Текучка CEO: глобальные тренды и ситуация в России

В 2025 году число увольнений генеральных директоров достигло рекордных значений. Эксперты связывают это с нестабильностью и необходимостью адаптации бизнеса. Как обстоят дела в России? Какие отрасли затронуты сильнее всего, и какие причины чаще всего приводят к смене топ-менеджеров? Разбираем причины и тренды вместе с преподавателями МИРБИС.
Дата публикации:
676
11
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Корсакова Марина Михайловна

Корсакова Марина Михайловна

Бизнес-тренер, консультант, бизнес-методолог
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС, руководитель программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»
Лебедев Павел Викторович

Лебедев Павел Викторович

Руководитель программы «Доктор делового администрирования – Doctor of Business Administration (DВА)», профессор, доктор экономических наук

В начале 2025 года было зафиксировано рекордное количество увольнений генеральных директоров по всему миру. Такие данные предоставила HR-компания Challenger, Gray & Christmas, отметив, что этот показатель является самым высоким с 2002 года. Эксперты связывают новый тренд с продолжающейся политической и экономической нестабильностью, побуждающей владельцев бизнеса заменять руководителей для более эффективной адаптации к изменяющимся условиям. Наибольшее число увольнений наблюдается в государственных структурах, а также в таких отраслях, как технологии, развлечения и финансы.

Эксперты Школы бизнеса МИРБИС рассказывают, затронул ли этот тренд России и как он проявляется у нас.

Смена гендиректоров в России: отличия и общие черты

Павел Лебедев, д.э.н., профессор-бизнес-практики, руководитель программы DBA МИРБИС:

«Если говорить о том, как происходит этот процесс в мире и у нас, то я вижу два принципиальных различия и одно потенциальное сходство между российским и западным рынками.

Во-первых, в коммерческом секторе различаются сами базы для сравнения и ключевые факторы при назначении CEO. Западные корпорации ориентируются на корпоративное управление, профессиональное и независимое лидерство, а также на распределенный акционерный контроль. В России даже публичные компании обычно имеют четко выраженных контролирующих собственников, и ключевую роль в выборе руководителя играет его лояльность этим собственникам.

Во-вторых, западный рынок труда более динамичен, особенно в период глобальных изменений. Там смена CEO – это инструмент адаптации компании к внешней среде. В России же замена высшего менеджмента чаще происходит либо при смене собственников, либо при утрате доверия к текущему руководству.

Сходство можно увидеть в госсекторе: при изменении политики и стратегических приоритетов происходят перестановки на уровне первых лиц. Это закономерный процесс, поскольку государство как основной контролирующий субъект пересматривает требования к управленцам, что ведет к кадровым изменениям.»

Данные рынка труда: рост числа резюме и снижение вакансий

При этом по данным популярного ресурса по поиску работы, число вакансий на начало 2025 года ниже, чем в тот же период в 2024 году, а количество новых резюме, напротив, возросло более чем на 50%. Наиболее часто СЕО требуются в сферах финансов, строительства и IT.

«Эти цифры свидетельствуют не столько о текучке первых лиц, сколько отражают положительную динамику в экономике последних лет – создание новых бизнесов и импульс к развитию существующих на фоне открывающихся возможностей. Соответственно реагирует и рынок труда. Кроме того, зарплатное «ралли» выводит на рынок трудоустроенных сотрудников в надежде на повышение ставок.

Что касается отраслевых данных, лидеры выглядят вполне обосновано: строительство (до роста ключевой ставки), финансовый и сектор информационных технологий являются на сегодняшний день одними из самых динамичных.

Однако стоит учитывать, что часть вакансий с формулировкой «CEO» на деле может обозначать позиции бизнес-девелоперов (BDM) или других управленцев, не всегда соответствующих классическому профилю генерального директора», – отмечает Павел Лебедев.

Почему бизнесмены меняют CEO? Основные причины

Марина Корсакова, к.э.н., ведущий преподаватель МИРБИС:

«Тренд на смену первых лиц есть, и он нарастает. По моим наблюдениям, текучесть выросла на 20-30% по сравнению с предыдущими годами.

Основные причины:

  • Истощение ресурсов терпимости к неэффективным топам. У системы закончился ресурс, допускающий толерантность к неудовлетворительному результату. Проще говоря, что топ не достигает целей было понятно и раньше, но казалось, что можно ещё подождать. Цена отложенных изменений была ниже, чем цена незамедлительных действий. Но в последний год работать и конкурировать стало сложнее, ресурсы стали дефицитнее и дороже, и вопрос стал ребром: «Или мы его меняем, или компания идёт ко дну».
  • Эмоциональное выгорание. Нервное истощение и топов, и собственников стало предельно высоким. И это неудивительно: последние пять лет дались нам нелегко. Если друг с другом работали сильные, умные, но при этом «непростые» люди, в течение какого-то времени им хватало личного ресурса, чтобы договариваться и мириться с психологическими особенностями друг друга. Теперь этому ресурсу пришел конец.
  • Необходимость стратегической перестройки. Чтобы выжить, компаниям нужна серьезная стратегическая перестройка. Прежний топ добивался целей, поддерживая ранее построенную систему, но трансформировать ее он не умеет или не имеет мотивации».

В каких отраслях чаще меняют топ-менеджеров?

По словам Марины Корсаковой, увольнения чаще происходят в секторах, испытывающих сразу несколько кризисных факторов: зависимость от санкционных ограничений, падение доходов населения и снижение спроса, нехватка квалифицированных кадров.

«Самые сложные условия ведения бизнеса сейчас у тех, кто сильно зависит одновременно от ограничений, связанных с санкциями, плюс от динамики доходов населения вкупе со степенью потребительского оптимизма/пессимизма, плюс от качественных трудовых ресурсов. Можно вынести что-то одно, но всё вместе – это уже «идеальный шторм». И, конечно, иногда лучшим решением собственникам кажется (а иногда и действительно является) сменить капитана.

Сокращение директоров: неизбежность или благо?

Сокращение управленческих должностей может быть полезным:

«Наверно, здесь у меня неожиданный взгляд, но я думаю, что во многих российских компаниях управленческий штат раздут, а уровень бюрократии не соответствует эффективности. Система хочет лучше понимать, кто какую ценность приносит, и уменьшить нагрузку на систему от непроизводительных директоров с большими зарплатами, я могу это только приветствовать. Кто попадает под сокращение в первую очередь? Тот, кто не может четко показать свою ценность для компании», – подчеркивает Марина Корсакова.

Взаимосвязь карьерных перемещений и эмоционального состояния руководителей

Федор Федоров, исполнительный директор МИРБИС, руководитель программы ЕМВА «Стратегии и лидерство в бизнесе»:

СЕО МИРБИС отмечает, что среди слушателей и выпускников бизнес-школы смена работы и профессиональной деятельности – распространенное явление, происходящее как во время обучения, так и после его завершения. При этом есть случаи, когда управленцы со временем возвращаются в прежние компании.

«Среди большого числа руководителей, которые находятся в экосистеме Школы бизнеса МИРБИС, миграция из компании в компанию, из компании в проект, и наоборот, а также смена деятельности – довольно распространенная практика. Это происходит и в процессе обучения, когда слушатели-руководители меняют свои целевые ориентиры по карьере и жизни, или после обучения, уже в статусе выпускников.

Если говорить про «тренды» увольнения, то я бы не стал использовал слово «тренд», заменил бы его на «обстоятельства».

И в статистике, говоря о «череде увольнений», я не стал бы забывать про увольнения по соглашению сторон, когда обе стороны понимают, что продолжают испытывать друг к другу чувства, но сил и эмоционального заряда не хватает. 

Для руководителей стрессы после 2014 года, затем волны ковида, сменившиеся 2022 годом, – слишком долгий период. Особенно, если руководитель не мог позволить себе хорошие отпуска для перезагрузки. А многие этого как раз не делали. При этом собственник компании или первое лицо (в отношении функциональных руководителей) продолжает думать о стратегии бизнеса и одновременно испытывает волнение, что «капитаны корабля» выжаты и без сил.

На консультациях руководители, покинувшие компании, иногда признаются, что с собственником был очень откровенный разговор, и в какой-то степени решение об уходе по соглашению сторон стало «облегчением, ситуацией win-win для всех».

Но на моей практике были случаи, когда после ухода из компании руководители возвращались и вновь принимались за дела».

В России текучка CEO действительно растет, но по другим причинам, чем на Западе. Основные драйверы – кризисные явления в отраслях, эмоциональное выгорание, необходимость стратегической перестройки. При этом часть увольнений – это не просто потеря работы, а осознанный шаг в поиске новых возможностей. Система управления в бизнесе меняется, и в ближайшие годы рынок топ-менеджеров продолжит трансформироваться, подстраиваясь под новую экономическую реальность.

Мероприятия и программы по теме:
[DBA] [Executive MBA] [МВА]
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
#DBA #Executive MBA #МВА
11

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
103
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?