Основы искусства обучения взрослых были введены в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом. С тех пор прошло много времени. Изменились условия обучения, появились новые методики и инструменты обучения, технические возможности, digital-технологии, повысились требования к качеству программ обучения и, конечно же, изменились ожидания слушателей от процесса обучения.
Новое поколение выросло в других условиях и на других педагогических технологиях.
Оно избаловано разными тренингами и мастер-классами, где весь учебный материал преподносится «вкусно»:
Учить так, как учили 10-20 лет назад, уже не получится. У слушателей будет разочарование и, как следствие, демотивация в обучении.
Поэтому перед преподавателями и тренерами появляется вызов – усовершенствовать учебные курсы под новые реалии.
Раньше педагогов учили, что учебная дисциплина предполагает передачу знаний от «учителя к ученику». Задача преподавателя состояла в том, чтобы наполнить курс содержанием (знаниями) и методологией.
Сегодня учебный курс – это ценность, которая либо востребована на рынке, либо нет.
Ценность учебного курса определяется тремя аспектами:
Ценность учебного курса можно определить по ответам на вопросы:
Ценность преподавателя/тренера отражается через его:
Ценность аудитории отражает отношение преподавателя к людям, ради которых он делает свою работу, заботу о комфорте и благополучии слушателей.
Посмотрите на свой учебный курс через призму создания ценности. Насколько ваш курс действительно ценен в современных реалиях?
1. В первую очередь на понимание, что взрослый – это не белый лист бумаги, на котором можно писать всё, что угодно (в отличие от детей, у которых психика впитывает всё, как губка). Взрослые приходят в аудиторию с «багажом»: жизненного опыта, установок, страхов, собственного мнения, интересов. Всю новую информацию они пропускают через фильтры этого «багажа».
Вспомните, как часто вы заходили в аудиторию и видели уставшие лица слушателей (особенно в корпоративном формате обучения). Их усталость не столько от переработки, сколько от защитных блоков, которые мешают с открытостью воспринимать учебный материал:
Взрослые слушатели не принимают всё на веру, а ищут подтверждения и аргументации со стороны преподавателя, что это важный учебный материал.
У них в голове постоянно крутятся вопросы:
Если в учебный курс не заложить ответы на приведённые выше вопросы, то вы получите демотивированных слушателей. Поэтому первая задача преподавателя при проектировании и корректировке учебного курса - показать, чему научатся слушатели и как это непосредственно связано с их работой. Эта информация должна быть ключевой и транслироваться в начале курса. По ней же будет оцениваться результат обучения - научились ли слушатели данным навыкам и умениям.
2. Поскольку взрослая аудитория всё пропускает через фильтр «А как это касается лично меня?», то и учебный материал нужно развернуть «лицом» к слушателям. К сожалению, учебные программы пишутся академическим языком под требования заказчика. Они не про «боль» слушателей, а про решение задач бизнеса и организации. Здесь появляется вторая задача преподавателя - перевести академические формулировки курса с формального «неживого» языка на «живой» - понятный для слушателей язык.
Сравните:
В программе написано: «Цель курса - обучить сотрудников работать с жалобами со стороны клиентов». Кто хочет видеть такую формулировку? Слушатель или руководитель, которому важно, чтобы сотрудник мог выполнять данные действия? Руководитель, как заказчик обучения.
А для слушателя важно ответить на вопрос: «Что и как я смогу делать после обучения, чтобы быть успешным в работе?».
Здесь формулировка цели курса должна видоизмениться: «После курса обучения вы сможете обрабатывать жалобы клиентов в соответствии с процедурой обработки жалоб компании в течение 3-х часов, используя алгоритмы работы с претензиями».
Важно! Уберите слайд презентации с целями и задачами курса в формулировках академической программы. Если обозначаете цель, то формулируйте её с точки зрения слушателя - что сможет делать слушатель в результате обучения, зачем ему нужны эти знания и навыки, где и как они ему помогут в работе.
Сравните:
Такой же перевод необходимо выполнить для каждой задачи курса.
При переводе программы с академического языка на «живой» язык можно «поиграть» с формулировками названия тем занятий. Скучные названия можно «упаковать» в интригующие или заставляющиеся задуматься названия. В этом помогают два секрета успешных тренеров:
Это позволит «захватить внимание» слушателей в начале курса обучения.
При проектировании учебного курса необходимо учитывать возрастные особенности аудитории. Ожидания от процесса обучения будут разными у сотрудников 50 лет и 20 лет.
Что хотят видеть в обучении сотрудники
поколения Х:
поколения Y:
поколения Z:
Третья задача преподавателя- выбирать методы и инструменты обучения, адекватные аудитории.
Как обучать сотрудников поколений Y и Z:
Процесс обучения взрослых людей – это улица с двусторонним движением. Вы постоянно должны быть во взаимодействии, отслеживать реакции друг друга на происходящее во время занятия. Если кто-то выпадает из данного процесса, то снижается качество обучения. У слушателей остаётся эмоциональный осадочек «чего-то не хватили, чтобы было здорово», а у преподавателя появляется чувство неудовлетворения от проделанной работы. Учёт потребностей двух сторон и выстраивание эффективного сотрудничества позволит создать ценный продукт, в результате которого все будут довольны.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.
15 ноября 2025 года во Всероссийской академии внешней торговли прошла ежегодная конференция организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Площадка собрала свыше 300 представителей власти, бизнеса и образования, чтобы обсудить, как меняются запросы к управленческим компетенциям и каким должен быть курс на развитие российской экономики. От бизнес-школы МИРБИС на конференции присутствовал директор департамента повышения квалификации и профессиональной переподготовки Валерий Залко, который принял участие в обсуждениях и рабочих контактах с партнерами Президентской программы.
МИРБИС вошел в число 300 лучших бизнес-школ мира по версии международного рэнкинга Eduniversal, занял 1-е место среди российских бизнес-школ в лиге 4 Palmes of Excellence и стал 5-м среди бизнес-школ России.
12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».