Как профайлинг помогает в HR-практике

Дата публикации:
156
0
В статье

Анна Козлова, ведущий преподаватель программ МВА и Executive MBA в МИРБИС, рассказала о том, как отбирать кандидатов при помощи профайлинга.



Сегодня модным направлением в HR области становится кадровый профайлинг (HR-профайлинг). Давайте разберемся в особенностях данного направления профайлинга и поймем, как наиболее эффективно можно его использовать.  

Слово «профайлинг» (от английского слова profile – профиль) включает в себя различные психологические методики, которые позволяют не только составить  психологический портрет человека, но и на основе данной информации спрогнозировать его дальнейшее поведение. 

Что мы обычно профилируем?

1. Психологический тип личности

Здесь мы имеем дело с разными типологиями. Например, наибольшей популярностью сегодня пользуются методики MBTI, DISK, PAEI, пятифакторный опросник (Big-five), метапрограммный профиль. Полученная в ходе диагностики информация позволяет понять, кто перед нами, какие у кандидата черты характера и темперамента, возможные слабые стороны, как он будет реагировать на те или иные задачи. 

Среди профайлеров чаще всего используется методика Виктора Пономаренко «7 радикалов» (или «8 радикалов» Международной академии исследования лжи). Главное ее отличие от других личностных опросников в том, что она базируется на особенностях нервной системы человека (это то, с чем мы рождаемся). Зная, какой тип у нашего кандидата, какая у него нервная система, мы можем спрогнозировать, как он будет вести себя в стрессовой или нестандартной ситуации. Особенно важна такая информация на вакансии, связанные с безопасностью и те, где надо быстро реагировать на непредвиденные ситуации. 

2. Профессиональный тип личности

Данные методики позволяют понять, что для кандидата важно в работе и его профессиональные склонности. Для этих целей мы можем использовать «Тест профессионального личностного типа» Джона Голланда, тесты профессиональных склонностей и способностей.

В практике профайлинга можно встретить малоизвестный тест «Профессиональные типы личности» (Авторское название методики «Архетипы» – Институт прикладной креативности, Германия. Адаптация и модификация Е.А. Родионовой, В.И. Доминяка). Он позволяет оценить модель поведения кандидата в ходе выполнения профессиональных задач, его мотивацию, его карьерные притязания.

Порой так хочется сделать отличного работника руководителем отдела, но потом мы разочаровываемся в данном решении, поскольку у сотрудника не было внутреннего потенциала для управляющей функции. Такой ситуации можно было избежать, если бы мы изначально знали его профессиональный тип.

3. Склонность к рисковому поведению

Если в силу выполнения профессиональных обязанностей сотруднику придется сталкиваться с ситуациями повышенного риска, возможностью получения травм, а также, если от него зависит безопасность других людей, то для диагностики можно использовать тест «Риск травматизма и заболеваемости», чтобы изначально исключить кандидатов с повышенным уровнем к рисковому поведению и травматизму. Пройти тест и познакомиться с данной методикой можно по этой ссылке

А теперь давайте посмотрим, как это работает на практике. 

Пример HR-профайлинга на практике

         У вас открыта вакансия «Персональный водитель для руководителя». 

Основные задачи: обеспечение безопасного передвижения, подача автомобиля в нужное время и место, своевременное обслуживание автомобиля на СТО, безопасное и безаварийное вождение автомобиля.

В ходе общения с руководителем вы отметили еще ряд требований к водителю: чтобы хорошо знал город, умел выстраивать самостоятельно маршрут, если придется действовать в непредвиденных ситуациях, был немногословным, соблюдал конфиденциальность. 

Каким должен быть соискатель по трем рассмотренным выше параметрам:

  • Психологический тип личности: с одной стороны, кандидат должен быть пунктуальный, внимательный (в том числе и к деталям) исполнительный, интроверт, а, с другой, стрессоустойчивый, умеющий быстро оценивать ситуацию и принимать самостоятельные  решения, как лучше выполнить задачу; метапрограммный профиль: мотивация ОТ, внешняя референция, процедуры.
  • Профессиональный тип личности: по типологии «Профессиональные типы личности»  (Е.А. Родионова, В.И. Доминяк) – у кандидата должны быть высокие баллы по типам «специалист-профессионал» и «стратег».
  • Склонность к риску: тип адаптивный. 

Имея такой профиль для вакансии, в дальнейшем вы будете выстраивать отбор кандидатов с учетом данной информации.

Также рекомендуется включить в собеседование вопросы типа: 

  • «Когда у вас была последняя аварийная ситуация? Расскажите о ней подробнее». 
  • «Представьте ситуацию: вы везете руководителя на важную встречу и  заметили слежку за автомобилем. Что вы будете делать?»
  • «У вас в жизни произошло что-то хорошее и вам хочется поделиться этой информацией с боссом, как вы поступите?»
  • «Вам через 30 минут необходимо подать машину к офису, чтобы отвести босса в аэропорт. Но вы заметили, что в машине есть какие-то небольшие неполадки. Как вы поступите?»
  • «Как вы думаете, от каких руководителей уходят водители?»

При ответе на данные вопросы важно не столько, что скажет кандидат, а как он ответит. Какой эмоциональный отклик будет при ответе. Покажет ли он стресс-реакции. Как отреагирует его нервная система.

* * *

Итак, что же такое профайлинг? Это новая модная тенденция в HR или стандартные методы, известные уже давно менеджерам по отбору персонала?  

Пожалуй, и то и другое. Ведь профайлинг включает в себя и психологические инструменты, которые используются на протяжении многих лет, и их новое применение в связке с верификацией. 


Узнать больше о привлечении талантов и об инновационных технологиях рекрутинга можно на программе МВА Управление человеческими ресурсами. Ближайшие старты – 23 сентября и 27 октября


Ближайшие мероприятия
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
83
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС