Почему власти отложили треть расходов бюджета на конец года и повлияет ли это на инфляцию? Комментарий Аллы Чаловой

Дата публикации:
234
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Чалова Алла Юрьевна

Чалова Алла Юрьевна

Преподаватель

Алла Чалова, канд. экономических наук, преподаватель Школы бизнеса МИРБИС 

Неритмичность исполнения расходов федерального бюджета, равно как и остальных бюджетов бюджетной системы России – типичная ситуация, характерная не только для 2024 года. Так, средний процент неисполненных к началу IV квартала расходов федерального бюджета за последние 8 лет составляет 34-34,5% (исключение наблюдалось в 2022 году, когда по итогам января-сентября не было исполнено более 37% расходов). 

Связано это в основном с необходимостью оплаты государственных контрактов, расчеты по которым должны быть завершены в декабре, выплатой заработной платы, включая компенсационные выплаты по итогам года, денежного содержания и пенсий, в том числе за январь следующего года, перечислением межбюджетных трансфертов, расходы по которым осуществляются в соответствии с законодательством. 

Кроме того, существенное влияние на перенос более трети бюджетных расходов на IV квартал связано с внесением в течение финансового года значительных изменений в сводную бюджетную роспись расходов, в результате чего нагрузка на главных распорядителей средств бюджета по исполнению расходов возрастает. 

Так, в сравнении с утвержденными в первичном законе о бюджете расходами их объем был увеличен в 2022 году на рекордные 8,2 трлн руб., в 2023 и 2024 годы соответственно на 3,9 и 2,7 трлн. Прежде всего, вносимые изменения, начиная с 2022 года, обусловлены сложившейся геополитической ситуацией. Все это требует от бюджетополучателей повышенной оперативности в освоении увеличенных бюджетных ассигнований, большая часть из которых по времени как раз и приходится на последний квартал года. 

Отсюда и рост объемов расходов, приходящихся на IV квартал: если в 2022 году он составлял 11,2 трлн руб., в 2023 г. – 11,6 трлн. руб., то 2024 год планирует стать рекордным по объему необходимого освоения средств за 3 месяца – 13,3 трлн руб. 

Однако в этом году настораживает снижение темпов кассового финансирования к декабрю месяцу: по итогам исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь в декабре предстоит освоить 6,3 трлн руб. (или более 16%) расходов, что является одним из самых высоких абсолютных, но не относительных показателей – рекорд был установлен в 2022 году, когда на декабрь в связи с изменениями в бюджетном процессе на декабрь пришлось почти 23% расходов федерального бюджета. 

Больше всего в 4 квартале приходится на финансирование межбюджетных трансфертов (более 3 трлн руб.), закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (2,3 трлн руб.), включая оплату оборонных контрактов, выплат персоналу в госучреждениях -свыше 1,6 трлн руб., а также субсидий юрлицам (0,8 трлн руб.) и бюджетным и автономным учреждениям (0,6 трлн руб.) 

Обратной стороной такой практики является резкий рост инфляции в начале следующего финансового года ввиду «вброса» в экономику значительного объема денежных средств, а также рост объемов неосвоенных бюджетных ассигнований: в 2022 году они составили 796 млрд руб. или 2,5% к общим расходам, в 2023 году – 603,5 млрд руб. или 1,8% от всех расходов. 

Будем надеяться, что 2024 году не будет принадлежать антирекорд по неосвоенным федеральным.

Ближайшие мероприятия
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
53
0

Зачем бизнес-школе психологический клуб

Внутренний рост как база для внешнего успеха — с таким подходом к развитию бизнес-компетенций работает психологический клуб Nil Admirari («Нечему удивляться» — лат.) в бизнес-школе МИРБИС. Его ведет бизнес-тренер и преподаватель эмоционального интеллекта Виталия Аветова, и задача клуба выходит за рамки привычных образовательных форматов.
#МВА #Executive MBA #Еxecutive МВА #Стратегический менеджмент
116
3
Телеграм
ЛЕНТА
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС