
Это был проект, ориентированный на расширение зарубежных деловых связей и международную кооперацию для представителей российского бизнеса.
Программа была выстроена как «погружение по траектории»: от знакомства с деловой экосистемой города – к технологическим лидерам, а затем – к производству и сервисам. Группа вылетела из Москвы, прибыла в аэропорт Шанхая.
Ключевые впечатления лучше всего передают участники. Руководитель программы МВА «Производственный менеджмент и операционная эффективность», к.в.н., доцент Игорь Корнеев подвел итоги:
«Итак, посетили все запланированные точки. В первый день была встреча с представителями делового сообщества. Посетили производство – завод SAIC Volkswagen. Также были в крупнейшем логистическом центре Китая, связанном с онлайн-торговлей. Один день полностью посвятили визиту в компанию Alibaba. Также побывали в одном из частных медицинских учреждений – это был интересный опыт. В общем, вся программа была выполнена.
С точки зрения организации участникам все понравилось. Отмечали, что все было четко: трансферы, логистика, сопровождающие мероприятия. Все – вовремя, без накладок. Это большой плюс, когда участники чувствуют себя в безопасности, все под контролем.
Из всех кейсов, наверное, наибольшее впечатление произвели Alibaba и SAIC Volkswagen. Почему? Потому что удалось попасть прямо на линию роботизированной сборки каркасов автомобилей. Слушатели – участники стажировки – смогли увидеть, как применяются современные технологии в реальном производстве.
Состоялся длительный обмен мнениями с представителем завода – говорили о внедрении ИИ в операционные процессы. Много вопросов возникло о технологиях: немецкая инженерия, как она адаптируется в Китае, какие элементы китайцы добавляют от себя. Это был интересный, проектно-ориентированный опыт.
Также впечатлил логистический центр компании JD.com. Это лидер по объему онлайн-продаж в Китае, особенно в сегменте бытовой техники и электроники. Нам показали модель, где весь процесс – от формирования заказа до направления на доставку – полностью автоматизирован. Людей в цепочке нет вообще. Только на этапе доставки появляется человек – курьер. В отличие от нашей модели, где клиент идет в пункт выдачи, здесь все доводится до двери. Это принципиально другая логика. Интересно сравнивать.
Поскольку в составе делегации были представители медицины, было полезно побывать в частной больнице. Учреждение выделяет до 20% своих мощностей под медицинский туризм. Нашим слушателям это было особенно важно – сравнить, сопоставить. И вот что интересно: по отзывам, российские подходы, технологии, оборудование – ничуть не уступают, а в чем-то даже опережают. Поэтому это был не только обмен опытом, но и повод убедиться: у нас есть чем гордиться. Многие участники говорили, что были приятно удивлены этим фактом. И в диалоге с китайскими коллегами это тоже обсуждалось».
Некоторые слушатели, к примеру, при визите в Alibaba нашли конкретные точки соприкосновения и наметили шаги по развитию партнерств.
Слушательница ЕМВА-53 Юлия Сукач подчеркнула гибкость и ориентированность стажировки на запрос группы:
«Дорогие организаторы, коллеги, хочу от всей души поблагодарить всех за отличную стажировку в Китае! Спасибо за предоставленную возможность погрузиться в атмосферу лучших компаний, получить целевые встречи с лидерами рынка! Спасибо, что были гибкими в процессе стажировки, слышали и оперативно вносили корректировки! Отдельное спасибо Игорю Павловичу за максимальную политичность, интересные инсайты при неформальном общении с группой, за формирование общей положительной атмосферы, содействие сплочению! Спасибо за новые знакомства с другими группами».
Содержательно стажировка дала участникам редкий доступ в «машинные отделения» китайских лидеров. На площадке SAIC Volkswagen группа наблюдала работу роботизированной линии сборки каркасов и дискутировала о стыке промышленной инженерии и искусственного интеллекта. На JD.com в фокусе оказалась сквозная автоматизация: заказ формируется, комплектуется и уходит в доставку без участия человека до последней мили.
В Alibaba обсуждали архитектуру платформенных сервисов и интеграцию логистической сети Cainiao; медицинский блок в частной клинике показал масштабы шанхайского медтуризма и дал возможность прямого сравнения подходов к качеству и оборудованию. Академическая часть через Fudan/CEIBS обеспечила теоретическую рамку, а круглый стол с вручением сертификатов в финальный день – обработку результатов и наметку партнерских треков.
Ситник Анна Игоревна
Школа бизнеса МИРБИС поздравляет своих выпускников с высоким признанием в рамках 26-го рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров», подготовленного Ассоциацией менеджеров России совместно с ИД «Коммерсантъ». В 2025 году в престижный список вошли 15 управленцев, получивших образование в МИРБИС – это заметный вклад в обновление кадрового состава российского бизнеса.
Стажировка МИРБИС – FBN-Project в Шанхае завершилась 20 сентября 2025 года. За семь насыщенных дней участники увидели работу крупнейших технологических и ритейл-игроков Китая изнутри, провели целевые встречи с партнерами и обсудили практики внедрения ИИ в операционные процессы – от e-commerce до роботизированной сборки автомобилей.
Анна Ситник, ведущий преподаватель МВА и Executive МВА бизнес-школы МИРБИС, эксперт в области маркетинга и продаж, FMCG и commercial excellence, выступила модератором на вебинаре Quorum «Карьера маркетинг-директора: как вырасти в топ-менеджера?». В течение полутора часов участники обсуждали, что сегодня требует рынок от CMO, какова конкуренция за позиции и каким должен быть путь к вершинам корпоративной лестницы.
На форуме «Дело в людях» прошли дебаты между представителями двух поколений – миллениалов и зумеров, посвященные будущему устойчивого развития. Участники обсуждали, как ценности молодежи влияют на подходы к ESG (экологической, социальной и корпоративной ответственности) в компаниях и меняют корпоративную культуру изнутри.