5 важных законов о мире

Дата публикации:
6682
1
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Корсакова Марина Михайловна

Корсакова Марина Михайловна

Бизнес-тренер, консультант, бизнес-методолог

ИсточникЖурнал «Управление персоналом» 


Закон Мёрфи – «Чем больше ты боишься чего-то, тем с большей вероятностью это и произойдет»

Звучит так, как будто Мёрфи – злая фея, которая произносит проклятье у принцессиной колыбельки.

Но ведь, действительно, чем больше мы чего-то боимся, тем с большей вероятностью оно происходит. Или что-то другое, – тоже плохое. Или не происходит что-то хорошее.

Почему так? Потому что страх лишает человека способности управлять своим вниманием.

Если руководитель компании слишком сильно боится, что его клиенты уйдут к другим, он фокусируется на ценовой политике и конкурентной разведке, он распространяет негатив, он давит… Страх диктует ему, о чём думать, что делать, страх узурпирует его ресурс. Ресурс, который мог бы достаться созданию новых продуктов и совершенствованию рабочих процессов.

Тот, кто боится – как бабочка, приколот к стенду на булавочку своего страха. А мог бы лететь и видеть пространство вариантов вокруг себя.

Мёрфи прав. Страх ухудшает прогнозы. Это очень рационально, и колдовство тут не причём.

Закон Кидлина – «Если ты можешь написать свою проблему четко, то ты уже на пути к ее решению»

Это, безусловно, так. Именно «написать», а не «описать» в смысле «рассказать словами».

Я бы сделала закон Кидлина ещё более точным, развив его так: «Если ты можешь нарисовать свою проблему…» - квадратами, кружками и стрелками, на листе бумаги или доске или слайде Power Point.

Когда мы говорим, мы плетём ткань рассуждения. Она может быть более или менее путанной, неясной, повторяющейся. Это тоже важный этап, не случайно люди говорят коллегам: «Можно, я расскажу тебе одну идею? Мне нужно об тебя подумать...»

«Написать» – следующая стадия. В процессе написания мы найдём способ выразить мысль понятно, полно, лаконично. Мы проделаем огромную умственную работу, отделяя важное от несущественного. Обобщая, то есть, не выдавая информацию хаотически, а собирая её в списки: четыре - причины, пять - следствий, три - варианта действий в сложившейся ситуации.

Я много лет работаю с командами и в качестве руководителя и в качестве тренера, и, скажу так: вы - менеджер настолько, насколько вы умеете писать. Написать проблему, сделав её понятной, значит, дать возможность людям вместе работать для её решения.

Закон Гилберта – «Самая большая проблема в работе, это то, что никто тебе не говорит, что именно тебе нужно делать»

Отношение к этому закону очень чётко показывает разницу в подходе исполнителя и руководителя/эксперта.

Для исполнителя закон Гилберта, конечно, справедлив. Специалист с психологией исполнителя хочет получить максимально точные инструкции: где, когда, сколько, в каком порядке, на что обратить внимание, плюс пример.

Похоже на овощной набор для салата из кулинарии: отмерено, промыто, очищено, нарезано, осталось смешать и сервировать.

Дорого ли компании платят за эту работу? Не очень.

Меньше, чем за работу руководителя или эксперта-специалиста.

Но для руководителя или эксперта то, что ему никто не говорит, что нужно делать – не «самая большая проблема», а «самая большая возможность». Это как новый паззл для любителя паззлов или загадочное преступление для героя-сыщика, – они ведь не сказали бы «спасибо» за инструкцию, не так ли?  

Руководитель/эксперт (или исполнитель с амбициями) радуется задаче, в процессе решения которой ему нужно будет самому понять, что делать. Вложить все свои знания или сообразительность или энергию. И, возможно, обнаружить способ, более быстрый или продуктивный, чем тот, которым делают эту работу другие?

Закон Уолсона – «Если ты все время ставишь информацию и интеллект на первое место, то деньги будут к тебе приходить»

Я много наблюдаю за успешными современными руководителями, с компаниями некоторых из них я работаю как бизнес-консультант.

Понимают ли они важность информации? Да. Тренируют ли свой интеллект постоянно? Да.

Но успешными их делает не это, точнее, не только это. Успешными (то есть, в том числе, притягивающими деньги) их делает мощный психический ресурс, интерес и любовь к своему делу, витальность.

Новые знания приносят огромную пользу тому, кто устойчив и жизнелюбив, но не имеют смысла для того, у кого не хватает энергии, веры, оптимизма.

Руководитель-невротик, который ставит на первое место интеллект и информацию, потеряет деньги.

Приобретет их тот, кто поставит на место перед интеллектом и информацией, умение управлять эмоциями, других людей и собственными.

Закон Фолкленда – «Когда тебе не нужно принимать решение, просто не принимай его»

Скажем так: Фолкленду не помешало бы изучить закон Кидлина и писать более четко.

Да, есть решения, принятие которых можно а) отложить (потому что ситуация находится в процессе развития), б) делегировать. Хороший менеджер не стремится принимать все решения самостоятельно, а, наоборот, передаёт их подчинённым.

Но я предлагаю в этом месте вспомнить закон другого великого человека, Эдвардса Деминга: «Если менеджер не решает проблему, то проблема решает менеджера».

Лучшие решения – превентивные. Лучший результат организационной диагностики – обнаружение предпосылок для возникновения проблем до того, как они стали приносить вред и отнимать ресурсы.

Руководитель, не принимающий решений, потому что «пока не нужно», рискует оказаться в ситуации, когда принимать решение «уже не нужно», потому что поздно.

Впрочем, возможно, Фолкленд имел в виду бессмысленные решения, которые, в любом случае, ни на что не влияют. В таком случае я не знаю, что сказать. Когда тебе не нужно писать законы, просто не пиши их.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
1

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
105
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?