В 2026 году отрасль бизнес-образования по-прежнему будет находиться под сильным и комплексным влиянием PEST-факторов: политической конъюнктуры, экономической ситуации, социальных сдвигов и технологических изменений.
Вопросы, на которые нам всем предстоит искать ответы, лежат в самых разных плоскостях: как бизнес отреагирует на новые законодательные, в частности налоговые, инициативы? Сохранится ли потребительское поведение, ориентированное на самое необходимое, или нас ждет новая волна импульсивного потребления?
В этой многомерной реальности я выделяю три ключевых тренда, которые будут определять правила игры.
На рынке бизнес-образования нас ждут новые коллаборации – не только на программном уровне, но и стратегическом. Речь идет о партнерствах между московскими и региональными бизнес-школами, подобно тому, что уже начали делать мы в МИРБИС и некоторые наши коллеги.
Одновременно взгляд отрасли будет обращен за пределы привычных границ – на Юго-Восточную Азию и страны БРИКС+. Не исключаю, что нас, представителей российского бизнес-образования, можно будет чаще увидеть и в некоторых частях Европы, где на уровне образования могут произойти переориентации в сторону нового сотрудничества.
Флагманские программы MBA и EMBA станут динамичнее, более проектно-ориентированными, с сильной практической составляющей, которую будут нести преподаватели-эксперты.
Этот тренд на углубление практичности приведет к более явной поляризации: на рынке еще отчетливее выделится пятерка-семерка ведущих школ, которые продолжат держать высокую планку качества. Для остальных игроков конкуренция серьезно обострится.
С большой долей вероятности на рынке бизнес-образования появится еще больше образовательных «дженериков». В поиске новых форматов некоторые игроки могут искать новые формы, сохраняя при этом классические названия и смыслы, что является не позитивным фактором влияния, а серьезным риском для репутации всей отрасли. Это требует от ведущих школ особой четкости в позиционировании и донесении ценности.
Основные риски, на мой взгляд, лежат в плоскости возможных законодательных инициатив, если, например, возникнут посылы к изменению регулирования рынка дополнительного образования (ДПО).
Впрочем, мне верится, что этого не случится, так как предпринимателям и руководителям по-прежнему критически нужна фундаментальная поддержка в виде знаний.
Более реальный вызов – это экономика и покупательская способность нашей целевой аудитории, которые будут напрямую определять приоритеты слушателей в выборе программ.
Для ведущих бизнес-школ и их руководителей эти изменения станут либо критичным вызовом, либо поводом для осмысления и нетривиальных решений. Все зависит от того, кто, как и с какой целью ищет новые смыслы, «прощупывает» новые бизнес-модели и делает стратегию гибкой.
МИРБИС работает на рынке 37 лет, и наш ключевой принцип – всегда держать руку на пульсе: через новые программы, работу с корпоративным сегментом и постоянное изучение изменяющихся потребностей аудитории.
Мой совет руководителям на 2026 год прост и одновременно сложен.
Во-первых, сегодня как никогда важны ясный взгляд и ровное дыхание, включая баланс между работой и отдыхом, потому что уставший лидер не мотивирует команду.
Во-вторых, критически важна отличная команда, состоящая только из тех, кто готов, может и хочет решать проблемы и достигать результата вместе. Роль «пассажиров» в бизнесе будет непопулярной и, главное, бессмысленной.
Оценивайте свои силы, не бойтесь проводить мозговые штурмы для генерации новых идей и, что самое важное, будьте позитивны. Именно такой настрой позволит не просто адаптироваться к изменениям, а задавать тренды.
Карева Марина Владимировна
18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС совместно с Клубом директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) провела конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям». В конференции приняли участие эксперты из промышленности, науки и бизнеса, которые обсудили, как технологии искусственного интеллекта ускоряют путь от научной идеи до готового продукта. Особое внимание было уделено вызовам и стратегиям внедрения ИИ в условиях перехода к Индустрии 5.0. В зале собрались около сотни профессионалов и экспертов из разных отраслей. Среди участников конференции – ведущие специалисты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Аэрофлота, Центра стратегической аналитики и больших данных НИУ ВШЭ и других организаций.
Разнообразие прорывных идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-387 в бизнес-школе МИРБИС.
12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.
15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.
Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.