое понимание эмоций, стремлений и проблем своих клиентов. Эта связь формирует основу для создания решений, которые резонируют с человеческими потребностями и удовлетворяют их.

2. Построение карты клиентского опыта. Человеко-ориентированные предприниматели подробно составляют карту всего пути клиента. Это включает в себя всестороннее исследование взаимодействия перед покупкой, фактического процесса покупки и взаимодействия после покупки. Понимая путь клиента, предприниматели выявляют возможности для улучшения, улучшая общее качество обслуживания клиентов.

3. Нарративы и истории. Способность рассказать убедительную историю – это нечто большее, чем традиционный маркетинг – это человекоцентричная компетенция. Предприниматели используют рассказывание историй, чтобы сообщить о цели и ценности своих продуктов или услуг. Хорошо продуманная история устанавливает эмоциональную связь, создавая значимую связь между брендом и его аудиторией.

4. Разрешение конфликтов и управление взаимоотношениями. Управление межличностной динамикой присуще предпринимательству, ориентированному на человека. Предприниматели развивают навыки разрешения конфликтов и управления взаимоотношениями, развивая позитивное взаимодействие внутри своей команды и с внешними заинтересованными сторонами. Построение и поддержание конструктивных отношений имеет важное значение для длительного и устойчивого успеха.

ПРОБЕЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ландшафт образования в области предпринимательства меняется, но сохраняются проблемы с тем, как мы обучаем и изучаем навыки, необходимые для успеха. Эти проблемы часто возникают из-за традиционных образовательных подходов, которые могут не полностью соответствовать динамичному и практическому характеру предпринимательства.

6 наиболее значимых вызовов

1. Теоретический фокус важнее практического применения. Традиционное образование часто опирается на теоретические концепции, обеспечивая прочную основу для бизнес-теорий, но не достигая практического применения. Однако предпринимательство процветает благодаря экспериментальному обучению, когда студенты участвуют в реальных проектах, принимают решения и учатся как на успехах, так и на неудачах. Традиционное образование имеет ограниченную подверженность сложностям реального мира. Студенты могут столкнуться с трудностями при применении теоретических знаний в реальных ситуациях, поскольку реальный мир кардинально отличается от описанного в учебниках.

2. Отсутствие междисциплинарного подхода. Предпринимательство по своей сути является междисциплинарным и опирается на идеи из различных областей, например, таких как психология, дизайн и технологии. Однако традиционные образовательные структуры часто действуют изолированно, ограничивая возможности междисциплинарного сотрудничества.

3. Неприятие риска и страх неудачи. Чаще всего наша система образования способствуют неприятию риска и страху неудачи, тогда как предпринимательство требует готовности идти на просчитанный риск и учиться на неудачах. Изменение мышления от страха неудачи к восприятию этого как ценного опыта обучения имеет решающее значение для развития предпринимательства.

4. Недостаточное внимание к мягким навыкам. Предпринимательский успех зависит не только от технических навыков, но и от мягких навыков, таких как общение, эмпатия и адаптивность. Хотя в настоящее время это широко обсуждается, традиционное образование часто недооценивает важность таких навыков.

5. Ограниченный доступ к реальным предпринимательским экосистемам. Предпринимательство процветает в экосистемах, которые обеспечивают доступ к наставникам, инвесторам и реальной бизнес-среде. Традиционные образовательные учреждения могут не в полной мере знакомить учащихся с этими экосистемами, ограничивая их способность создавать сети и получать практические знания от отраслевых экспертов.

6. Устаревшие учебные программы и медленная адаптация. Быстро меняющаяся природа бизнеса и технологий требует гибких и современных учебных программ. Однако традиционные системы образования часто оставляют учащихся с устаревшими знаниями и навыками.

УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ

Чтобы преодолеть эти проблемы, необходим постоянно адаптирующийся и гибкий подход к преподаванию. Сотрудничество между образовательными учреждениями, государственными органами, общественными организациями и отраслевыми партнерами имеет решающее значение. Необходимо внедрять методы обучения, которые включают практический опыт, практическое обучение и широкое понимание предпринимательства.

Для решения этих проблем следует пересмотреть наши представления о том, как нужно преподавать предпринимательство. И здесь следующие области чрезвычайно важны.

1. Возможности экспериментального обучения. Включение возможностей экспериментального обучения, таких как стажировки, реальные проекты и симуляции и т.п., позволяет студентам применять теоретические знания в практических условиях, что приводит к более глубокому пониманию предпринимательства. Смещение акцента с теоретических дискуссий на практическое решение проблем способствует развитию у учащихся навыков критического мышления и принятия решений. Практические примеры, обучение на основе сценариев и проекты, основанные на реальных бизнес-задачах, дают студентам ценную информацию и необходимые навыки.

2. Поощрение установки на рост. Речь идет не о финансовом понимании роста или подходе инвесторов к расширению бизнеса. Речь идет не о доходах, доле рынка или стоимости акций. Крайне важно развивать мышление роста, которое принимает вызовы и рассматривает неудачи как возможности для обучения. Обучение предпринимательству должно поощрять принятие риска, устойчивость и активный подход к решению проблем.

3. Интеграция мягких навыков. Мягкие навыки являются неотъемлемой частью успеха в предпринимательстве, и им следует уделять особое внимание. Коммуникация, эмпатия, адаптивность и командная работа имеют решающее значение для эффективного сотрудничества и навигации в динамичном ландшафте предпринимательства. Включение интерактивных занятий, ролевых игр и коммуникативных семинаров может помочь учащимся развить и усовершенствовать эти важные навыки общения. Признание важности эмоционального интеллекта, навыков разрешения конфликтов и межличностного общения должно способствовать тому, что будущие предприниматели смогут строить прочные отношения в сети партнеров, убедительно общаться и руководить с эмпатией.

4. Междисциплинарные программы. Важна разработка междисциплинарных программ, которые объединяли бы бизнес, технологии, гуманитарные науки и другие соответствующие дисциплины для обеспечения целостного понимания предпринимательства. Этот подход призван побудить студентов мыслить за пределами традиционных границ и внедрять инновации на стыке различных областей.

5. Интеграция в предпринимательские экосистемы. Установление партнерских отношений с предпринимательскими экосистемами, включая программы наставничества, инкубаторы стартапов и отраслевое сотрудничество, дает студентам возможность познакомиться с реальным миром и наладить связи. Эта связь с более широким предпринимательским сообществом улучшает их понимание динамики отрасли.

6. Гибкие и актуальные учебные программы. Разработка гибких учебных программ, способных быстро адаптироваться к возникающим тенденциям, гарантирует, что студенты получат самые современные знания и навыки. Это может потребовать большей гибкости, регулярных обновлений, отраслевого партнерства и сосредоточения внимания на новых технологиях и новых бизнес-моделях. Решая эти проблемы и применяя инновационные методики преподавания, образование в области предпринимательства может лучше вооружить студентов навыками, мышлением и опытом, необходимыми для преуспевания в сложной и постоянно меняющейся среде предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устранение пробелов в образовании в человекоцентричном предпринимательстве означает изменение педагогических подходов, что требует сотрудничества между заинтересованными сторонами, инновационных методов обучения и приверженности формированию образовательного опыта, который расширяет возможности людей в динамичном мире предпринимательства. Все это, в свою очередь, означает преобразование наших образовательных учреждений в человекоцентричные организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Hindle K. (2007). Teaching Entrepreneurship at University: From the Wrong Building to the Right Philos-ophy. In Handbook of Research in Entrepreneurship Education, Volume 1. Edward Elgar Publishing. https://doi.org/10.4337/9781847205377.00013

2. Sirelkhatim F., Gangi Y. (2015). Entrepreneurship education: A systematic literature review of curricula contents and teaching methods. Cogent Business & Management, 2(1). https://doi.org/10.1080/23311975.2015.1052034

3. Zhang T., Dong H. (2009). Human-centred design: an emergent conceptual model.

Мероприятия и программы по теме:
[DBA]
Уроки провалов: как ошибки становятся трамплином Уроки провалов: как ошибки становятся трамплином

Уроки провалов: как ошибки становятся трамплином

15 октября 2025
3 ак.часа
Презентация программ MBA, EXECUTIVE MBA & DBA

Презентация программ MBA, EXECUTIVE MBA & DBA

15 октября 2025
2 часа
Старт программы MBA

Старт программы MBA

17 октября 2025
#DBA
16

Еще интересное в нашем Блоге

В МИРБИС стартовала новая группа Президентской программы

В МИРБИС открылась новая группа Президентской программы подготовки управленческих кадров. Обучение начали двадцать слушателей, и каждый пришел не «за корочкой», а с конкретным проектом развития своей организации. В этом наборе участники выбрали программу «Менеджмент и управление развитием организации» – именно на ее полноценной реализации вуз сосредоточит ресурсы в текущем году.
#Президентская программа
110
2

В МИРБИС стартовала новая группа Президентской программы

В МИРБИС открылась новая группа Президентской программы подготовки управленческих кадров. Обучение начали двадцать слушателей, и каждый пришел не «за корочкой», а с конкретным проектом развития своей организации. В этом наборе участники выбрали программу «Менеджмент и управление развитием организации» – именно на ее полноценной реализации вуз сосредоточит ресурсы в текущем году.

Как прошел первый Win Wine в МИРБИС

В МИРБИС мы искренне верим: теория и практика работают на результат только вместе – особенно когда рядом есть живое общение. 1 октября в Школе сомелье CavaCava мы провели первую встречу винного клуба Win Wine с Аллой Третьяковой – руководителем программы MBA «Управление персоналом» в МИРБИС и заместителем управляющего директора по организационному развитию группы компаний «Шоколадница».

Михаил Соловьев возглавит программу MBA «ИТ-менеджмент» в МИРБИС

Бизнес-школа МИРБИС объявила о назначении Михаила Соловьева новым руководителем программы MBA «ИТ-менеджмент». Михаил, известный специалист в области внедрения цифровых решений и развития ИТ-инфраструктуры, сменяет на этом посту Владимира Туровцева, который сосредоточится на стратегическом направлении в рамках другой программы MBA.

Выпускники МИРБИС укрепляют позиции в национальном бизнес-рейтинге

Школа бизнеса МИРБИС поздравляет своих выпускников с высоким признанием в рамках 26-го рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров», подготовленного Ассоциацией менеджеров России совместно с ИД «Коммерсантъ». В 2025 году в престижный список вошли 15 управленцев, получивших образование в МИРБИС – это заметный вклад в обновление кадрового состава российского бизнеса.

Телеграм
ЛЕНТА
Из знаний — в систему. История Дмитрия Воеводина о трансформации через MBA МИРБИСДмитрий Воеводин, руководитель департамента реализации инжиниринговой компании, выпускник программы MBA «Стратегический менеджмент» МИРБИС, рассказал о том, как обучение помогло ему по-новому увидеть бизнес и себя в нем.«Главное открытие — это преподаватели. Это не теоретики, оторванные от жизни, а действующие бизнесмены и топ-менеджеры. Когда тебе объясняют теорию люди, которые прямо сейчас применяют ее в своих компаниях, это меняет все. Ты получаешь не просто знания, а концентрат реального, живого опыта. Это самый большой плюс МИРБИС». Программа стала для Дмитрия способом не просто узнать новое, а упорядочить уже имеющийся опыт и превратить его в работающую систему. Специализация «Стратегический менеджмент» помогла увидеть общую картину, осознать связи между процессами и собрать знания в целостную логику. По словам Дмитрия, результат обучения — это более зрелый взгляд на бизнес и рынок, понимание закономерностей и уверенность в том, что всегда есть куда расти.
Бизнес-вечер для руководителей: Совет директоров как инструмент стратегического управленияПо мере роста компании входят в зону, где решения принимаются быстрее, интересы становятся разнообразнее, а цена ошибок — выше. В этот момент особенно важно удерживать стратегический фокус и прозрачность, чтобы развитие не превращалось в хаос.Совет директоров помогает выстроить этот баланс: обеспечивает общее руководство, защищает интересы акционеров и учредителей, контролирует работу исполнительных органов, не вмешиваясь в операционные процессы.Но эффективность этой структуры зависит не от формы, а от содержания: от компетенций участников, качества процессов и понимания реальной роли Совета в системе управления.На бизнес-вечере «Совет директоров: Роль, компетенции, возможности» мы поговорим о том, как выстроить действительно работающий Совет, который укрепляет систему корпоративного управления и обеспечивает стратегическую устойчивость бизнеса.☝️Вместе с ведущими экспертами разберем:
МИРБИС рисует вместе В основе сильной команды всегда лежит не только профессионализм, но и общее настроение. Когда люди говорят на одном языке, чувствуют себя «своими» и понимают друг друга с полуслова, работа превращается в живой процесс, а не в череду формальностей.Именно поэтому в корпоративной культуре так важно уделять внимание коммуникации. Она формирует ту среду, где люди не боятся высказывать идеи, открыто обсуждают сложности и чувствуют поддержку команды. В МИРБИС мы тоже уделяем этому большое внимание. Для нас важно, чтобы преподаватели чувствовали ту самую живую энергию общения. Поэтому мы регулярно выходим за рамки аудитории и делаем что-то вместе. Недавно, например, мы всем коллективом отправились писать картины. Кто-то честно признался, что последний раз держал кисть в школе, кто-то увлекся так, что теперь ищет мольберт и кисти для дома. У каждого получилась своя история на холсте — яркая, смешная, романтичная. Все абсолютно разные. Но в этом как раз и есть дух настоящей команды: быть разными, но при этом на одной волне.❤️— подтверждаю, в МИРБИС лучшие преподаватели 
Выпускники МИРБИС укрепили позиции в национальном бизнес-рейтинге15 выпускников МИРБИС вошли в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров – 2025», подготовленный Ассоциацией менеджеров России. Этот ежегодный список отражает ключевые тенденции в управлении и кадровом развитии. Сегодня в нем все активнее заявляют о себе специалисты в сферах устойчивого развития, коммуникаций и логистики. И на этом фоне особенно важно, что выпускники МИРБИС уверенно проявляют себя в самых разных отраслях — от медиабизнеса и IT до торговли и финансов.«В списке большое количество наших выпускников; это говорит о высоком качестве образования и актуальности наших программ, – комментирует Анна Бурлакова, к.п.н., заместитель исполнительного директора Школы бизнеса МИРБИС. – Мы поздравляем участников рейтинга и желаем им дальнейшего продвижения и достижения новых высот».
В России начался настоящий бум на обучение работе с ИИ.Рынок курсов по обучению работе с генеративными сетями уже перевалил за 2,1 млрд рублей, а к концу года прогнозируют 5,6 млрд. Каждый спешит освоить «волшебную кнопку» — нейросети, которые автоматизируют рутину, ускоряют задачи и помогают в маркетинге.И это логично. Согласно Национальной стратегии развития ИИ, к 2030 году 80% специалистов должны уметь работать с нейросетями.Но есть и обратная сторона этому, казалось бы, положительному тренду. Да, искусственный интеллект делает быстрее. Но думать вместо человека не будет.И привычка анализировать информацию сегодня оказывается под угрозой.Что ждет рынок труда, если специалисты будут полагаться только на машины?Об этом рассказал Владимир Туровцев в новом интервью на сайте МИРБИС.Что думаете?❤️— видимо, в резюме будут появляться новые пункты «умею делегировать работу ИИ»
Как через два месяца после обучения в МИРБИС получить оффер от Google?Выпускница МИРБИС Дарья Сорокина рассказала, как программа МВА «Стратегический маркетинг» стала для нее трамплином в международную карьеру.Сначала она планировала продолжить обучение в Испании, но случайная вакансия в Google перевернула все планы, и уже через месяц после защиты диплома Дарья переехала в Дублин.«Учеба в МИРБИС помогла мне приобрести уверенность – не только в знаниях, но и в том, что нет задач, с которыми бы я не справилась. Даже самые комплексные задачи можно рассматривать как проект».В интервью Дарья делится опытом прохождения многоэтапного отбора в Google, адаптации к новой жизни и рассказывает, почему бизнес-образование стало для нее прочным фундаментом.«Я уверена, что в моем случае степень МВА сыграла свою роль и имела вес при принятии работодателем решения о найме. Потому что даже сейчас я вижу, что почти у каждого моего коллеги, причем даже у менеджеров среднего звена, есть MBA. Здесь ценится бизнес-образование»