Сергей Генинг: «МИРБИС дал мне не диплом, а систему для управления бизнесом мечты»
Трансформация компании после поступления на ЕМВА
С момента моего поступления на программу ЕМВА в МИРБИС компания «Ф-метрикс» прошла заметную трансформацию. Мы начали переход от «ремесленной» инженерной фирмы, в которой экспертиза хранилась в головах нескольких «ветеранов», к организации с отлаженной системой управления знаниями. Ключевым драйвером изменений стала стратегия внутреннего обучения: регулярные технические встречи, карточки «Проблема-Корневая причина-Решение» и интенсив-курсы для молодых инженеров. Эти инструменты сократили перегруз отделов, уменьшили среднее число итераций МОПБ в экспертизе на более чем 25% и снизили текучесть «новичков» до нуля.
Финансовые метрики подтвердили правильность курса. Выручка выросла на 35% (2022 → 2024), а чистая прибыль, несмотря на разовые инвестиции в пилот «Цифровой аудит» и капремонт офиса, восстановилась на уровень 2022. Если исключить эти вложения, операционная маржа 2024 г. превысила базу 2022 г. на 34 %. Кроме того, партнерское взаимодействие с ведущими вузами отрасли (МГСУ и АГПС МЧС) позволило выстроить устойчивый поток практикантов: шесть студентов прошли практику в 2025 г., двое уже трудоустроены. Таким образом, за время моего обучения компания стала системно управляемой, более технологичной и менее зависимой от внешнего кадрового рынка.
Проекты как «рентген» для бизнеса
Проекты, которые я подготовил в рамках модулей по общему, стратегическому и операционному менеджменту, стали для меня своего рода «рентгеном» бизнеса. Работа по общему менеджменту – «Комплексная управленческая диагностика и обследование компании» – заставила развернуть привычные процессы на плоскости SIPOC-карты, прописать стейкхолдеров и метрики на каждом этапе. Я увидел, где именно теряются время, деньги и экспертиза. Одновременно я глубже разобрался в руководящих документах компании, которые раньше считал чисто формальными: «Видение и система ограничителей», «Стратегический концепт-план», BSC-панель.
Стратегический проект помог взглянуть на рынок и нашу нишу через матрицу «ценностное предложение / цепочка стоимости». Мы обнаружили, что 30% проектов приносят 60% маржи, но именно на них перегружены самые опытные инженеры. Это наблюдение легло в основу решения «выращивать» собственных специалистов и формализовать внутреннее обучение – тему моей дипломной работы. Наконец, операционный модуль дал инструменты тонкой настройки: диаграмму потоков ценности, метод RACI и практику KATA.
В итоге я стал смотреть на бизнес не как на набор задач «принять-сдать проект», а как на взаимосвязанный контур ценности, где любая точка может быть усилена или устранена. Это новое видение позволило успешнее защищать инвестиции перед собственником и обосновывать, почему, например, обучение инженеров – не расходы, а вклад в сокращение переделок и рост прибыли.
Запомнившиеся преподаватели и дисциплины
В рамках обучения на программе EMBA мне запомнился курс «Управленческая отчетность для принятия решений» под руководством Елены Михайловны Харитоновой. Благодаря глубокому анализу различий между финансовым, налоговым и управленческим учетом, я начал по-новому воспринимать информацию как инструмент управленца. Информация, полученная на курсе, подчеркнула важность прозрачной отчетности и управленческих решений, учитывающих юридические риски.
Не менее значимой оказалась дисциплина «Антикризисное управление и коммуникации», которую вел Игорь Павлович Корнеев. Материалы курса позволили системно подойти к оценке кризисных состояний организации, определить причины, симптомы и последствия различных типов кризисов — от технологических до управленческих. Особенно полезным был инструментарий антикризисного мониторинга и концепция жизненного цикла компании.
Предмет «Стратегическое управление человеческими ресурсами» под руководством Натальи Валерьевны Лебедевой стал одним из ключевых для формирования моей дипломной концепции. Мы разбирали стратегическое планирование HR-функции, развитие кадрового потенциала, формирование моделей компетенций. Я особенно запомнил подход к проектированию внутренних программ развития персонала как элемента реализации корпоративной стратегии. Эти идеи легли в основу проекта по созданию системы внутреннего обучения в нашей компании.
Также хочу отметить курс «Общий менеджмент», который вел Игорь Владимирович Шило. Этот предмет заложил во мне фундамент системного подхода к управлению: мы изучали организационные структуры, мотивационные модели, принципы целеполагания и анализа внешней среды. Особенно запомнился инструментарий SWOT и TOWS-анализа, который я стал применять при стратегической оценке развития кадрового направления.
Примененные на практике инструменты
Во время обучения на программе EMBA я смог применить на практике целый ряд инструментов, полученных в рамках дисциплин. Особенную ценность для меня представили концепции из курса «Стратегическое управление человеческими ресурсами», в частности модель компетенций и подход к проектированию внутренних программ развития персонала. Эти инструменты легли в основу создания в нашей компании системы внутреннего обучения для молодых специалистов.
Также полезными оказались материалы курса «Антикризисное управление», где мы изучали жизненный цикл организации и типологию кризисов. Я использовал эти подходы для диагностики текущего состояния компании и формирования аргументации в пользу необходимости обновления модели работы с персоналом. Кроме того, в процессе обсуждений в группе я получил множество практических советов от коллег-слушателей. Это позволило избежать типичных ошибок и сделать внедрение более осознанным и структурированным.
Итог двух лет в бизнес-образовании
МИРБИС стал для меня пространством профессионального и личного роста. Эти два года – не просто обучение, а глубокая переоценка управленческих подходов, взглядов на развитие бизнеса и роли человека в организации. Это был путь к системному мышлению, уверенности в своих решениях и пониманию, как строить устойчивое будущее для команды и компании.