
Мы живем в эпоху бесконечной коммуникации, но парадоксальным образом чувствуем себя всё более одинокими. Феномен LonelyTech — нарастающая изоляция людей, работающих в цифровой среде — лишь верхушка айсберга. Проблема давно вышла за пределы IT-сферы и стала общемировой.
По данным глобального
В России похожая ситуация. Согласно свежим
«Сейчас у нас настоящая эпидемия одиночества, — отмечает социолог МИРБИС Игорь Олейников. — Мы в постоянной коммуникации с сотнями людей, наши социальные связи никогда не были шире, и всё же на фундаментальном уровне мы остаемся одинокими».
Добровольная изоляция людей переходит из личной драмы в серьезный экономический и социальный вызов. И это напрямую бьет по бизнесу: одинокие сотрудники менее продуктивны и креативны, чаще болеют и быстрее выгорают.
Исследования ведущих аналитических агентств подтверждают это конкретными цифрами.
Глобальные потери: $9,6 трлн в год.Один из ключевых показателей влияния одиночества на экономику — низкая вовлеченность сотрудников. Согласно
Ущерб для бизнеса в США: $406 млрд в год. На национальном уровне цифры не менее убедительны. Комплексное
Но цена измеряется не только в рабочих часах. Она измеряется в человеческих жизнях и здоровье нации.
Масштабный обзор, опубликованный в авторитетном медицинском журнале The BMJ
Самый шокирующий вывод метаанализа: у людей с хроническим одиночеством риск смертности повышен на 26%. Чтобы понять масштаб, этот показатель сопоставим с риском от ожирения I степени или полного отсутствия физической активности. Компании тратят миллионы на корпоративные фитнес-программы, но часто упускают из виду фактор, который убивает не менее эффективно.
На передовой этой эпидемии оказалось поколение Z. В России, по данным ВЦИОМ, зумеры в 1,6 раза чаще других поколений испытывают страх одиночества. Это подтверждают и глобальные данные: исследование Eden Project Communities также назвало их самым одиноким поколением. Для руководителей это означает, что молодые таланты, приходящие в компанию, нуждаются в поддержке и чувстве общности как никогда раньше.
Как отмечается в The BMJ, культура играет огромную роль. В индивидуалистических обществах, где личный успех ставится во главу угла, риски выше.
В ответ на глобальный тренд рынок формирует «экономику одиночества», которая делает изоляцию комфортной. Все больше компаний монетизируют проблему, создавая персональные продукты и услуги для индивидуалистов.
По всему миру эта экономика проявляется в самых разных формах:
Фото:
Россия не отстает от мировых тенденций. Одиночки могут найти для себя практически все: от мини-мультиварки на 1 порцию и приватных дегустаций в ресторане до иммерсивных спектаклей для одного зрителя и глэмпинга на выходные.
«Зайдите на платформу доставки еды и обратите внимание на “комбо”-предложения — в топе популярных не “комбо для двоих”, а “комбо для одного”. Таких примеров масса: кто-то общается с “Алисой” Яндекса больше, чем с родителями, а многие вступают в своего рода “отношения” с разными ИИ, — подчеркивает Игорь Олейников. — На фоне стремительного роста популярности искусственного интеллекта мы, похоже, придем к сценарию, похожему на фильм “Она”: начнем заводить цифровых “друзей”, способных удовлетворять нашу потребность в общении».
Эксперт прогнозирует, что парных предложений будет становиться все меньше:
«Помимо сферы туризма и психологической поддержки, появится все больше технических и развлекательных предложений для “одного”: квартиры перестанут проектировать под семьи, в магазинах курицу будут упаковывать не по килограмму, а по 400 граммов, “семейные” подписки на сервисы постепенно утратят актуальность», — делится Олейников.
Игорь Олейников дает этому явлению историческую и культурную оптику:
Комфорт, который предлагает «экономика одиночества», имеет свою цену — ослабление глубоких социальных связей. И здесь возникает ключевой вопрос:
Становимся ли мы счастливее от «удобного» одиночества?
Далеко не все в бизнес-сообществе готовы принять этот тренд. В противовес монетизации уединения, многие компании делают ставку на прямо противоположное — создание сообществ и укрепление социальных связей. Их логику подтверждает одно из самых авторитетных лонгитюдных научных исследований о счастье в истории —
Вывод оказался удивительно простым: главный фактор нашего счастья и здоровья — качественные, теплые отношения с другими людьми, а не богатство, слава или карьера.
Участники исследования, которые выстраивали прочные социальные связи, жили дольше и были счастливее, в то время как одиночки чаще уходили из жизни раньше. Как резюмировал руководитель проекта, психиатр Роберт Уолдингер:
«В конечном счете, все сводится к связи и принадлежности. Вступите в этот клуб, не пользуйтесь кассой самообслуживания — от этого зависит ваше здоровье и счастье».
Именно эту задачу — создание прочных связей — решает и современное бизнес-образование. По данным ежегодных опросов GMAC, QS, AMBA и РАБО расширение профессиональной сети — один из ключевых мотивов поступления на программы MBA наряду с карьерным ростом и увеличением дохода. Выпускники подтверждают, что нетворкинг и полезные связи становятся одними из главных ценностей обучения.
«Исследования говорят о том, что люди, не принадлежащие к какой-либо группе, чувствуют себя гораздо более одинокими. А бизнес-образование — это не просто лекции и знания. Это осознанно спроектированная среда, в которой человеческий капитал умножается через взаимодействие, — говорит Федор Федоров, исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС. — Мы это остро чувствуем и создаем пространство, где топ-менеджеры и предприниматели находят близких по духу и растут вместе».
Руководитель школы дополняет, что во время пандемии слушатели отказались уходить в онлайн и предпочли дождаться возобновления живых встреч на кампусе.
«Сохранение живого контакта всегда было важно для нас. Мы сознательно не гонимся за массовостью, а делаем ставку на камерность. Создаем атмосферу, где нет дистанции между опытным наставником и амбициозным слушателем, а есть обоюдный интерес, душевный отклик, драйв и свобода. Наши выпускники становятся частью сообщества «Планета МИРБИС», возвращаются спикерами и преподавателями, поддерживают дипломников и, конечно, могут еще два года посещать любые занятия бесплатно», — делится Федоров.
Такая среда работает как социальный и экономический «ускоритель». Сильные связи не только повышают здоровье и субъективное благополучие
В 2018 году Пол Ромер получил Нобелевскую премию по экономике за теорию, которая объясняет, что современный экономический рост основан на распространении идей. Последующие исследования доказали: идеи распространяются через людей. Именно через профессиональные и дружеские связи люди учатся друг у друга, генерируя инновации.
Социальные связи — это каналы для «перелива знаний», которые, в отличие от физических активов, не убывают при передаче. Как сказал Томас Джефферсон: «Тот, кто зажигает свой факел от моего, получает свет, не затемняя меня».
Этот мощный эффект не является эксклюзивной прерогативой бизнес-школ. Любой дальновидный руководитель может стать архитектором подобной среды внутри своей компании, чтобы «зажечь факелы» и превратить социальные связи в реальный рост производительности. Вопрос лишь в том, как это сделать на практике?
Будущее предлагает нам выбор: адаптироваться к комфортному цифровому одиночеству или целенаправленно создавать живые, сильные сообщества. Человека можно привлечь в компанию интересной задачей или высокой зарплатой, но по-настоящему раскрыться и принести максимальную пользу он сможет только в среде, где ценятся живые связи.
Для современного руководителя инвестиция в такую среду — это не просто апгрейд навыков команды. Это стратегическое вложение в самый важный актив — в сообщество единомышленников, которое защищает от выгорания, становится источником прорывных идей и опорой на годы вперед.
В конечном счете, ученые сходятся во мнении: знания в голове одного человека — это потенциал. Но только сильные связи превращают этот потенциал в реальную ценность, делая нас не просто умнее, а успешнее и счастливее.
Источники и полезные материалы: