Какие ключевые качества и навыки ESG-лидера формируют ваши программы, и как вы закрепляете их на практике?
В настоящее время происходит интересная лингвистическая трансформация: аббревиатура ESG все чаще заменяется на множество других, не менее важных понятий. Повестка ESG представляется через «социальную ответственность», «циклическую экономику», «корпоративную социальную ответственность», а в последнее время все чаще встречается аббревиатура «ЭКГ». Но какая бы терминология не использовалась, стоит отметить, что в последнее время все больше компаний демонстрируют готовность брать на себя ответственность, делиться лучшими практиками, а социальная ответственность становится для большинства компаний стратегической частью бренда.
В данных условиях становится важным сформировать у менеджеров среднего и высшего звена, собственников бизнеса компетенции, позволяющие им внедрять ESG как инструмент построения отношений между компанией, обществом, государством, партнерами. На наших программах мы развиваем глубокие знаниевые компетенции в области экологии, HR, финансов, коммуникаций; формируем ключевые навыки проектной и командной работы, системное и критическое мышление, цифровые компетенции, социальные навыки, навыки трендвотчинга, поиска и генерации новых идей.
Т.к. обучение носит практикоориентированный характер, то все полученные навыки отрабатываются в рамках проектной работы: слушатели создают корпоративные и стартап-проекты с импакт-эффектами. Показателем эффективности такой работы является тот факт, что порядка 60% проектов выходит на стадию реализации еще на этапе обучения.
Как MBA/EMBA/DBA учат руководителя быть готовым к переменам: видеть длинную перспективу, держать курс под давлением и вести команду?
Все программы, реализуемые в Школе бизнеса МИРБИС, дают руководителям комплексный набор компетенций, необходимых для успешного управления в условиях постоянных изменений.
В рамках ключевых дисциплин слушатели изучают методы стратегического планирования; анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на организацию; формируют долгосрочные цели для своих компаний; отрабатывают на практике модели адаптации и внедрения изменений в организацию.
В последнее время отмечается повышенный спрос со стороны работодателей на soft skills. Это объясняется тем, что гибкие навыки позволяют сотруднику быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Наиболее востребованными из таких навыков является управление стрессом и принятие решений в условиях неопределенности, эффективные коммуникации и построение команды, развитый эмоциональный интеллект. Запрос работодателей находит отражение в содержании наших программах обучения: при обновлении учебных планов мы увеличили объем блоков, посвященных формированию soft skills.
Какие возможные направления развития программ бизнес-образования по устойчивому развитию и ESG вы видите в перспективе?
На наш взгляд, продолжат развиваться направления, ориентированные на подготовку специалистов, способных эффективно работать в условиях глобальных изменений, связанных с устойчивым развитием и социальными вызовами. Будут пользоваться популярностью курсы по устойчивому бизнес-моделированию, этическому лидерству и корпоративной социальной ответственности.
В связи с развитием технологического предпринимательства возрастет спрос на программы по устойчивым технологиям в области возобновляемых источников энергии, устойчивому сельскому хозяйству, управлению отходами производства, экологическим изменениям. В корпоративном секторе возрастет спрос на разработку курсов и комплексных программ для конкретных секторов, таких как строительство, сельское хозяйство, энергетика, которые фокусируются на уникальных вызовах и возможностях устойчивого развития в этих областях.
Казаков Станислав Владимирович
12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».
МИРБИС подтвердил статус предпринимательской бизнес-школы страны, сохранив высокую позицию в рейтинге «Техпред-50: университеты-лидеры технологического предпринимательства». По суммарному показателю результативности стартапов школа остается в топ-25 российских вузов: в выпуске 2025 года МИРБИС занимает 21–23-е место, что демонстрирует устойчивость предпринимательской экосистемы и стабильный выпуск проектов, интересных инвесторам и рынку. Подробнее про рейтинг читайте по ссылке.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.