

Кулинич Андрей Иванович
Бизнес-игры – это инновационный подход, который позволяет их участникам погрузиться в смоделированную ситуацию, максимально приближенную к той, которая могла бы возникнуть в реальной жизни, и отработать необходимые компетенции без риска и серьёзных последствий. В таких играх сотрудники компании выступают в разных ролях, принимают решения и тут же видят результат своих действий.
В статье мы разберём, зачем деловые игры нужны бизнесу, как они появились и как их внедрять.
Любовь человечества к играм появилась гораздо раньше, чем зародились первые корпорации. Ещё в 3-м тысячелетии до н. э. в Китае военачальники обучали будущих полководцев с помощью военных игр. Так постепенно из этого стратегически важного инструмента выросла привычка использовать игровые сценарии уже в бизнесе – после Второй мировой войны офицеры перенесли опыт военных игр на управление компаниями.
Прежде чем перейти к тому, какими бизнес‑игры бывают, важно понять, какие теории и принципы лежат в основе игрового обучения. Образовательные игры – это структурированные цифровые или настольные активности, разработанные для передачи и развития навыков и знаний, а не ради развлечения.
Они включают цифровые симуляции, мобильные приложения, настольные игры и ролевые занятия, объединённые общей целью – помочь участникам усвоить материал в интерактивной форме.
Бизнес-игры могут быть:Симуляции строят цифровую или настольную модель компании, позволяя игрокам погружаться в непривычную обстановку и тренировать необходимые новые навыки. Обычно такие игры направлены на обучение финансовому, маркетинговому и операционному управлению, на развитие стратегического мышления и принятия решений в условиях неопределённости.
Здесь участники игры примеряют на себя новые роли: клиент, менеджер, руководитель, поставщик. Сценарий прописывает отношения и конфликты, которые нужно решить. Ролевые игры помогают развивать коммуникацию, обратную связь и умение слушать, дают возможность потренировать навыки переговоров.
Настольные игры удобны для очных сессий: игроки взаимодействуют с карточками, фишками и игровым полем.
Цифровые игры проводятся удалённо, дают возможность подключить большое количество участников и автоматически считать результаты.
Командные игры фокусируются на сплочении коллектива и развитии навыков взаимодействия. А индивидуальные игры помогают каждому участнику отработать собственные навыки принятия решений и получения обратной связи. Выбор формата зависит от целей: иногда команда соревнуется против команды, иногда участники действуют по отдельности.
Все бизнес-игры разрабатываются с определёнными целями и задачами, направленными на развитие ключевых компетенций участников и повышение эффективности организации в целом.
Основные цели бизнес-игр:
Обучение и развитие навыков. Игры помогают освоить новые навыки в области управления, маркетинга и финансов, понять, как применять теорию на практике. В смоделированной ситуации участники пробуют разные стратегии и видят результаты своих решений.
В рамках эксперимента две группы участников осваивали одинаковый материал разными способами: одна – по стандартным инструкциям, другая – через игры. Итоговое тестирование показало, что во втором случае знания усваивались значительно лучше.
Улучшение командной работы. В командных играх сотрудники учатся слышать друг друга, договариваться и распределять роли. Такая форма стимулирует доверие и помогает найти общий язык.
Стратегическое мышление и принятие решений. Благодаря играм участники принимают решения в условиях неопределённости, оценивают риски. А это напрямую влияет на успех компании.
Оценка и обратная связь. Во многих играх встроены механизмы оценки: тренеры и эксперты наблюдают за участниками и дают обратную связь по их действиям. Это помогает понять, какие компетенции нужно развивать.
Безопасное тестирование идей. В игру можно заложить гипотезу о новой стратегии продаж или выводе продукта на рынок. В отличие от реального бизнеса, ошибки здесь не приводят к убыткам.
Почему же компании всё чаще выбирают игровые форматы, а не традиционные лекции и тренинги? Вот несколько преимуществ:
«Игры и симуляции отлично работают в бизнес-образовании и для взрослых людей. При этом далеко не всегда нужен сложный цифровой формат: легендарная симуляция Apples and Oranges от компании CELEMI уже более сорока лет проводится как настольная, и ее прошли миллионы менеджеров крупнейших компаний мира. Всего за один день она позволяет системно освоить основы финансового менеджмента — то, на что в программе MBA иногда уходит несколько семестров. Сегодня такую возможность мы представляем и в МИРБИС» – комментирует Павел Лебедев, профессор, доктор экономических наук, преподаватель-практик, руководитель программы DBA, ведущий преподаватель школы МИРБИС.
Деловые игры используют университеты и бизнес‑школы для обучения студентов. Участники понимают, как работает маркетинг и управление финансами, развивают новые навыки принятия решений. В образовательных программах игра – это мост между теоретическими знаниями и реальной практикой.
В компаниях бизнес‑игры служат инструментом форматирования команды и развития компетенций.
Игры помогают участникам развивать креативность, ускорять обучение, укреплять коммуникацию и формировать лидерские качества.
Об эффективности деловых игр в развитии лидерских навыков также упоминается в труде Василия Сенашенко и Маргариты Марушиной, описанном выше. Авторы говорят об исследовании 2013 года «Using Virtual Environments for Leadership Development and Training».
В нем приняли участие 198 компаний разных направлений и отраслей. Результаты опроса показали важность применения игр и геймификации – метода, основанного на внедрении игровых механик в рабочие процессы для повышения вовлёченности и результативности сотрудников.
Основные выводы исследования говорят о том, что наиболее успешные организации значительно чаще применяют игровые методы: симуляции использовали 55% против 31% в менее эффективных компаниях; геймификацию — 16% против 9%.
Консалтинговые компании используют бизнес‑игры для диагностики процессов и совместной разработки стратегий. Сценарии направлены на решение бизнес‑задач, будь то оптимизация логистики или цифровая трансформация. В безопасной игровой среде проще обсуждать спорные вопросы и принимать коллективные решения.
Тренд на цифровизацию и персонализацию меняет корпоративное обучение. Несколько ключевых направлений:
Бизнес‑игры – это эффективный инструмент, который помогает сотрудникам компаний развивать навыки и проверять стратегии. Их эволюция (от военных симуляций до цифровых платформ) показывает, что обучение через действие остаётся актуальным вне времени.
Но вот главное, о чём стоит помнить при внедрении бизнес‑игры:
Определите цели. Чётко формулируйте, какие навыки или задачи вы хотите прокачать. В зависимости от целей выбирайте формат бизнес‑игр и сценарий.
Учитывайте специфику компании. То, что прекрасно работает в продаже косметики, может быть бесполезно для производства оборудования. Сценарий деловой игры должен отражать реальные процессы и проблемы.
Подготовьте участников. Расскажите, зачем нужна игра, и объясните правила. Чем лучше подготовка, тем эффективнее результат.
Соберите обратную связь. После проведения игры организуйте обсуждение. Обратная связь от каждого участника помогает закрепить результаты.
Используя бизнес‑игры, компании не просто развлекают сотрудников (как может показаться на первый взгляд), они создают площадку, где можно безопасно экспериментировать, раскрывать таланты и строить деловые отношения.
Кулинич Андрей Иванович
Бизнес-школа МИРБИС объявила о назначении Михаила Соловьева новым руководителем программы MBA «ИТ-менеджмент». Михаил, известный специалист в области внедрения цифровых решений и развития ИТ-инфраструктуры, сменяет на этом посту Владимира Туровцева, который сосредоточится на стратегическом направлении в рамках другой программы MBA.
Школа бизнеса МИРБИС поздравляет своих выпускников с высоким признанием в рамках 26-го рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров», подготовленного Ассоциацией менеджеров России совместно с ИД «Коммерсантъ». В 2025 году в престижный список вошли 15 управленцев, получивших образование в МИРБИС – это заметный вклад в обновление кадрового состава российского бизнеса.
Стажировка МИРБИС – FBN-Project в Шанхае завершилась 20 сентября 2025 года. За семь насыщенных дней участники увидели работу крупнейших технологических и ритейл-игроков Китая изнутри, провели целевые встречи с партнерами и обсудили практики внедрения ИИ в операционные процессы – от e-commerce до роботизированной сборки автомобилей.
Анна Ситник, ведущий преподаватель МВА и Executive МВА бизнес-школы МИРБИС, эксперт в области маркетинга и продаж, FMCG и commercial excellence, выступила модератором на вебинаре Quorum «Карьера маркетинг-директора: как вырасти в топ-менеджера?». В течение полутора часов участники обсуждали, что сегодня требует рынок от CMO, какова конкуренция за позиции и каким должен быть путь к вершинам корпоративной лестницы.