Анна Козлова рассказала, как учить взрослых по-новому

Анна Козлова, преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, бизнес тренер и карьерный коуч поделились своим опытом обучения взрослых и какие особенности есть у представителей разных поколений.
Дата публикации:
12
1
В статье
Автор:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер
Эксперты:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер

Основы искусства обучения взрослых были введены в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом. С тех пор прошло много времени. Изменились условия обучения, появились новые методики и инструменты обучения, технические возможности, digital-технологии, повысились требования к качеству программ обучения и, конечно же, изменились ожидания слушателей от процесса обучения.

Новое поколение выросло в других условиях и на других педагогических технологиях.

Оно избаловано разными тренингами и мастер-классами, где весь учебный материал преподносится «вкусно»:

  • интригующее название темы,
  • цель обучения сформулирована в виде выгоды - что получит слушатель и какую свою проблему решит,
  • динамика в обучении, частая смена активности, интерактивные формы взаимодействия,
  • модульное обучение,
  • визуализация в презентации, видеоролики, скрайбинг, digital-инструменты в обучении,
  • энергичный и мотивированный тренер, который увлекает своей личностью.

Учить так, как учили 10-20 лет назад, уже не получится. У слушателей будет разочарование и, как следствие, демотивация в обучении.

Поэтому перед преподавателями и тренерами появляется вызов – усовершенствовать учебные курсы под новые реалии.

Вопрос 1. «С чего всё начинается?»

Раньше педагогов учили, что учебная дисциплина предполагает передачу знаний от «учителя к ученику». Задача преподавателя состояла в том, чтобы наполнить курс содержанием (знаниями) и методологией.

Сегодня учебный курс – это ценность, которая либо востребована на рынке, либо нет.

Ценность учебного курса определяется тремя аспектами:

  1. ценность самого продукта (учебного курса),
  2. ценность аудитории (слушателей, участников тренинга),
  3. ценность преподавателя/тренера.

Ценность учебного курса можно определить по ответам на вопросы:

  • Насколько ценен и важен курс для решения проблем аудитории?
  • Как полученные знания и навыки помогут слушателям решить их проблемы на работе и в жизни?
  • Что было вложено в создание учебного курса: время, финансы, привлечение экспертов и пр.?

Ценность преподавателя/тренера отражается через его:

  • экспертизу в той дисциплине, которую он преподаёт («я знаю, что я предлагаю, я несу ответственность за информацию, которую транслирую»),
  • уверенность («я уверен в том, что я говорю, в тех принципах, которые транслирую»),
  • самоценность («я уважаю себя и доверяю себе, люблю то, что преподаю»).

Ценность аудитории отражает отношение преподавателя к людям, ради которых он делает свою работу, заботу о комфорте и благополучии слушателей.

Посмотрите на свой учебный курс через призму создания ценности. Насколько ваш курс действительно ценен в современных реалиях?

Вопрос 2. «На что следует обратить внимание преподавателю при организации учебного процесса взрослых?»

1. В первую очередь на понимание, что взрослый – это не белый лист бумаги, на котором можно писать всё, что угодно (в отличие от детей, у которых психика впитывает всё, как губка). Взрослые приходят в аудиторию с «багажом»: жизненного опыта, установок, страхов, собственного мнения, интересов. Всю новую информацию они пропускают через фильтры этого «багажа».

Вспомните, как часто вы заходили в аудиторию и видели уставшие лица слушателей (особенно в корпоративном формате обучения). Их усталость не столько от переработки, сколько от защитных блоков, которые мешают с открытостью воспринимать учебный материал:

  • я и так всё знаю, чему меня могут научить (не видят ценности обучения);
  • зачем чему-то обучаться, ведь я и так хорошо работаю (нет потребности в обучении);
  • а вдруг я не справлюсь с учебным материалом (не сдам тест), как на меня будут смотреть коллеги и руководство – как на неудачника;
  • опять потеря времени на ненужное обучение (негативные предыдущий опыт).

Взрослые слушатели не принимают всё на веру, а ищут подтверждения и аргументации со стороны преподавателя, что это важный учебный материал.

У них в голове постоянно крутятся вопросы:

  • А зачем мне это знать? Как мне это поможет в работе?
  • А как это будет работать на практике?
  • Как эти знания связаны с моими потребностями?
  • Какие ошибки это поможет мне избежать?
  • Зачем мне тратить время на обучение?

Если в учебный курс не заложить ответы на приведённые выше вопросы, то вы получите демотивированных слушателей. Поэтому первая задача преподавателя при проектировании и корректировке учебного курса - показать, чему научатся слушатели и как это непосредственно связано с их работой. Эта информация должна быть ключевой и транслироваться в начале курса. По ней же будет оцениваться результат обучения - научились ли слушатели данным навыкам и умениям.

2. Поскольку взрослая аудитория всё пропускает через фильтр «А как это касается лично меня?», то и учебный материал нужно развернуть «лицом» к слушателям. К сожалению, учебные программы пишутся академическим языком под требования заказчика. Они не про «боль» слушателей, а про решение задач бизнеса и организации. Здесь появляется вторая задача преподавателя - перевести академические формулировки курса с формального «неживого» языка на «живой» - понятный для слушателей язык.

Сравните:

В программе написано: «Цель курса - обучить сотрудников работать с жалобами со стороны клиентов». Кто хочет видеть такую формулировку? Слушатель или руководитель, которому важно, чтобы сотрудник мог выполнять данные действия? Руководитель, как заказчик обучения.

А для слушателя важно ответить на вопрос: «Что и как я смогу делать после обучения, чтобы быть успешным в работе?».

Здесь формулировка цели курса должна видоизмениться: «После курса обучения вы сможете обрабатывать жалобы клиентов в соответствии с процедурой обработки жалоб компании в течение 3-х часов, используя алгоритмы работы с претензиями».

Важно! Уберите слайд презентации с целями и задачами курса в формулировках академической программы. Если обозначаете цель, то формулируйте её с точки зрения слушателя - что сможет делать слушатель в результате обучения, зачем ему нужны эти знания и навыки, где и как они ему помогут в работе.

Сравните:

  • академический язык: обучить слушателей технологии общения с клиентами (слушатель становится пассивным и ждёт, когда вы его обучите, а потом говорит: «Это вы меня не научили!»),
  • живой язык: вы научитесь технологиям, которые позволяют выстраивать бесконфликтное взаимодействие с клиентами в стандартных и нестандартных ситуациях (научиться – возвратный глагол – «научить самого себя» – ставит слушателя в активную позицию в обучении).

Такой же перевод необходимо выполнить для каждой задачи курса.

При переводе программы с академического языка на «живой» язык можно «поиграть» с формулировками названия тем занятий. Скучные названия можно «упаковать» в интригующие или заставляющиеся задуматься названия. В этом помогают два секрета успешных тренеров:

  1. Переформулируйте название темы в вопрос, на который будут искать ответ слушатели в ходе занятия. Например: «Где поставить запятую: Удержать Нельзя Уволить».
  2. Используйте метафору, через призму которой будете обсуждать тему занятия. Например, тему «Работа с трудными клиентами» можно преподнести в виде вопроса «Как погладить ёжика?» или тему «Адаптация и социализация нового сотрудника» представить через метафору «Алиса в стране чудес».
  3. Это позволит «захватить внимание» слушателей в начале курса обучения.

  4. На смену бэби-бумерам и Х приходят Y и Z.
  5. При проектировании учебного курса необходимо учитывать возрастные особенности аудитории. Ожидания от процесса обучения будут разными у сотрудников 50 лет и 20 лет.

    Что хотят видеть в обучении сотрудники

    поколения Х:

  • системную подачу материала,
  • понимание, как новые знания встраиваются в их мировоззрение;
  • на первом месте прагматизм: для них важны польза и применимый на практике результат обучения,
  • им нужны четкая цель обучения и критерии, по которым будет оцениваться их успешность,
  • любят погружаться в тему, анализировать и делать выводы самостоятельно,
  • преподаватель является для них авторитетом, если обладает опытом, экспертизой, регалиями,
  • работа в команде даётся сложно, им проще делать всё самостоятельно,
  • готовы работать с большим объёмом информации, но в более медленном темпе.

поколения Y:

  • главный вопрос — «зачем мне это?», для них обучение равно продвижению в карьере,
  • для них ценен и результат, и процесс обучения,
  • важны атмосфера и эмоции, неформальное взаимодействие, общение,
  • для карьерного развития им важна коллаборация - возможности для нетворкинга и совместных проектов с коллегами, им легко удаётся переносить в свою работу то, что придумали коллеги из других направлений работы организации,
  • привыкли гуглить информацию, поэтому не любят детально запоминать информацию; для них главное не запомнить, а знать, где найти нужную информацию,
  • хотят быстрых и простых решений их проблем, длительная предыстория их утомляет,
  • важна интерактивность, визуализация, подача короткими блоками, расстановка «маячков» — где и что можно почитать для углубленного понимания,
  • учебный материал легко запоминают в формате инфографики, схем, шпаргалок,
  • геймификация — эффективный прием обучения,
  • меньше формализма, рамок и правил, больше свободы и креатива.

поколения Z:

  • отказываются от "абстрактных" знаний, им нужны конкретные инструменты и навыки для решения текущих задач,
  • предпочитают краткую и наглядную информацию (поскольку они привыкли обучаться, используя образное мышление), поэтому визуализация и интерактивность (видео, инфографика, схемы, симуляторы, скрайбинг) – это то, что обязательно должно быть учебном курсе,
  • возможность учиться в своём темпе, в удобное время и с любых устройств, предпочитают комбинированное обучение с применяем онлайн и digital-технологий,
  • для них важна динамика в обучении, частая смена деятельности,
  • не понимают, зачем нужно слушать лекцию (теоретический блок) очно, если можно посмотреть онлайн-лекцию; предпочитают тратить время на оффлайн занятия по отработке практических навыков,
  • преподавателя воспринимают как наставника, который с одной стороны, может передать актуальные навыки, а, с другой стороны, увлечёт предметом учебного курса, они идут за личностью преподавателя,
  • предпочитают выстраивать отношения с преподавателем «на равных» («Общайтесь со мной как со взрослым, не смотрите на меня с высока, не давите своим авторитетом и статусом»),
  • ожидают быстрой и честной обратной связи сразу после выполнения задания в формате "лайфхаков", а не критики,
  • не любят "вкалывать», хотят работать и учиться в удовольствие,
  • минимальный горизонт планирования, краткосрочные задачи, быстрые победы и успех.

Третья задача преподавателя- выбирать методы и инструменты обучения, адекватные аудитории.

Как обучать сотрудников поколений Y и Z:

  • разбор реальных современных кейсов, разбор провалов (антикейсов),
  • использование игровых механик (баллы, бейджи, онлайн голосование),
  • VR/AR-тренажеры, интерактивные тренажеры, симуляторы,
  • обучение через мобильные приложения, использование CRM-систем и чат-ботов (например, для отработки навыков продаж, коммуникации в мессенджерах),
  • использовать ИИ для анализа данных, автоматизации рутины, генерации идей, систематизации информации, создания презентаций,
  • образовательные "квесты" с выбором пути и системой уровней,
  • проведение командных бизнес-поединков,
  • гибридное обучение: теория через видеолекции (10-15 мин) с последующим онлайн тестированием, а очное обучение с практической отработкой учебного материала,
  • структурирование курса на короткие модули по схеме "вызов/проблема → действие → рефлексия → вывод",
  • тренинговый интерактивный формат (ролевые игры, ситуационные игры, мозговые штурмы),
  • развитие soft skills через командную работу (не в отрыве от их деятельности, а параллельно, например, в ходе выполнения кросс -функционального проекта учимся на примере этого проекта анализировать своё поведение в команде, выступать с идеями для инвесторов и пр.),
  • наставничество, менторство, коучинг, короткие видео-лайфхаки или разборы кейсов от тех, кто уже достиг карьерных высот,
  • комбинированная оценка: короткие сессии обратной связи после каждого модуля/курса/задания, обмен оценками между участниками обучения.

Процесс обучения взрослых людей – это улица с двусторонним движением. Вы постоянно должны быть во взаимодействии, отслеживать реакции друг друга на происходящее во время занятия. Если кто-то выпадает из данного процесса, то снижается качество обучения. У слушателей остаётся эмоциональный осадочек «чего-то не хватили, чтобы было здорово», а у преподавателя появляется чувство неудовлетворения от проделанной работы. Учёт потребностей двух сторон и выстраивание эффективного сотрудничества позволит создать ценный продукт, в результате которого все будут довольны.

Ближайшие мероприятия
EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста

EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста

27 ноября 2025
Управленческая экономика для менеджеров

Управленческая экономика для менеджеров

29 ноября 2025
20 ак. часов
Продажи как система. Инструменты управления системой продаж

Продажи как система. Инструменты управления системой продаж

29 ноября 2025
20 ак. часов
1

Еще интересное в нашем Блоге

Федор Федоров на Форуме ДПО рассказал, что нужно делать бизнес-школам, чтобы развиваться в новой реальности

С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
162
2

Федор Федоров на Форуме ДПО рассказал, что нужно делать бизнес-школам, чтобы развиваться в новой реальности

С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.

Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в Москве

В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.

МИРБИС и Президентская программа: какие управленцы нужны экономике будущего

15 ноября 2025 года во Всероссийской академии внешней торговли прошла ежегодная конференция организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Площадка собрала свыше 300 представителей власти, бизнеса и образования, чтобы обсудить, как меняются запросы к управленческим компетенциям и каким должен быть курс на развитие российской экономики. От бизнес-школы МИРБИС на конференции присутствовал директор департамента повышения квалификации и профессиональной переподготовки Валерий Залко, который принял участие в обсуждениях и рабочих контактах с партнерами Президентской программы.

Владимир Туровцев рассказал, какие практики технологических компаний могут использовать органы правопорядка

12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».

Телеграм
ЛЕНТА
Команда МИРБИС выступила на RMERC-2025 в СербииПреподаватели и слушатели МИРБИС участвовали в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), которая проходила на факультете организационных наук Белградского университета. В этом году конференция была посвящена теме «Переосмысление роста и поиск новых возможностей для самовосстанавливающегося мира» и собрала более 150 участников из 40 стран.Особое внимание привлек трек «BEYOND MBA: Multi-Track Mastery – Exploring Short Programs, DBAs, and More», организованный Павлом Лебедевым, руководителем программы DBA МИРБИС. Он был посвящен современным форматам управленческого образования для опытных руководителей — от бизнес-клубов и коротких интенсивов до программ DBA. В обсуждении участвовали представители российских школ, а также Сербии, Словении, Румынии, Германии, Люксембурга и Беларуси. 
Ноябрьский дайджест мероприятий в МИРБИС7.11 — Панельная дискуссия «Опыт как лаборатория: как устроена, зачем идти и кому полезна DBA»Об отличии программы DBA от PhD, аспирантуры и др., о ее структуре и логике, а также о том, зачем на самом деле нужна DBA. 7.11 — Менторская гостиная по прикладным продажам и маркетингу: «О сложных продажах просто»О продажах, маркетинге и управлении коммерческой системой компании, а также прикладные рекомендации для бизнеса участников от ментора мероприятия. 10.11 — Курс «ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности»О внедрении ИИ в бизнес; промтах, которые  дают наилучший результат; обработке медиаконтента; анализе, подготовке документации с помощью Al и многом другом.11.11 — Вторая встреча винного клуба Win WineО красном вине, а также хобби, увлечениях и о том, стоит ли зарабатывать на хобби. ☝️12.11 — Презентация программ MBA, EXECUTIVE MBA и DBA О программах МВА, ЕМВА и DBA в МИРБИС, их преимуществах и перспективах карьерного роста. 14.11 — Интенсив повышения квалификации по специализациям:• Производственный менеджмент и операционная эффективность• Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов• Стратегический маркетинг• Управление персоналом• ИТ-Менеджмент• Стратегический менеджмент14.11 — Курс  «Общий менеджмент: инструменты диагностики»О том, как понимать этапы развития организации, приоритеты менеджера и выбирать эффективный стиль управления.21.11 — Курс «Управление проектами»О современных подходах и инструментах проектного управления, в том числе принципах Agile. 21.11 — Курс «Функциональные маркетинговые стратегии»О том, как управлять ассортиментом, ценообразованием, каналами сбыта и коммуникациями в условиях неопределенности, выбирая между отказом и адаптацией.22.11 — Мастер-класс «Как управлять продажами в условиях неопределенности»О том, как создать отдел продаж, который адаптируется к рыночным изменениям, удерживает стратегических клиентов и стабильно приносит прибыль.22.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.22.11 — Курс «Финансовая отчетность для менеджеров. Эккаутинг»О теоретических основах и выработке практических навыков использования финансовой, управленческой и налоговой отчетности.23.11 — Курс «Операционный менеджмент для топ-менеджеров»О том, как повысить компетенции системного проектирования деятельности компании, освоив ключевые стратегии и методы проектирования бизнес-процессов, управление качеством (TQ), оптимизацию операций и современные подходы к управлению проектами.27.11 —  Старт программы MBA (вечерний формат)О том, как систематизировать знания и развить ключевые управленческие навыки по различным направлениям.29.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.
Пока весь мир спорит, сможет ли ИИ победить человека, в Норвегии решили не ждатьКомпания Neo Robotics выпустила домашнего робота NEO, который уже умеет убирать, стирать, поливать цветы и даже может подсказать рецепт, дать совет или поделиться шуткой. Цена — как за хорошего помощника по хозяйству:— $500 в месяц по подписке— или $20 000 при покупке навсегдаНо оказалось, что управляют NEO не нейросети, а живые люди. Да, ИИ все еще не способен полностью заменить человека (поэтому долой споры о порабощении людей). Когда алгоритм не справляется, к роботу подключается оператор из офиса производителя и берет управление на себя.Это значит, что владельцам придется мириться с тем, что посторонние будут наблюдать за происходящим у них дома. При этом разработчики обещают защиту. Можно составить расписание подключений, задать запретные зоны и размывать лица на видео.Тем не менее сам NEO позиционируют не как эксперимент, а как реального заменителя бытового труда. *Кто знает, может, через пару лет таких роботов мы встретим и в офисах
Зачем бизнесу совет директоров: итоги дискуссии в МИРБИС Почти сто участников, семь экспертов, четыре блока обсуждения и десятки вопросов. Так в МИРБИС прошел бизнес-вечер «Совет директоров: роль, компетенции, возможности».Дискуссия шла вокруг четырех тем: роли совета директоров в корпоративном управлении, его функций и комитетов, требований к компетенциям и путей входа в совет. Эксперты делились практикой подготовки заседаний, принятия решений и выстраивания эффективной работы совета в растущих компаниях.В конце вечера команда МИРБИС задала экспертам один, но очень важный вопрос:«Что в первую очередь не понимают современные менеджеры о советах директоров?»«Часто у тех, кто не посвящен в вопрос корпоративного управления, складывается ощущение, что совет директоров – некий отдаленный коллегиальный орган “где-то наверху”, который принимает свои решения и не всегда соприкасается с самой компанией. Но на самом деле, как говорится, все идет с головы, и эта “голова” – как раз совет директоров. Именно совет директоров задаёт тон, определяет культуру принятия решений, траекторию развития компании» — ответил Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA МИРБИС и основатель клуба Business Odyssey.Своими точками зрения также поделились Екатерина Фроловичева, Евгений Бутман, Михаил Братанов и Марина Тарнопольская. Они говорили о ценности внешней экспертизы, о карьере независимых директоров и о том, почему зрелый совет — это не арбитр, а партнер бизнеса.Читайте ответы в новой статье на сайте МИРБИС. 
Конечно, поздняя осень по-своему красива: слякоть, ветер, дожди; постоянный вопрос переходить ли на зимнюю резину — и множество других бытовых и не очень вещей. И, признаться честно, иногда только бокал красного, подогретый теплом руки, пластинка, на которой играет классическая музыка, и звук дождя по стеклу — одно из лучших чувств, которые можно ощутить в ноябре… Согласны?Прекрасно, мы тоже! Именно поэтому вторая встреча Win Wine будет о красном вине. Конечно, одним вином и закусками мы не ограничимся. Вместе с Аллой Третьяковой, руководителем программы MBA «Управление персоналом» в МИРБИС, мы обсудим тему, которая точно вытащит вас из осенней хандры и судорожных поисков витамина С на маркетплейсах — мы поговорим про хобби и увлечения, ну и, разумеется, обсудим, стоит ли зарабатывать на хобби, или это превратит отдушину от рутины в работу № 2.▫️Стоимость участия: 4000 рублей.▫️Место проведения: снова у наших хороших друзей, Школы Сомелье CavaCava (ул. 1905 года, 10, стр. 1).▫️Дата: 11 ноября с 19:00 до 22:00.▫️Количество мест: очень мало, поэтому, если вы хотели посетить первую встречу Win Wine (подробнее о том, как она прошла, можно почитать в нашем блоге), но не смогли, считайте это знаком, что время пришло.Мы попросим у тех, кто запишется на встречу, рассказать о своих хобби — не пугайтесь: пары абзацев или короткого кружочка будет достаточно.Приходите, будет тепло и открыто. А если сейчас вы ощутили в руке бокал вина, то сезонная депрессия точно откладывается.
Секрет продуктивности, который меняет привычные представленияДолгое время считалось, что идеальный ритм работы — 25 минут концентрации и короткий 5-минутный отдых (да, тот самый Помодоро). Но новое исследование Кембриджского университета показало, что у продуктивности есть другой, более естественный темп.Доктор Оливия Ремес, исследователь психического здоровья, отмечает, что самые результативные люди работают около 52 минут, а затем делают 17-минутный перерыв.И этот перерыв важен не только по длительности, но и по качеству.Чтобы мозг действительно восстановился, важно полностью отключиться от технологий. Отойти от компьютера, не проверять почту и не листать ленту в телефоне. Даже короткая пауза без взглядов на экран помогает заметно повысить концентрацию в следующем рабочем цикле.☝️Но на продуктивность влияет не только то, как мы распределяем время. Иногда решают и эмоции, с которыми мы подходим к задаче.Когда не хочется приступать к сложному проекту, полезно переключить внимание с раздражения или усталости на эмоции интереса, любопытства или стремления к результату. Такой внутренний сдвиг делает работу не только эффективнее, но и осмысленнее.Берем в работу новый метод?
❤️ — 100%!
Выпускник МИРБИС получил премию «Человек Ростеха»Руководитель проектов в области медицинских технологий Госкорпорации «Ростех» и выпускник МИРБИС Никита Румянцев стал лауреатом премии «Человек Ростеха – 2025» в номинации «Выбор лидера» по направлению «Забота о людях». В этом году на конкурс было подано около 1500 заявок со всех предприятий холдинга, и лишь 30 из них стали победителями.Проект, который принес Никите признание, связан с созданием индивидуальных медицинских изделий, включая эндопротезы тазобедренного и коленного суставов. До недавнего времени такие протезы производились только за рубежом, но сегодня в России уже налажен выпуск изделий из отечественного сырья.За этим результатом годы настойчивой работы, командная энергия и системное мышление. По словам Никиты, учеба в МИРБИС дала ему понимание, как выстраивать процессы и управлять проектами не интуитивно, а осознанно и стратегически.«До МИРБИС я, честно говоря, не знал, что такое проектное управление, не понимал, как использовать диаграмму Ганта или метод Канбан. А теперь сам умею строить финансовые модели, разговаривать на одном языке с финансистами и бухгалтерами. Научился планировать проекты, формировать команды, правильно ставить задачи и контролировать их выполнение. В МИРБИС мне дали вектор – как системно подходить к работе».Подробнее о проекте, награде и о том, как бизнес-образование помогло Никите Румянцеву стать лидером перемен, читайте в интервью на сайте МИРБИС.
Как хаос на улицах Филадельфии дал начало «Черной пятнице»Своим мрачным именем «Черная пятница» обязана вовсе не маркетологам.В 1950–60-х годах в Филадельфии день после Дня благодарения совпадал с началом рождественских распродаж и приездом тысяч футбольных болельщиков. На дорогах бесконечные пробки, в магазинах очереди на несколько кварталов, улицы заполнены туристами и фанатами. Для полиции это был настоящий кошмар: давки, кражи, происшествия. Именно они и стали этот день называть «черной пятницей». Прошли десятилетия, и смысл фразы изменился: «Черная пятница» стала символом выгодных покупок. В 1980-х ритейлеры поняли, что благодаря большому наплыву людей в этот день, можно получить хорошую прибыль. И с помощью скидок начали привлекать потребителей в свои магазины. Сегодня «Черная пятница» воспринимается по-разному. Для покупателей — это шанс сэкономить и поохотиться за выгодой, для бизнеса — возможность оживить продажи и привлечь внимание к бренду. Но грань между честным предложением и маркетинговой уловкой становится все тоньше, а потому многое зависит от того, как к этому дню подходят обе стороны. С ажиотажем или с осознанностью.Мы поговорили с Дмитрием Дмитриевым, ведущим преподавателем МИРБИС, тренером по маркетингу и продажам, о том, что стоит за современными распродажами и почему формат «Черной пятницы» уже не тот.Что он думает об этом феномене, читайте на карточках.
МИРБИС и «Московская медиагруппа» займутся развитием бизнес-образованияВ условиях стремительных перемен в бизнес-среде все больше ценятся знания, которые можно применять на практике. МИРБИС и «Московская медиагруппа» объединили усилия, чтобы развивать бизнес-образование, соединить академическую и медиаэкспертизу и искать новые решения для задач, с которыми сегодня сталкивается образовательная сфера.Для обеих сторон это сотрудничество — возможность объединить опыт и ресурсы. Для МИРБИС — расширить каналы распространения экспертизы, для медиагруппы — стать участником важного общественного процесса, где медиа помогают формировать деловую культуру и передавать знания.Как отметил директор по маркетингу МИРБИС Арсений Гудин, союз с медиагруппой поможет не только укрепить экспертные позиции школы, но и внести вклад в развитие всей отрасли:«Для нас важна не только собственная экспертиза, но и экспертность СМИ. Мы надеемся, что это сотрудничество поможет не только нам, но и российскому бизнес-образованию в целом. Ведь как некоммерческая организация мы преследуем в первую очередь общественные цели».Основатель «Московской медиагруппы» и главный редактор «Московской газеты» Валерий Ивановский добавил, что партнерство открывает новые возможности для распространения знаний и практического опыта:«Главное направление нашего взаимодействия в том, что МИРБИС укореняется как источник трансляции научно-практических знаний, которые помогают запускать новые бизнесы, внедрять инновации и, в конечном счете, способствуют процветанию страны. Можно даже сказать, что МИРБИС — это своего рода продуцент счастья».Подробнее о партнерстве читайте на сайте МИРБИС.