Бизнес-игры – это инновационный подход, который позволяет их участникам погрузиться в смоделированную ситуацию, максимально приближенную к той, которая могла бы возникнуть в реальной жизни, и отработать необходимые компетенции без риска и серьёзных последствий. В таких играх сотрудники компании выступают в разных ролях, принимают решения и тут же видят результат своих действий.
В статье мы разберём, зачем деловые игры нужны бизнесу, как они появились и как их внедрять.
Любовь человечества к играм появилась гораздо раньше, чем зародились первые корпорации. Ещё в 3-м тысячелетии до н. э. в Китае военачальники обучали будущих полководцев с помощью военных игр. Так постепенно из этого стратегически важного инструмента выросла привычка использовать игровые сценарии уже в бизнесе – после Второй мировой войны офицеры перенесли опыт военных игр на управление компаниями.
Прежде чем перейти к тому, какими бизнес‑игры бывают, важно понять, какие теории и принципы лежат в основе игрового обучения. Образовательные игры – это структурированные цифровые или настольные активности, разработанные для передачи и развития навыков и знаний, а не ради развлечения.
Они включают цифровые симуляции, мобильные приложения, настольные игры и ролевые занятия, объединённые общей целью – помочь участникам усвоить материал в интерактивной форме.
Бизнес-игры могут быть:Симуляции строят цифровую или настольную модель компании, позволяя игрокам погружаться в непривычную обстановку и тренировать необходимые новые навыки. Обычно такие игры направлены на обучение финансовому, маркетинговому и операционному управлению, на развитие стратегического мышления и принятия решений в условиях неопределённости.
Здесь участники игры примеряют на себя новые роли: клиент, менеджер, руководитель, поставщик. Сценарий прописывает отношения и конфликты, которые нужно решить. Ролевые игры помогают развивать коммуникацию, обратную связь и умение слушать, дают возможность потренировать навыки переговоров.
Настольные игры удобны для очных сессий: игроки взаимодействуют с карточками, фишками и игровым полем.
Цифровые игры проводятся удалённо, дают возможность подключить большое количество участников и автоматически считать результаты.
Командные игры фокусируются на сплочении коллектива и развитии навыков взаимодействия. А индивидуальные игры помогают каждому участнику отработать собственные навыки принятия решений и получения обратной связи. Выбор формата зависит от целей: иногда команда соревнуется против команды, иногда участники действуют по отдельности.
Все бизнес-игры разрабатываются с определёнными целями и задачами, направленными на развитие ключевых компетенций участников и повышение эффективности организации в целом.
Основные цели бизнес-игр:
Обучение и развитие навыков. Игры помогают освоить новые навыки в области управления, маркетинга и финансов, понять, как применять теорию на практике. В смоделированной ситуации участники пробуют разные стратегии и видят результаты своих решений.
В рамках эксперимента две группы участников осваивали одинаковый материал разными способами: одна – по стандартным инструкциям, другая – через игры. Итоговое тестирование показало, что во втором случае знания усваивались значительно лучше.
Улучшение командной работы. В командных играх сотрудники учатся слышать друг друга, договариваться и распределять роли. Такая форма стимулирует доверие и помогает найти общий язык.
Стратегическое мышление и принятие решений. Благодаря играм участники принимают решения в условиях неопределённости, оценивают риски. А это напрямую влияет на успех компании.
Оценка и обратная связь. Во многих играх встроены механизмы оценки: тренеры и эксперты наблюдают за участниками и дают обратную связь по их действиям. Это помогает понять, какие компетенции нужно развивать.
Безопасное тестирование идей. В игру можно заложить гипотезу о новой стратегии продаж или выводе продукта на рынок. В отличие от реального бизнеса, ошибки здесь не приводят к убыткам.
Почему же компании всё чаще выбирают игровые форматы, а не традиционные лекции и тренинги? Вот несколько преимуществ:
«Игры и симуляции отлично работают в бизнес-образовании и для взрослых людей. При этом далеко не всегда нужен сложный цифровой формат: легендарная симуляция Apples and Oranges от компании CELEMI уже более сорока лет проводится как настольная, и ее прошли миллионы менеджеров крупнейших компаний мира. Всего за один день она позволяет системно освоить основы финансового менеджмента — то, на что в программе MBA иногда уходит несколько семестров. Сегодня такую возможность мы представляем и в МИРБИС» – комментирует Павел Лебедев, профессор, доктор экономических наук, преподаватель-практик, руководитель программы DBA, ведущий преподаватель школы МИРБИС.
Деловые игры используют университеты и бизнес‑школы для обучения студентов. Участники понимают, как работает маркетинг и управление финансами, развивают новые навыки принятия решений. В образовательных программах игра – это мост между теоретическими знаниями и реальной практикой.
В компаниях бизнес‑игры служат инструментом форматирования команды и развития компетенций.
Игры помогают участникам развивать креативность, ускорять обучение, укреплять коммуникацию и формировать лидерские качества.
Об эффективности деловых игр в развитии лидерских навыков также упоминается в труде Василия Сенашенко и Маргариты Марушиной, описанном выше. Авторы говорят об исследовании 2013 года «Using Virtual Environments for Leadership Development and Training».
В нем приняли участие 198 компаний разных направлений и отраслей. Результаты опроса показали важность применения игр и геймификации – метода, основанного на внедрении игровых механик в рабочие процессы для повышения вовлёченности и результативности сотрудников.
Основные выводы исследования говорят о том, что наиболее успешные организации значительно чаще применяют игровые методы: симуляции использовали 55% против 31% в менее эффективных компаниях; геймификацию — 16% против 9%.
Консалтинговые компании используют бизнес‑игры для диагностики процессов и совместной разработки стратегий. Сценарии направлены на решение бизнес‑задач, будь то оптимизация логистики или цифровая трансформация. В безопасной игровой среде проще обсуждать спорные вопросы и принимать коллективные решения.
Тренд на цифровизацию и персонализацию меняет корпоративное обучение. Несколько ключевых направлений:
Бизнес‑игры – это эффективный инструмент, который помогает сотрудникам компаний развивать навыки и проверять стратегии. Их эволюция (от военных симуляций до цифровых платформ) показывает, что обучение через действие остаётся актуальным вне времени.
Но вот главное, о чём стоит помнить при внедрении бизнес‑игры:
Определите цели. Чётко формулируйте, какие навыки или задачи вы хотите прокачать. В зависимости от целей выбирайте формат бизнес‑игр и сценарий.
Учитывайте специфику компании. То, что прекрасно работает в продаже косметики, может быть бесполезно для производства оборудования. Сценарий деловой игры должен отражать реальные процессы и проблемы.
Подготовьте участников. Расскажите, зачем нужна игра, и объясните правила. Чем лучше подготовка, тем эффективнее результат.
Соберите обратную связь. После проведения игры организуйте обсуждение. Обратная связь от каждого участника помогает закрепить результаты.
Используя бизнес‑игры, компании не просто развлекают сотрудников (как может показаться на первый взгляд), они создают площадку, где можно безопасно экспериментировать, раскрывать таланты и строить деловые отношения.
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.
Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.