Лояльность ценится в российских компаниях выше профессионализма, и это причина, почему многие из них то и дело балансируют на грани разорения, считают специалисты по кадрам. Наталья Лебедева, преподаватель МВА и ЕМВА МИРБИС, генеральный директор KPG Training Center поделилась мнением, существуют ли компании, которые увольняют или пугают сокращением хорошо работающих специалистов, чтобы повысить эффективность других сотрудников.
Такие компании есть, но, скорее всего, мы говорим о тех компаниях, руководители которых боятся конкуренции и не понимают последствий подобных решений.
В кризис 2007 года большие компании увольняли дорогостоящих сотрудников, чтобы сократить расходы. Практика показала неэффективность этих решений, так как в последствии бизнесу пришлось нанимать их обратно или искать новых, только за еще большие деньги.
Предположим, что действительно принято решение об увольнении кого-то из максимально эффективных сотрудников. Что почувствуют оставшиеся? Угрозу, страх потери работы. Очевидно. Будут ли они работать лучше? Зачем? Они усвоили одно: хорошо работать бессмысленно, уволить могут в любом случае. Значимость тебя не только как личности, но и как специалиста – нулевая.
Маловероятно, что успешные компании и профессиональные руководители будут ставить подобные цели. Принцип «незаменимых нет» не устарел, но трансформировался в «у каждого есть возможность развития».
Цель – удержать лучших – сегодня признанный управленческий приоритет.
Другое дело, если ценный специалист, почувствовав свою необходимость, начинает манипулировать работодателем, требуя больших денег и привилегий. При этом отказывается расти и расширять зону ответственности.
Тогда, действительно, руководителю нужно уметь провести непростые переговоры по согласованию целей компании и личностной мотивации сотрудника. И, если шантаж продолжается, то появляется новая задача – красиво расстаться, снизить риски для компании, не потеряв хороших отношений с сотрудником.
Задача сохранить позитивный имидж бренда работодателя также продолжает быть в тройке самых актуальных сегодня.
Есть и другой вариант развития событий. Когда для сотрудника нет задач для роста, то одно из хороших решений – аутплейсмент (от анг. outplacement), когда компания помогает хорошо работающему сотруднику найти работу у партнеров или через агентства, дает рекомендации, признавая его сильные стороны сотрудника и его достижения. Сотрудник остается лоялен компании и может также рекомендовать ее как работодателя.
Кроме того, за последние 2 года в разы увеличилось количество кейсов, когда сотрудник возвращался обратно на более высокую позицию. Такую HR-стратегию реализовывали в основном западные компании, сейчас ее приняли и многие успешные российские компаний.
Решение «отпустить» сотрудника, который перерос компанию, вызывает глубокое уважение.
Кейсы увольнения или сложных разговоров с профессиональными или хорошо работающими сотрудниками были и будут. Ключевой вопрос заключается в том, чтобы выстроить систему мотивации, обеспечивающую эффективную работу сотрудников и при этом снижающую риски компании при уходе специалистов. А выбор стратегии решения зависит от ценностей компании и ее корпоративной культуры.
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.
Никита Румянцев, выпускник бизнес-школы МИРБИС и руководитель проектов в области медицинских технологий Госкорпорации Ростех, стал лауреатом премии «Человек Ростеха – 2025» в номинации «Выбор лидера» за вклад в разработку и внедрение отечественных имплантируемых протезов. Его путь к признанию – история о том, как профессиональные вызовы, командная работа и системное мышление приводят к реальным изменениям в здравоохранении. Команда МИРБИС взяла интервью у Никиты и выяснила, как Школа бизнеса повлияла на него.
Новый руководитель Executive MBA МИРБИС настраивает программу на частную практику без «розовых очков»: сильная академическая база плюс экспертиза с рынка от топовых специалистов индустрий. Цель – живая экосистема, где знания быстро превращаются в решения, команды и результаты, полученные инструменты из аудитории дают измеримый эффект в реальном бизнесе.